Дело № 2-164-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Газимурский Завод 23 июня 2011 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Хайруш А.В., при секретаре Алексеевой О.В., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н., представителя администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Парыгиной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Газимуро-Заводского района о возложении на администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности сформировать комиссию по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района, провести обследование действующего междугороднего маршрута регулярных автобусных перевозок сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод» вне границ населенных пунктов, суд УСТАНОВИЛ: 16.06.2011 прокурор Газимуро-Заводского района обратился в Газимуро-Заводский районный суд с иском о возложении на администрацию МР «Газимуро-Заводский район» обязанности сформировать комиссию по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района, провести обследование действующего междугороднего маршрута регулярных автобусных перевозок сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод» вне границ населенных пунктов. В судебном заседании помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. По существу помощник прокурора Газимуро-Заводского района Хохлов Д.Н. суду пояснил, что осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, прокуратурой района проведена проверка исполнения транспортного законодательства при организации и осуществлении пассажирских перевозок автотранспортом в администрации МР «Газимуро-Заводский район». По результатам проведенной проверки установлено, что администрация МР «Газимуро-Заводский район», располагает на территории административного района действующим маршрутом регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод». Однако в нарушении приведенных в иске норм закона администрация МР «Газимуро-Заводский район» не сформировала соответствующую комиссию по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района, не провела обследование действующего междугороднего маршрута регулярных автобусных перевозок сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод» вне границ населенных пунктов. Указанное нарушение прямо противоречит требованию пункта 4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997, согласно которого администрация МР «Газимуро-Заводский район» обязана с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог требованиям безопасности движения создать соответствующую комиссию и провести обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Парыгина Н.О. требования прокурора не признала, просила суд их не удовлетворять, указав, что данная обязанность органов местного самоуправления законодательно не закреплена. Обследование действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района проводят сотрудники ОГИБДД ОВД по Газимуро-Заводскому району. Комиссия по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района существует на краевом уровне. Свидетель Кузьменко В.В., допрошенный по ходатайству прокурора, суду пояснил, что он работает в должности начальника Дорожно-эксплутационного участка Газимуро-Заводского района. Два раза в год соответствующая комиссия краевого уровня проводит обследование действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок, в том числе и на территории Газимуро-Заводского района на автодорогах межмуниципального значения. Действующий междугородний маршрут регулярных автобусных перевозок сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод» является тупиковым и не относится к автодорогам межмуниципального значения. По его мнению, данное обследование должна проводить администрация МР «Газимуро-Заводский район». Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района, подлежащими отклонению. Данный вывод основан на следующем анализе. В соответствии с частью второй статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и закон. Указанное требование закона является обязательным для исполнения всеми. Статья 18 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Пункт пятый части первой статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что к вопросам местного значения муниципального района относится, том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное требование федерального закона нашло свое отражение и в пункте пятом части первой статьи 7 Устава муниципального района «Газимуро-Заводский район». Федеральным Законом «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье третей определяет, что содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организация и обеспечение безопасности дорожного движения. В свою очередь дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. В статье 10 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, это определено в части третей статьи 15 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье 13 указанного выше закона приведен перечень полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых относится, в том числе и осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Этот перечень является исчерпывающим. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, относится к вопросам местного значения, в частности муниципального района. Соответственно, все составляющие дорожной деятельности - проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог - являются логическим продолжением указанного полномочия. Согласно ст.12 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствия состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Тогда как, обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дороги. В силу части второй статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч.3 ст.15 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут лишь издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. Согласно приказа МВД № 410 от 08.06.1999 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», на инспекторов ОГИБДД возложен контроль за соблюдением строительных норм, правил, стандартов при проектировании и ремонте дорог общего пользования, улиц и дорожных сооружений на них, проведение комплексной проверки состоянии проезжей части, обочин. Акт обследования автомобильных дорог, улиц и проезжей части закреплен вышеуказанным приказом. Системный анализ приведенных выше норм материального права, приводит суд к однозначному выводу о том, что законодатель прямо либо косвенно не возлагает обязанность на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию МР «Газимуро-Заводский район» сформировать комиссию по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории района и проводить обследование указанных маршрутов. Данная обязанность возложена на иных законом установленных лиц. Согласно пункта 4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 «с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующим законодательством и иными нормативно-правовыми документами. Данная норма, также не устанавливает обязанность органов местного самоуправления, в данном случае администрации МР «Газимуро-Заводский район» выполнять требования, указанные в иске прокурора. В этой связи, вывод прокурора, указанный в иске и подтвержденный в судебном заседании, что обследование автобусных маршрутов, проходящих по автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществляют органы местного самоуправления, является ошибочным и не основанным на законе. Из текста вышеуказанных требований закона установлено, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам, удостоверяется актами обследования дорог, проводимых с участием, в данном случае инспекторов ОГИБДД. Кроме того, Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрывает перечень министерств и ведомств, относящихся к понятию «федеральные органы исполнительной власти», используемом в законе. Администрация МР «Газимуро-Заводский район» к таким органам исполнительной власти не относится. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» сформировать комиссию по проведению обследования действующих маршрутов регулярных автобусных перевозок на территории Газимуро-Заводского района, провести обследование действующего междугороднего маршрута регулярных автобусных перевозок сообщением «с.Батакан - с.Закаменное - с.Луговское - с.Бурукан - с.Бура - с.Курюмдюкан - с.Кунгара - с.Ушмун - с.Калдога - с.Газимурский Завод» вне границ населенных пунктов, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение десяти суток со дня его оглашения. Судья А.В. Хайруш