Решение по иску прокурора к администрации сельского поселения `Новоширокинское` о проведенииантикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и их проектов



Дело № 2-275-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Газимурский Завод 27 сентября 2011 года

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Алексеевой О.В., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н., представителя ответчика – заместителя главы администрации сельского поселения «Новоширокинское» Лихановой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Новоширокинское», Совету сельского поселения «Новоширокинское» о проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и их проектов, суд

УСТАНОВИЛ:

27.06.2011 в Газимуро-Заводский районный суд поступило исковое прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Новоширокинское», Совету сельского поселения «Новоширокинское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

В судебном заседании помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. отказался от иска в полном объеме, просил производство по делу прекратить, поскольку ответчики добровольно исполнили вышеуказанные требования закона, представив соответствующее письменное ходатайство от прокурора.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения «Новоширокинское» Лиханова Т.И. подтвердила доводы помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н. в полном объеме, просила суд прекратить производством гражданское дело, в связи с добровольностью исполнения требований прокурора.

Представитель Совета сельского поселения «Новоширокинское» Ткачев В.М. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют данные извещения. В своем заявлении представитель Совета сельского поселения «Новоширокинское» Ткачев В.М. просил дело рассмотреть без его участия, иск прокурора признал.

Из данных искового заявления прокурора Газимуро-Заводского района следует, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации сельского поселения «Новоширокинское» и в Совете сельского поселения «Новоширокинское».

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего федерального законодательства о противодействии коррупции администрация сельского поселения «Новоширокинское» и Совет сельского поселения «Новоширокинское» не проводит экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов и их проектов.

Рассматриваемое судом заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц. В данном случае истец не принимает участия в судебном процессе. Поскольку прокурор является процессуальным истцом, то при его отказе от иска, суд не может прекратить производство по делу, а обязан рассмотреть дело по существу.

В этой связи, ходатайство прокурора о прекращении производства по делу, в связи с добровольностью исполнения требований прокурора, подлежит отклонению.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, также подлежащими отклонению.

Данный вывод основан на следующем анализе.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть вторая статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что данным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, государство законодательно предусматривает механизм борьбы с коррупцией. Не выполнение требований, изложенных в законе, нарушает интересы Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией.

В соответствии со статьёй первой Федерального Закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Статья вторая Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В силу пункта второго статьи шестой названного Закона одной из мер по профилактике коррупции, является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

В соответствии с пунктом четвертым статьи третей указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).

Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что администрация сельского поселения «Новоширокинское», как это требовал прокурор провела антикорупционную экспертизу постановления главы администрации сельского поселения «Новоширокинское» № 12 от 22.04.2011 «О введение на территории сельского поселения «Новоширокинское» режима повышенной готовности» добровольно, то есть до рассмотрения дела по существу, о чем объективно свидетельствуют приобщенное заключение. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов указанными должностными лицами проводится, что также нашло подтверждение в судебном заседании. Совет сельского поселения «Новоширокинское», как представительный орган власти, также проводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов. Требования прокурора в этой части, о проведении антикоррупционной экспертизы конкретного нормативно-правового акта, не заявлены.

Анализ вышеизложенного, позволяет сделать вывод о том, что заключения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов должностными лицами администрации сельского поселения «Новоширокинское» и Совета сельского поселения «Новоширокинское» составляются, то есть обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, исполняется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района, отклонить.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья А.В. Хайруш