Дело № 2-243-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Газимурский Завод 20 сентября 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Цымпилове И.И., с участием прокурора Газимуро-Заводского района Бектемирова А.И., представителя ответчика - администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгиной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на МДОУ «Трубачевский детский сад» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание детского сада устройством видеонаблюдения и введения пропускного режима входа в учреждение, суд УСТАНОВИЛ: 06.09.2011 прокурор Газимуро-Заводского района обратился в Газимуро-Заводский районный суд с иском о возложении на МДОУ «Трубачевский детский сад» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание детского сада устройством видеонаблюдения и введения пропускного режима входа в учреждение. В судебном заседании прокурор Газимуро-Заводского района Бектемиров А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. По существу прокурор Газимуро-Заводского района Бектемиров А.И. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности, в данном случае МДОУ «Трубачевский детский сад». По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего законодательства здание МДОУ «Трубачевский детский сад» не оборудовано системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), видеозапись не осуществляется, отсутствует пропускной режим входа в учреждение. По мнению прокурора, отсутствие указанных мер предосторожности в здании МДОУ «Трубачевский детский сад» ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников их родителей, сотрудников, то есть неопределенного круга лиц, следовательно, влечет нарушение их конституционных прав, создает угрозу возникновения террористического акта. Представитель ответчика – администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгина Н.О. требования прокурора не признала, просила суд их не удовлетворять, указав, что перечисленным в исковом заявлении законодательством прямо не предусмотрена обязанность оборудовать здание МДОУ «Трубачевский детский сад» системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение) и ведением пропускного режима входа в учреждение. Представитель ответчика – заведующая МДОУ «Трубачевский детский сад» Туркина Н.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, иск прокурора поддержала в полном объеме. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими удовлетворению частично. Данный вывод основан на следующем анализе. В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми. Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Газимуро-Заводского района проверки выявлено, что здание МДОУ «Тайнинский детский сад» не оборудовано системой технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), видеозапись не осуществляется, отсутствует пропускной режим входа в учреждение. Данное обстоятельство подтверждает акт проверки от 24.08.2011, что также не оспаривается представителем ответчика Парыгиной Н.О. и заведующей МДОУ «Тайнинский детский сад». В соответствии с требованиями Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 (в редакции от 27.07.2010) «О противодействию терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Противодействие терроризму в Российской Федерации, как это указано в статье второй вышеуказанного закона основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Требованиями статьи четвертой Федерального Закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в редакции от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определено, что целями государственной политики в интересах детей, являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В статье девятой Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» указано, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Законом Читинской области от 21.02.2008 № 1137-ЗЧО утверждена областная целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Читинской области (2008-2010 гг.), которой предусмотрено оснащение образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения и управления эвакуацией людей, системами видеонаблюдения. В связи с реорганизацией и образованием Забайкальского края, в целях продолжение работы по созданию условий, обеспечивающих безопасность всех участников образовательного процесса Постановлением Правительства Забайкальского края от 28.12.2009 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010 -2012 гг.)», которой предусмотрены меры безопасности, указанные в предыдущей программе. Изложенное выше, позволяет суду прийти к однозначному выводу о том, что обеспечение антитеррористической безопасности участников образовательного процесса, в том числе и дошкольного, является обязанностью вышеназванных ответчиков, которым следует принять меры по предупреждению терроризма, физической защите и охране дошкольного образовательного учреждения, в частности, установить в здании детского сада видеонаблюдение и ввести пропускной режим входа это в здание, так как не исполнение данной обязанности ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и их родителей, сотрудников и иных лиц, влечет нарушение конституционных прав человека. В силу части третей ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано оборудовать помещения учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, положениями пункта 4 части 1 статьи 31 ФЗ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных возложена на органы местного самоуправления. Часть вторая ст.120 ГК РФ определяет, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет учредитель и собственник имущества, в данном случае - администрация МР «Газимуро-Заводский район» за счет средств казны, согласно пункта 1.2 Устава МДОУ «Тайнинский детский сад». Так как установленная законом обязанность оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения вышеуказанными устройствами защиты и контроля не возложена на учредителя - администрацию МР «Газимуро-Заводский район», а вменена в обязанность образовательного учреждения - МДОУ «Тайнинский детский сад», суд возлагает на привлеченного соответчика - администрацию МР «Газимуро-Заводский район» только обязанность профинансировать мероприятия по установке указанных мер безопасности, в случае недостаточности средств на эту цель у МДОУ «Тайнинский детский сад». Доводы представителя ответчика Парыгиной Н.О. об отсутствии прямой законом установленной обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения устройством видеонаблюдения и введением пропускного режима входа в учреждение, суд отвергает по изложенным выше мотивам. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского, удовлетворить частично. Обязать МДОУ «Тайнинский детский сад» оборудовать здание муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения устройством видеонаблюдения и ввести пропускной режим входа в учреждение. Возложить на администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию здания МДОУ «Тайнинский детский сад» устройством видеонаблюдения и введения пропускного режима входа в учреждение за счет средств казны, в случае недостаточности собственных финансовых средств у МДОУ «Тайнинский детский сад». Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение десяти суток со дня его оглашения. Судья А.В. Хайруш