Дело № 2-207-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Газимурский Завод 18 июля 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Алексеевой О.В., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Зеренское» и Совету сельского поселения «Зеренское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, суд УСТАНОВИЛ: 11.07.2011 в Газимуро-Заводский районный суд поступило исковое прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Зеренское» и Совету сельского поселения «Зеренское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. В судебном заседании помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. По существу помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации сельского поселения «Зеренское» и в Совете сельского поселения «Зеренское». По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего федерального законодательства о противодействии коррупции администрация сельского поселения «Зеренское» и Совет сельского поселения «Зеренское» не проводит экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов и их проектов. На основании изложенного, помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. просит суд возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Зеренское» и Совет сельского поселения «Зеренское» провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, указанных в заявлении. Представитель ответчиков – глава администрации сельского поселения «Зеренское» и председатель Совета сельского поселения «Зеренское» Кучулов А.В., будучи надлежащим образом, уведомленным о дне и месте рассмотрения дела, исковые требования прокурора признал в полном объеме, просил суд их удовлетворить и рассмотреть дело в его отсутствие. Исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими удовлетворению. Данный вывод основан на следующем анализе. Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Часть вторая статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что данным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, государство законодательно предусматривает механизм борьбы с коррупцией. Не выполнение требований, изложенных в законе, нарушает интересы Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией. В соответствии со статьёй первой Федерального Закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Статья вторая Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В силу пункта второго статьи шестой названного Закона одной из мер по профилактике коррупции, является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). В соответствии с пунктом четвертым статьи третей указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что администрация сельского поселения «Зеренское»» и Совет сельского поселения «Зеренское», как исполнительный и представительный органы власти соответственно не предпринимали необходимых и достаточных мер к проведению антикоррупционной экспертизы принятых и действующих в настоящее время нормативно-правовых актов и их проектов. Доказательств опровергающих доводы, указанные в заявлении прокурора района представителем ответчика – главой администрации сельского поселения «Зеренское» и председателем Совета сельского поселения «Зеренское» Кучуловым А.В., суду не представлено. Из данного следует, что действия органов местного самоуправления – администрации сельского поселения «Зеренское» и Совета сельского поселения «Зеренское» по принятию муниципальных нормативно-правовых актов, без проведения их антикоррупционной экспертизы, являются незаконным. В соответствии с п.«а» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. В связи с чем, путем рассмотрения проектов нормативно-правовых актов и принятия нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органы местного самоуправления, в данном случае, администрация сельского поселения «Зеренское» и Совет сельского поселения «Зеренское» нарушают требования Конституции РФ и ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и интересы Российской Федерации по вопросам предметов ведения Российской Федерации, установленных ст.71 Конституции РФ. Так, из данных материалов дела определено, что администрацией сельского поселения «Зеренское» не проведена экспертиза следующих нормативно-правовых актов: постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 3 от 25.02.2011 «О подготовке правил землепользования и застройки сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район», составе и порядке деятельности комиссии по подготовке правил», постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 4 от 25.02.2011 «О порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории сельского поселения «Зеренское», постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 6 от 21.03.2011 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения «Зеренское». В свою очередь Советом сельского поселения «Зеренское» не проведена экспертиза следующих нормативно-правовых актов: решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 6 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки документов генерального плана, порядке подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также составе, порядке подготовки планов реализации таких документов сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район», решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 7 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о составе, порядке, подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельского поселения «Зеренское», решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 8 от 25.02.2011 «О принятии Положения о подготовке и утверждении документов территориального планирования территории сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район», решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 9 от 25.02.2011 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования генерального плана сельского поселения «Зеренское», решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 10 от 25.02.2011 года «Об утверждении комплексной программы социально- экономического развития сельского поселения «Зеренское» на 2011-2020 годы». В связи с рассмотрением проектов нормативно-правовых актов и принятием нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органами местного самоуправления, в данном случае, администрация сельского поселения «Зеренское» и Совет сельского поселения «Зеренское» нарушают статью вторую Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и как следствие нарушают интересы государства в борьбе с коррупцией. Заключения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов должностными лицами администрации сельского поселения «Зеренское» и Совета сельского поселения «Зеренское» не составляются, то есть обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, не исполняется. Статьей 3 Федерального закона № 273-Ф3 установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации сельского поселения «Зеренское» и Совета сельского поселения «Зеренское», выразившемся в не проведение антикоррупционной экспертизы и не выявление в нормативно-правовых актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан. Учитывая изученные материалы гражданского дела, суд принимает во внимание факт признания исковых требований представителем ответчиков Кучуловым А.В., поскольку это обстоятельство не нарушает права и интересы третьих лиц и соответствует нормам закона. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района, удовлетворить. Обязать Совет сельского поселения «Зеренское» провести антикоррупционную экспертизу следующих нормативно-правовых актов: - решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 6 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки документов генерального плана, порядке подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также составе, порядке подготовки планов реализации таких документов сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район»; - решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 7 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о составе, порядке, подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования на территории сельского поселения «Зеренское»; - решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 8 от 25.02.2011 «О принятии Положения о подготовке и утверждении документов территориального планирования территории сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район»; - решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 9 от 25.02.2011 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования генерального плана сельского поселения «Зеренское»; - решения Совета сельского поселения «Зеренское» № 10 от 25.02.2011 года «Об утверждении комплексной программы социально- экономического развития сельского поселения «Зеренское» на 2011-2020 годы». Обязать администрацию сельского поселения «Зеренское» провести антикоррупционную экспертизу следующих нормативных правовых актов: - постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 3 от 25.02.2011 «О подготовке правил землепользования и застройки сельского поселения «Зеренское» муниципального района «Газимуро-Заводский район», составе и порядке деятельности комиссии по подготовке правил»; - постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 4 от 25.02.2011 «О порядке установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории сельского поселения «Зеренское»; - постановления главы администрации сельского поселения «Зеренское» № 6 от 21.03.2011 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения «Зеренское». Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья А.В. Хайруш