решение по иску о признании бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным, возложении обязанности



                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                              Именем Российской Федерации22 сентября 2011г.Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.

С участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Читы Панкова А.В.

При секретаре Кутявиной Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о признании бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным, возложении обязанности,

      

                                                           у с т а н о в и л :

Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая следующее. Проведенной проверкой по исполнению жилищного законодательства в части содержания бесхозяйного жилого фонда на территории Железнодорожного административного района г.Читы, установлено, что в жилые помещения, расположенные в доме ... по ..., не имеют собственника и балансодержателя.

Сведения о правообладателях на данные жилые помещения отсутствуют, что позволяет отнести указанные помещения к бесхозяйным.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Поскольку администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: .... Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - жилого дома по адресу: ... и принять указанный жилой дом в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

По аналогичным основаниям прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: ..., .... Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - жилого дома по адресу: ..., ... и принять указанный жилой дом в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

Иски прокурора объединены для совместного рассмотрения в одно производство.

В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - квартиры ... в доме ... по ... в ....

Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества квартиры №... в доме №... по ... и принять указанную квартиру в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - квартир №№ ... в доме №... по ....

Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества квартир №№ ... в доме №... по ... в ... и принять указанную квартиру в муниципальную собственность в установленном законом порядке.

В судебном заседании помощник прокурора Панков А.В. от исковых требований о принятии квартир в муниципальную собственность отказался. В остальной части исковые требования поддержал.

Ответчик администрация городского округа «Город Чита» о месте и времени рассмотрения дела извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита».

Третье лицо Хитров Н.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал. Суду пояснил, что он желает впоследствии приобрести квартиру №... в доме №... по ... в ... в свою собственность.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю Потехина Е.Ю. возражений относительно исковых требований не высказала. Суду пояснила, что на кадастровом учете в перечне ранее учтенных земельных участков значится земельный участок по .... Сведений о земельном участке по названному адресу в Железнодорожном районе г.Читы не имеется.

Третьи лица З. А.В., Т. Н.К., ОАО «...» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие третьих лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что дом №... по ... в ... ранее находился на балансе государственного предприятия «...», которое впоследствии было реорганизовано в ГУП по производству биосельхозпродукции, реорганизованное в свою очередь в ОАО «...». Жилой фонд на баланс какого-либо предприятия передан не был.

Сведений о принадлежности какому-либо предприятию жилого дома №... по ..., в судебном заседании не установлено.

В настоящее время квартира №... в жилом доме №... по ..., квартиры №№ ... в жилом доме №... по ... в ... являются бесхозяйными, поскольку сведения о принадлежности дома либо квартир кому-либо отсутствуют.

Квартиры не значатся ни в федеральной, ни в муниципальной собственности.

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края сообщил об отсутствии в реестре государственного имущества Забайкальского края записи об объектах недвижимого имущества: жилого дома по ..., жилого дома по ... в ....

Согласно сведений из Реестра объектов технического учета на жилые дома № ... по ..., ... по ... в ... сведений о собственнике, балансодержателе не имеется.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п.п. 5, 6, 7 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

Из анализа данных норм права следует, что именно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают условия осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, на обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению.

Вместе с тем приведенные нормы закона администрацией городского округа «Город Чита» в отношении вышеуказанных квартир, и всего дома в целом, не исполняются.

Бездействие ответчика является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности и целостности.

В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Норма права о необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фронда не может быть реализована в случае несоблюдения органом местного самоуправления требований ч. 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, устанавливающего право органа местного самоуправления обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности.

Кроме органа местного самоуправления законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Следовательно, орган местного самоуправления, являющийся единственным органом, уполномоченным на выполнение положений ст.225 Гражданского кодекса РФ, обязан принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество.

                                Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

                                                                  р е ш и л :

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - квартиры №... в доме №... по ... в ..., квартир №№ ... в доме №... по ... в ....

Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества квартиры №... в доме №... по ... в ..., квартир №№ ... в доме №... по ... в ....

Решение может быть обжаловано либо на него может быть подано представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.

                                                         С у д ь я :