Дело № 2-199-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Газимурский Завод 12 июля 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Алексеевой О.В., с участием заместителя прокурора Газимуро-Заводского района Жамбаловой О.И., представителя ответчика – главы администрации сельского поселения «Ушмунское» Попова С.А., председателя Совета сельского поселения «Ушмунское» Елгина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Ушмунское» и Совету сельского поселения «Ушмунское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, суд УСТАНОВИЛ: 28.06.2011 в Газимуро-Заводский районный суд поступило исковое прокурора Газимуро-Заводского района к администрации сельского поселения «Ушмунское» и Совету сельского поселения «Ушмунское» о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. В судебном заседании заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Жамбалова О.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. По существу заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Жамбалова О.И. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации сельского поселения «Ушмунское» и в Совете сельского поселения «Ушмунское». По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушении требований действующего федерального законодательства о противодействии коррупции администрация сельского поселения «Ушмунское» и Совет сельского поселения «Ушмунское» не проводит экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов и их проектов. На основании изложенного, заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Жамбалова О.И. просит суд возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Ушмунское» и Совет сельского поселения «Ушмунское» провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, указанных в заявлении. Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения «Ушмунское» Попов С.А. исковые требования прокурора признал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, подтвердив доводы прокурора. Суд разъяснил представителю ответчика – главе администрации сельского поселения «Ушмунское» Попову С.А. требования, установленные ст.173 ГПК РФ, регламентирующие последствия признания иска. Представитель ответчика – председатель Совета сельского поселения «Ушмунское» Елгин А.С. исковые требования прокурора признал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, подтвердив доводы прокурора. Суд разъяснил представителю ответчика – председателю Совета сельского поселения «Ушмунское» Елгину А.С. требования, установленные ст.173 ГПК РФ, регламентирующие последствия признания иска. Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими удовлетворению. Данный вывод основан на следующем анализе. Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Часть вторая статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что данным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, государство законодательно предусматривает механизм борьбы с коррупцией. Не выполнение требований, изложенных в законе, нарушает интересы Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией. В соответствии со статьёй первой Федерального Закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Статья вторая Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В силу пункта второго статьи шестой названного Закона одной из мер по профилактике коррупции, является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). В соответствии с пунктом четвертым статьи третей указанного Закона органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, исследованным в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что администрация сельского поселения «Ушмунское» и Совет сельского поселения «Ушмунское», как исполнительный и представительный органы власти соответственно не предпринимали необходимых и достаточных мер к проведению антикоррупционной экспертизы принятых и действующих в настоящее время нормативно-правовых актов и их проектов. Доказательств опровергающих доводы, указанные в заявлении прокурора района представителем ответчика – главой администрации сельского поселения «Ушмунское» Поповым С.А. и председателем Совета сельского поселения «Ушмунское» Елгиным А.С., суду не представлено. Из данного следует, что действия органов местного самоуправления – администрации сельского поселения «Ушмунское» и Совета сельского поселения «Ушмунское» по принятию муниципальных нормативно-правовых актов, без проведения их антикоррупционной экспертизы, являются незаконным. В соответствии с п.«а» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. В связи с чем, путем рассмотрения проектов нормативно-правовых актов и принятия нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органы местного самоуправления, в данном случае, администрация сельского поселения «Ушмунское» и Совет сельского поселения «Ушмунское» нарушают требования Конституции РФ и ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и интересы Российской Федерации по вопросам предметов ведения Российской Федерации, установленных ст.71 Конституции РФ. Так, из данных материалов дела определено, что администрацией сельского поселения «Ушмунское» не проведена экспертиза следующих нормативно-правовых актов: постановления главы администрации сельского поселения «Ушмунское» № 1 от 02.02.2011 «Об организации обучения населения пожарной безопасности в сельском поселении «Ушмунское» и информировании населения о мерах пожарной безопасности», постановления главы администрации сельского поселения «Ушмунское» № 6 от 12.04.2011 «О внесении изменений в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов администрацией сельского поселения «Ушмунское», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «Ушмунское» от 06.04.2010 № 26»; В свою очередь Советом сельского поселения «Ушмунское» не проведена экспертиза следующих нормативно-правовых актов: решения Совета сельского поселения «Ушмунское» № 19 от 24.02.2011 «Об утверждении комплексной программы социально-экономического развития сельского поселения «Ушмунское» на 2011-2020 года», решения Совета сельского поселения «Ушмунское» № 20 от 15.03.2011 «О земельном налоге»; В связи с рассмотрением проектов нормативно-правовых актов и принятием нормативно-правовых актов без проведения их антикоррупционной экспертизы органами местного самоуправления, в данном случае, администрация сельского поселения «Ушмунское» и Совет сельского поселения «Ушмунское» нарушают статью вторую Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и как следствие нарушают интересы государства в борьбе с коррупцией. Заключения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов должностными лицами администрации сельского поселения «Ушмунское» и Совета сельского поселения «Ушмунское» не составляются, то есть обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы, не исполняется. Статьей 3 Федерального закона № 273-Ф3 установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации сельского поселения «Ушмунское» и Совета сельского поселения «Ушмунское», выразившемся в не проведение антикоррупционной экспертизы и не выявление в нормативно-правовых актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан. Учитывая изученные материалы гражданского дела, суд принимает во внимание факт признания исковых требований представителем ответчика Поповым С.А. и Елгиным А.С., поскольку это обстоятельство не нарушает права и интересы третьих лиц и соответствует нормам закона. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района, удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Ушмунское» провести антикоррупционную экспертизу следующих нормативно-правовых актов: - постановления главы администрации сельского поселения «Ушмунское» № 1 от 02.02.2011 «Об организации обучения населения пожарной безопасности в сельском поселении «Ушмунское» и информировании населения о мерах пожарной безопасности»; - постановления главы администрации сельского поселения «Ушмунское» № 6 от 12.04.2011 «О внесении изменений в Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов администрацией сельского поселения «Ушмунское», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «Ушмунское» от 06.04.2010 № 26»; Обязать Совет сельского поселения «Ушмунское» провести антикоррупционную экспертизу следующих нормативно-правовых актов: - решения Совета сельского поселения «Ушмунское» № 19 от 24.02.2011 «Об утверждении комплексной программы социально-экономического развития сельского поселения «Ушмунское» на 2011-2020 года»; - решения Совета сельского поселения «Ушмунское» № 20 от 15.03.2011 «О земельном налоге»; Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья А.В. Хайруш