Дело № 2-196-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Газимурский Завод 11 июля 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Алексеевой О.В., с участием прокурора Газимуро-Заводского района Бектемирова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района к Совету сельского поселения «Буруканское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, суд УСТАНОВИЛ: 27.06.2011 в Газимуро-Заводский районный суд поступило исковое прокурора Газимуро-Заводского района к Совету сельского поселения «Буруканское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. В судебном заседании прокурор Газимуро-Заводского района Бектемиров А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. По существу прокурор Газимуро-Заводского района Бектемиров А.И. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Совете сельского поселения «Буруканское». По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего федерального законодательства о противодействии коррупции Совет сельского поселения «Буруканское» не проводит экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов. На основании изложенного, прокурор Газимуро-Заводского района Бектемиров А.И. просит суд возложить обязанность на Совет сельского поселения «Буруканское» провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, указанных в заявлении. Представитель Совета сельского поселения «Буруканское» в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют данные извещения. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими удовлетворению. Данный вывод основан на следующем анализе. Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Часть вторая статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что данным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, государство законодательно предусматривает механизм борьбы с коррупцией. Не выполнение требований, изложенных в законе, нарушает интересы Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией. В соответствии со статьёй первой Федерального Закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Статья вторая Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В силу пункта второго статьи шестой названного Закона одной из мер по профилактике коррупции, является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). В соответствии с пунктом четвертым статьи третей указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что Совет сельского поселения «Буруканское», как представительный орган власти не предпринимал необходимых и достаточных мер к проведению антикоррупционной экспертизы принятых и действующих в настоящее время нормативно-правовых актов сельского поселения «Буруканское». Доказательств опровергающих доводы, указанные в заявлении прокурора района, главой Совета сельского поселения «Буруканское» суду не представлено. Из чего следует, что действия органов местного самоуправления – Совета сельского поселения «Буруканское» по принятию муниципальных нормативно-правовых актов, без проведения их антикоррупционной экспертизы, являются незаконным. В соответствии с п.«а» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. В связи с чем, путем рассмотрения проектов нормативно-правовых актов и принятия нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органы местного самоуправления, в данном случае Совет сельского поселения «Буруканское» нарушает требования Конституции РФ и ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и интересы Российской Федерации по вопросам предметов ведения Российской Федерации, установленных ст.71 Конституции РФ. Так, из данных материалов дела определено, что не проведена экспертиза следующих нормативно-правовых актов: решение третей сессии третьего созыва № 7 от 16.02.2011 «Об утверждении суммы платежей по налогу на самооблажение на 2011год», решение третей сессии третьего созыва № 8 от 16.02.2011 «Об утверждении Программы социально-экономического развития сельского поселения «Буруканское» на 2011-2020 годы», решение третей сессии третьего созыва № 9 от 16.02.2011 «Об утверждении Соглашения о передаче полномочий по организации мероприятий в области архитектуры и градостроительства на территории сельского поселения», решение четвертой сессии третьего созыва № 11 от 24.03.2011 «Об утверждении муниципальной казны сельского поселения «Буруканское»», решение четвертой сессии третьего созыва № 13 от 24.03.2011 «Об Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении». В связи с рассмотрением проектов нормативно-правовых актов и принятием нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органами местного самоуправления – Советом сельского поселения «Буруканское» нарушается статья вторая Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», чем нарушаются интересы государства в борьбе с коррупцией. Заключения о проведении антикоррупционной экспертизы должностными лицами Совета сельского поселения «Буруканское» не составляются, то есть обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, не исполняется. Статьей 3 Федерального закона № 273-Ф3 установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Совета сельского поселения «Буруканское», выразившемся в не проведение антикоррупционной экспертизы и не выявление в нормативно-правовых актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района, удовлетворить. Обязать Совет сельского поселения «Буруканское» провести антикоррупционную экспертизу следующих нормативно-правовых актов: - решение третей сессии третьего созыва № 7 от 16.02.2011 «Об утверждении суммы платежей по налогу на самооблажение на 2011год»; - решение третей сессии третьего созыва № 8 от 16.02.2011 «Об утверждении Программы социально-экономического развития сельского поселения «Буруканское» на 2011-2020 годы»; - решение третей сессии третьего созыва № 9 от 16.02.2011 «Об утверждении Соглашения о передаче полномочий по организации мероприятий в области архитектуры и градостроительства на территории сельского поселения»; - решение четвертой сессии третьего созыва № 11 от 24.03.2011 «Об утверждении муниципальной казны сельского поселения «Буруканское»»; - решение четвертой сессии третьего созыва № 13 от 24.03.2011 «Об Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении»; Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья А.В. Хайруш