Решение по иску о возложении обязанности произвести очистку захламленной территории



                                                                                                                                                                                                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                                    Именем Российской Федерации

25 июня 2012г.

Железнодорожный районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.,

С участием помощника прокурора Золотарева И.В.,

При секретаре Ивановой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности произвести очистку захламленной территории,

                                                                у с т а н о в и л :

Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с вышеназванным иском, указывая следующее.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.8 Федерального закона №86-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов возложена на органы местного самоуправления.

Решением Читинской городской Думы от ... ... утвержден Устав городского округа «Город Чита», в соответствии с которым к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа «Город Чита», относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.

В соответствии со ст.9 Решения Думы городского округа «Город Чита» от ... ... «Об утверждении Положения об администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» администрация района имеет право, в том числе, осуществлять благоустройство и озеленение, санитарную очистку территории района в пределах средств, утвержденных в бюджете городского округа «Город Чита» согласно смете доходов и расходов.

Согласно справки о проведенном обследовании от ... в нарушение требований п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на перекрестке улиц ... в ... на территории, непосредственно примыкающей к проезжей части (на обочине) ... с правой стороны по ходу движения по ... в сторону ..., расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

В соответствии с п.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих правил.

Кроме того, наличие несанкционированной свалки на проезжей части создает угрозу безопасности дорожного движения, препятствует проезду транспортных средств по ....

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор просит суд возложить на администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» обязанность по очистке захламленной территории, расположенной на перекрестке улиц ... в ....

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Читы Золотарев И.В. исковые требования поддержал.

Ответчик администрация городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» Белова Н.Г. исковые требования не признала. Полагает, что ответственным за сбор и вывоз мусора с данной территории является администрация городского округа «Город Чита».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные нормы закреплены в ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», где прописывается, что благоприятной окружающей средой является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативным воздействием на окружающую среду, в соответствии со ст.1 ФЗ названо такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г. территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В судебном заседании установлено и подтверждено справкой о проведенной проверке, что по названному в иске прокурора адресу: ..., перекресток улиц ... действительно длительное время складируются и не вывозятся отходы потребления. Указанное приводит к их загниванию, способствует возникновению различных инфекций, являющихся возбудителями массовых заболеваний.

В соответствии с п.1.2 СанПиН ... «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий; жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта, в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В силу п.2.1.1 СанПиН объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды.

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст.7), дублируя данные положения, устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, и относит к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.

Статья 8 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов возлагает на органы местного самоуправления города.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в редакции от 03.12.2011г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (в редакции от 13.12.2011г.) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ст.5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.3 Устава городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от ..., граница городского округа - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, установлена законом Забайкальского края. Официальными документами, фиксирующими городскую черту на местности, являются картографическое описание и план-схема границы городского округа, утвержденные в установленном законом порядке, содержащие необходимые пояснения.

В силу ст.4 Устава городского округа «Город Чита» территорию городского округа составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория городского округа разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями, границы которых зафиксированы в плане-схеме городского округа.

В силу п.4 пп.5 ст.58 Устава администрация городского округа осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по очистке захламленной территории на перекрестке улиц ... в ... на администрацию городского округа «Город Чита».

В иске к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку Железнодорожный административный район является лишь административным районом муниципального образования.

                                Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

                                                          Р е ш и л :

Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность произвести очистку захламленной территории на перекрестке улиц ... в ....

В иске к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                                                          С у д ь я :