№ 2-210/2012 решение об удовлетворении в части иска о расторжении договора, взыскании убытков, пени, морального вреда



                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации 02 мая 2012г. Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.

При секретаре Макаровой М.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшнова К.А., Коробейниковой У.К. к ООО «...» о расторжении договора, взыскании убытков, пени, морального вреда,

                                                         у с т а н о в и л :

Яшнов К.А., Коробейникова У.К. обратились в суд с иском, указывая, что ... Яшнов К.А. обратился к ООО «...» расположенному по адресу: ..., ..., для оформления Шенгенской визы в Чешскую республику для себя и для гражданской жены Коробейниковой У.К.

Общество взяло на себя обязанность оказать услугу по составлению заявления и оформлению Шенгенской визы в Чешскую Республику.

Сотрудниками общества был согласован срок оказания услуги, который составляет 5-8 рабочих дней без учета пересылки документов.

Стоимость услуги составляла сумму ...., которая была внесена в кассу Общества, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ...

... Яшновым К.А. переданы сотрудникам Общества два комплекта пакта документов на него и Коробейникову У.К., которые Общество затребовало для оформления виз.

... Яшнову К.А. по его звонку в Общество сообщили, что документы готовы, и он получит их в г.Москве.

... ему позвонили работники Общества и также подтвердили о передаче ему документов в г.Москве.

... ему снова позвонили из Общества и сообщили, что им отказали в выдаче виз, так как забронированный отель не подошел посольству.

... ему также стало известно, что в выдаче виз отказано, так как забронированный отель не подошел посольству, хотя официальный отказ посольства от ... и причина отказа иная.

Оказанная Обществом услуга по оформлению виз выполнена с не надлежащим качеством, что и привело к отказу в их выдаче, так как представленная информация, подтверждающая цель и условия предполагаемого пребывания, была недостоверной, что подтверждается отказом посольства от ...

... Яшнов К.А. и Коробейникова У.К. обратились к Обществу с письменной претензией и требованием произвести возврат денежных средств, уплаченных по договору, и возмещение убытков.

Согласно ответу на претензию Обществом в удовлетворении заявленных требований отказано.

Поскольку услуга, предоставленная обществом, выполнена не надлежащего качества, т.к. неоднократно переделывались документы, фотографии, что привело к отказу в выдаче виз, следовательно, указанный договор подлежит расторжению.

Истцы просят суд расторгнуть договор оказания услуг по оформлению Шенгенской виз в Чешскую Республику от ... и взыскать с ООО «...» уплаченную сумму в размере ...., неустойку в размере ...., убытки в размере ...., в счет компенсации морального вреда ...., судебные расходы ....

В ходе рассмотрения дела истцы исковые требования уточнили.

Истец Яшнов К.А. просит суд расторгнуть договор оказания услуг по оформлению Шенгенской визы в Чешскую Республику от ... Взыскать с ООО «...» в его пользу уплаченную сумму в размере ...., неустойку в размере ...., в счет компенсации морального вреда ...., судебные расходы ...., убытки в размере ....

Истица Коробейникова У.К. просит суд расторгнуть договор оказания услуг по оформлению Шенгенской визы в Чешскую республику от .... Взыскать с ООО «...» в ее пользу убытки в размере ....

В судебном заседании истец Яшнов К.А., его представитель Тиханчик А.А. исковые требования поддержали.

Истица Коробейникова У.К. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования, заявленные ранее, поддерживает.

ООО «...», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Об уважительности причин неявки не сообщило. В канцелярию суда посредством факсимильной связи поступило заявление ООО «...» о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Просит рассмотреть ходатайство об истребовании доказательств и удовлетворить его.

Вместе с тем, ходатайство в канцелярию суда не поступило.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно квитанции от ... от Яшнова К.А. в кассу организации ООО «...» поступила денежная сумма в размере ....

В судебном заседании Яшнов К.А. пояснил, что данная сумма была передана им работникам ООО за оказание услуги по оформлению Шенгенских виз на него и на Коробейникову У.К. в Чешскую Республику.

ООО «...» факта получения денежных средств именно для оказания данной услуги не отрицало.

В связи с этим суд признает установленным тот факт, что ответчик принял на себя обязательство по оказанию истцам содействия в оформлении виз, для чего ответчику (представительство ООО «...» в г.Чите) ... были переданы необходимые (по его указанию) документы.

... Яшнову К.А. сообщили, что в выдаче виз отказано.

Из официального документа - отказа в выдаче /аннулировании/ отмене визы следует, что в выдаче визы отказано по причине того, что представленная информация, подтверждающая цель и условия предполагаемого пребывания, была недостоверной.

В судебном заседании Яшнов К.А. пояснил, что неофициально ему представителями ООО «...» было сообщено о том, что в выдаче виз отказано по причине того, что забронированный им отель не подошел Посольству Чешской Республики.

Свидетель М. В.А. суду показал, что он осуществлял деятельность в должности ... ООО «...» в г.Чите, когда к ним обратился за содействием в получении виз Яшнов К.А. Он передал им все необходимые для получения виз документы, сообщил о самостоятельном бронировании отеля. Собранные документы ими были направлены в московскую организацию, занимающуюся оформлением виз. Спустя некоторое время им позвонили из ООО «...» г.Москвы и сообщили, что в выдаче виз отказано по причине того, что забронированный отель не подошел посольству Чешской Республики. Он приезжал по месту работы Яшнова К.А., посоветовал писать претензию для расторжения договора.

Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ст.10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.

Таким образом, ответчик обязан был затребовать у заказчика все необходимые документы для оформления виз, проследить их соответствие предъявляемым требованиям для оказания услуги надлежащего качества, в том числе возможность получения виз при самостоятельном бронировании истцами отеля в государстве, куда они намеревались выезжать.

Более того, получив документы, ответчик имел возможность известить истцов о невозможности получения виз по каким-либо причинам и необходимости приведения документов в соответствие с целью исполнения услуги надлежащего качества.

Указанного сделано не было, следствием чего явилось оказание услуги по получению виз ненадлежащего качества.

В силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1996г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Согласно ст.10.1 названного Закона настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К данным отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии со ст.31 названного Закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно названной статьи в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Постановлением по делу об административном правонарушении от ..., вынесенным руководителем Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Д. Л.Е. ООО «...» привлечено по данному факту к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ за несвоевременное представление потребителю необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, в виде административного штрафа в размере ....

В связи с этим, поскольку качество выполненной ответчиком услуги не соответствовало условиям договора, а недостатки результата услуги явились существенными и неустранимыми, исковые требования о расторжении договора и взыскании убытков подлежат удовлетворению.

Яшнов К.А. понес расходы на приобретение железнодорожных билетов Чита-Иркутск-Чита в размере ...., авиабилетов Иркутск-Москва-Иркутск ...., авиабилетов Москва-Прага-Москва в размере ....

В связи с тем, что услуга по оформлению визы была оказана ненадлежащего качества, поездка не состоялась, истцом произведен возврат авиабилетов и возвращена сумма по железнодорожным билетам в размере ...., авиабилетам Иркутск-Москва-Иркутск в размере ...., авиабилетам Москва-Прага-Москва в размере ...., всего сумма возврата составила .... В связи с чем убытки истца составили ....

Также в пользу истца подлежит взысканию сумма, переданная по договору на оказание услуги, в размере ....

Коробейникова У.К. понесла расходы на приобретение железнодорожных билетов Чита-Иркутск-Чита в размере ...., авиабилетов Иркутск-Москва-Иркутск ...., авиабилетов Москва-Прага-Москва в размере ....

В связи с тем, что услуга по оформлению визы была оказана ненадлежащего качества, поездка не состоялась, истицей произведен возврат авиабилетов и возвращена сумма по железнодорожным билетам в размере ...., авиабилетам Иркутск-Москва-Иркутск в размере ...., авиабилетам Москва-Прага-Москва в размере ...., всего сумма возврата составила .... В связи с чем убытки истицы составили ....

В удовлетворении требования о взыскании убытков в связи с бронированием гостиницы надлежит отказать как необоснованно заявленные поскольку бронирование гостиницы осуществлялось истцом самостоятельно, без согласования с ответчиком.

С ответчика подлежит взысканию в пользу истца неустойка, размер которой не может превышать цену оказания услуги, и, следовательно, ее размер не может превышать ....

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Принимая во внимание степень вины нарушителя, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о взыскании морального вреда в размере ... рублей.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере ....

На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца Яшнова К.А. расходы на оплату услуг представителя в размере ...., расходы за выдачу доверенности ...., всего ....

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец освобожден от уплаты судебных расходов, они подлежат взысканию с ответчика в размере ....

                                       Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, -       

                                                                р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Расторгнуть заключенный между Яшновым К.А., Коробейниковой У.К. и ООО «...» договор на оказание услуги от ....

Взыскать с ООО «...» в пользу Коробейниковой У.К. убытки в размере ....

Взыскать с ООО «...» в пользу Яшнова К.А. убытки в размере ...., пеню в размере ...., в счет компенсации морального вреда ...., судебные расходы в размере ....

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «...» штраф за неудовлетворение требований потребителя в размере ....

Взыскать с ООО «...» госпошлину в бюджет городского округа «Город Чита» в размере ....      

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                                                                  С у д ь я :