Дело № 2-189-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Газимурский Завод 06 сентября 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Цымпилове И.И., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н., представителя ответчика - администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгиной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты, суд УСТАНОВИЛ: 22.06.2011 прокурор Газимуро-Заводского района обратился в Газимуро-Заводский районный суд с иском о возложении на МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты. В судебном заседании помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. По существу помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа». По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего противопожарного законодательства здание МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано устройством молниезащиты. По мнению прокурора, установка устройства молниезащиты на здание образовательного учреждения направлена на обеспечение безопасности учащихся. В свою очередь отсутствие устройства молниезащиты на здании «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, то есть неопределенного круга лиц, следовательно, влечет нарушение их конституционных прав. Представитель ответчика – администрации МР «Газимуро-Заводский район» Парыгина Н.О. требования прокурора признала в полном объеме, просила суд удовлетворить. Суд разъяснил представителю ответчика Парыгиной Н.О. последствия признания иска, регламентированные ст.173 ГПК РФ. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими удовлетворению частично. Данный вывод основан на следующем анализе. В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми. Статьей 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В судебном заседании установлено, что в результате проведенной прокуратурой Газимуро-Заводского района проверки выявлено, что здание МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» не оборудовано устройством молниезащиты. Данное обстоятельство подтверждает информация начальника РУО администрации МР «Газимуро-Заводский район» Овчинниковой Н.И.. В соответствии с частью первой, второй статьи первой Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции и эксплуатации. В соответствии со ст.20 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других общеобразовательных учреждений ППБ-101-89, утвержденными Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 года № 541, установлены требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ независимо от их ведомственной принадлежности. Пунктом 1.3 указанных Правил предусмотрено, что ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие. Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Министерства энергетики РФ № 280 от 30.06.2003 устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 здание, в том числе муниципального образовательного учреждения должно быть оборудовано устройством молниезащиты. Изложенное выше, позволяет суду прийти к однозначному выводу о том, что отсутствие устройства молниезащиты на здании МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и влечет нарушение их конституционных прав. В силу части третей ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано оборудовать помещения учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. Кроме того, положениями пункта 4 части 1 статьи 31 ФЗ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Часть вторая ст.120 ГК РФ определяет, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет учредитель и собственник имущества, в данном случае - администрация МР «Газимуро-Заводский район» за счет средств казны, согласно пункта 2.2 Устава МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа». Так как, установленная законом обязанность оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты не возложена на учредителя - администрацию МР «Газимуро-Заводский район», а вменена в обязанность образовательного учреждения - МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа», суд возлагает на привлеченного соответчика - администрацию МР «Газимуро-Заводский район» только обязанность профинансировать мероприятия по устройству молниезащиты, в случае недостаточности средств на эту цель у МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа». Учитывая изученные материалы гражданского дела, суд принимает во внимание факт признания исковых требований прокурора представителем ответчика Парыгиной Н.О., поскольку это обстоятельство соответствует нормам закона. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» и администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности оборудовать здание школы устройством молниезащиты, удовлетворить частично. Обязать МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание школы устройством молниезащиты. Возложить на администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию здания школы устройством молниезащиты за счет средств казны, в случае недостаточности собственных финансовых средств у МОУ «Солонеченская средняя общеобразовательная школа». Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение десяти суток со дня его оглашения. Судья А.В. Хайруш