Дело № 2-171-2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Газимурский Завод 28 сентября 2012 года Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Долгоровой А.Г., при секретаре Сватковой Т.Г., с участием помощника прокурора Газимуро-Заводского района Полутовой Е.А., представителя органа опеки и попечительства УО «Газимуро-Заводского района» Б., представителя ответчика – администрации МР «Газимуро-Заводский район» Бабуева С.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н. о возложении обязанности на администрацию МР «Газимуро-Заводский район», Правительство Забайкальского края и Министерство Финансов Забайкальского края предоставить в черте муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края жилую площадь не ниже установленных социальных норм Титовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в виде отдельного жилого дома или квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, суд УСТАНОВИЛ: 04.09.2012 в Газимуро-Заводский районный суд поступило исковое заявление и.о. прокурора Газимуро-Заводского района Хохлова Д.Н. о возложении обязанности на администрацию МР «Газимуро-Заводский район», Правительство Забайкальского края и Министерство Финансов Забайкальского края предоставить в черте муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края жилую площадь не ниже установленных социальных норм Титовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в виде отдельного жилого дома или квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям. В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.96 года и ч.2 ст.7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» от 18.12.2009 № 315-33K установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18.12.2009 № 304-33K органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.1 ч. 1 ст.3 данного Закона при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны в том числе обеспечивать осуществление государственного полномочия. Статьей 1 Федерального закона № 159 определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Родители Титовой С.В.– мать Т. умерла в <данные изъяты>, когда Светлане было <данные изъяты> лет. Отец – В., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. После смерти родителей Светлана ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>». В связи с тем, что Титова С.В. не имеет закрепленного жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет по предоставлению жилого помещения в администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», однако до настоящего времени жилье Титовой С.В. не предоставлено. Возможности арендовать или приобрести жилье Титова С.В. не имеет, также она не имеет соответствующего образования для самостоятельной защиты своих прав, средств оплатить услуги адвоката не имеет, а основания для ее бесплатного получения отсутствуют. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного прокурор просит возложить обязанность на администрацию МР «Газимуро-Заводский район», Правительство Забайкальского края и Министерство Финансов Забайкальского края предоставить в черте муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края жилую площадь не ниже установленных социальных норм Титовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в виде отдельного жилого дома или квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям (л.д.2-5). В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Газимуро-Заводского района Полутова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы заявления и просила возложить обязанность на администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» предоставить Титовой С.В. вне очереди жилую площадь в черте муниципального района Газимуро-Заводский район Забайкальского края не ниже установленных социальных норм, а именно не менее 33 кв. м. в виде отдельной квартиры или жилого дома, отвечающей санитарным и техническим требованиям и обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края по приобретению жилья Титовой С.В. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. В судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Бабуев С.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление и при этом суду пояснил, что действующим законодательством обязанности по предоставлению жилого помещения истцу Титовой С.В. возложены на Администрацию МР «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Забайкальского края. В соответствии со ст. 175 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска. Истица Титова С.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне и месте рассмотрения дела, просила суд рассмотреть дело без ее участия и требования удовлетворить, о чем представила письменное заявление. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и направлении им копии решения суда, в письменном возражении исковые требования не признал, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района «Газимуро - Заводский район», которая наделена государственным полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и на данные цели финансируется из бюджета края. Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством может представлять интересы казны в судах и не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из средств бюджета края. В соответствии с пп. 1, 9.15.1, 9.4.25 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 12, Министерство является финансовым органом края, участвует в судебных органах от имени казны края при возмещении вреда за ее счет и исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета края. Просил в иске истцу к Правительству Забайкальского края отказать, считают, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по данному делу (л.д.______). Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в возражении на исковое заявление указала, что предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной номы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджете Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» установлено, что финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. На 2012 год Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638,8 тыс. руб. Администрации МР «Газимуро-Заводский район» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 1000000 руб. Предоставление жилья Титовой С.В. является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование указанных обязательств органов местного самоуправления осуществляется, в том числе за счет субвенций из бюджета Забайкальского края. Истец является лицом из числа детей-сирот и вправе требовать предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности от органов местного самоуправления. Также указала, что апелляционным определением Забайкальского краевого суда признано незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, связанное с неисполнением в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не имеющих закрепленных жилых помещений, у которых наступило право на обеспечение жильем. Постановлено обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить указанных выше лиц, вне очереди жилыми помещениями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что имеются основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать за необоснованностью (л.д.______). В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие истца – Титовой С.В., представителей ответчиков - Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетная норма площади жилого помещения устанавливаются органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди на основании договора социального найма. Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Судом установлено, что истица Титова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.16), зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес> (л.д.17), в <данные изъяты> лет осталась без попечения родителей, мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.10), сведения об отце - В., внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. После смерти матери, Светлана ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>», находилась на полном государственном обеспечении, являлась сиротой (л.д.7-9), после окончания обучения закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании постановления главы Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, Титова С.В. поставлена на регистрационный учет в льготный список в качестве нуждающихся в жилом помещении, но до настоящего времени жильем не обеспечена (л.д.11-12, ___). Истица Титова С.В. жилого помещения на праве личной собственности не имеет (л.д.14). То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация МР «Газимуро-Заводский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, Закон Забайкальского края «О предоставлении жилых помещений жилого фонда Забайкальского края по договорам социального найма» №298-ЗЗК от 18.12.2009г., согласному которому норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма одиноко проживающим гражданам – не менее 33 квадратных метров общей площади, решение Совета сельского поселения «Газимуро-Заводское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 33 кв. м. (л.д.___). Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. Титова С.В. находилась на полном государственном обеспечении, следовательно, государство должно было проявлять заботу о ее праве на жилье. В связи с чем, обращение прокурора с настоящим иском является осуществлением ее конституционных прав и подлежит удовлетворению судом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района в интересах Титовой С.В., удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края вне очереди предоставить Титовой С.В. жилое помещение в черте муниципального района Газимуро-Заводский район Забайкальского края размером не менее 33 квадратных метров общей площади в виде отдельной квартиры или жилого дома, по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края в полном объеме профинансировать расходы администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края по приобретению жилья Титовой С.В. за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд. Председательствующий Долгорова А.Г.