1-78/2011 причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека



Дело №1-78/2011 г.

       ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Гай          09 июня 2011 года

Судья Гайского городского суда <адрес> Волков В.И.

с участием государственного обвинителя, заместителя Гайского межрайонного прокурора Харина Н.А.,

защитника Барсуков Д.С.,

подсудимого Бурцев Ю.В,

представителя потерпевшего Т.,

при секретаре Кицко Н.А.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Бурцев Ю.В, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, со <данные изъяты> образованием, не работающего, проживающего в селе <адрес> <адрес>, судимого:

  • ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи судебного участка по <адрес> по ст. 112 ч.1 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч. 4 УК РФ,

    УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ около 08,10 часов утра у себя в <адрес> переулка <адрес> поселка <адрес> во время ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, Бурцев Ю.В умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес своей матери, Н.В. множественные удары кулаками в различные участкам тела, в том числе и голову. В результате, от закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ушибом головного мозга кровоизлияниями под оболочки головного мозга со сдавлением острой субдуральной гематомой с последующим развитием отека и дислокации головного мозга с вклиниванием в намет мозжечка и большое затылочное отверстие, Н.В. у себя дома скончалась ДД.ММ.ГГГГ.

Подсудимый Бурцев Ю.В виновным себя в предъявленном обвинении признал полностью и показал, что с матерью они проживали вместе и часто ссорились из-за того, что мать злоупотребляла спиртными напитками и обвиняла его в том, что он крадет ее пенсию. Утром ДД.ММ.ГГГГ, мать вновь завела разговор о том, что он украл у нее деньги. Так как ему надоели эти необоснованные упреки, он разозлился, подошел к сидевшей в кресле матери и нанес ей левой рукой не менее 5-6 ударов в голову и лицо. Мать кричала и просила прекратить избиение. В течение дня он находился на работе, по возвращении домой мать жаловалась на сильные головные боли и при нем потеряла сознание. Он уложил мать на кровать, и она уснула. Утром ДД.ММ.ГГГГ он обнаружил мать без признаков жизни. По его вызову пришла фельдшер и сказала, что мать умерла. Смерти матери не желал.

Согласно явке с повинной Бурцев Ю.В собственноручно описал, что ДД.ММ.ГГГГ у себя дома во время ссоры избил свою мать, Н.В. (л.д. 102).

ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки ранее данных Бурцев Ю.В показаний с ним был произведен выезд на место преступления с участием понятых. Бурцев Ю.В, продемонстрировав свои действия, рассказал об обстоятельствах избиения матери (л.д. 119-123).

Кроме признательных показаний самого подсудимого его вина подтверждается следующими доказательствами.

Представитель потерпевшей Т., инспектор Управления социальной защиты населения <адрес>, показала, что близких родственников у Н.В. нет, считает, что за смерть человека виновный должен нести ответственность по закону.

Согласно показаниям свидетеля К., оглашенных в судебном заседании с соблюдением требований ст. 281 УПК РФ, ее сожитель Бурцев Ю.В в трезвом состоянии добрый, общительный, но в пьяном виде ведет себя неадекватно, неоправданно агрессивно. Его мать, Н.В., была женщиной скандальной, злой и жадной. В последнее время Н.В. пропивала свою пенсию и в пьяном состоянии она постоянно конфликтовала с сыном по всяким мелочам, упрекая его в краже пенсии. Утром ДД.ММ.ГГГГ она услышала, что Бурцев Ю.В ругается с Н.В., оба громко кричали. Зайдя в зал, она увидела, как Бурцев Ю.В подошел к сидевшей в кресле матери и нанес ей не менее 5-6 ударов кулаком левой руки в голову. Н.В. при нанесении ей ударов кричала, просила сына успокоиться. Она оттащила сожителя от матери, и вместе они ушли на работу. По возвращении домой около 17 часов входную дверь им открыла Н.В., которая все время держалась за голову, и медленно ушла обратно к себе в зал, где легла на диван. Через некоторое время они увидели лежащую на полу Н.В. На вопрос о самочувствии Н.В. ответила, что после избиения, у нее сильно болит голова. Они уложили ее на кровать, а сами в течение вечера в компании с Г. распивали спиртное. Утром ДД.ММ.ГГГГ она увидела лежавшую на диване Н.В. без каких- либо признаков жизни. Бурцев Ю.В привел в дом фельдшера Ш., которая констатировала смерть Н.В.. К. дополнила, что Бурцев Ю.В левша, и после нанесения ударов матери жаловался, что у него опухла левая ладонь (л.д. 30-33).

Со слов свидетеля Г. (показания оглашались в порядке ст. 281 УПК РФ) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вечером в доме у Бурцев Ю.В вместе с хозяином и его сожительницей К. они распивали спиртные напитки, после чего он остался у них ночевать. Утром ДД.ММ.ГГГГ проснулся от криков и увидел, что Бурцев Ю.В бьет свою мать по щекам, пытаясь привести ее в чувство. Лицо ФИО8 было опухшее со следами синяков и ссадин. От Бурцев Ю.В ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ во время очередной ссоры он избил свою мать. Затем Бурцев Ю.В убежал за местным фельдшером Ш., а он ушел (л.д. 34-36).

Из показаний на предварительном следствии свидетеля Ш., которые оглашены в судебном заседании по правилам ст. 281 УПК РФ, следует, что она как фельдшер в 11 часов ДД.ММ.ГГГГ по просьбе Бурцев Ю.В пришла к нему в дом оказать медпомощь его матери. В зале она увидела лежавшую на диване Н.В., лицо которой было со следами побоев в виде гематом и ссадин. В комнате общий порядок нарушен не был. На ее вопрос, почему мать избита, Бурцев Ю.В ответил, что она неоднократно падала на пол. Бурцев Ю.В сильно нервничал, у него тряслись руки, речь была не уверенная. Н.В. в медицинской помощи не нуждалась, так как была уже мертва. Раньше Н.В. неоднократно жаловалась жителям поселка, что сын в пьяном состоянии сильно ее избивает. О смерти Н.В. она в этот же день сообщила в милицию (л.д. 37-39).

Показаниями свидетеля А.Ж., племянницы Н.В. установлено, что свою тетю она характеризует как вполне нормального человека, но она злоупотребляла спиртными напитками. В Новопетропавловку Н.В. переехала в 2004 году. В поселке <адрес> проживает ее престарелая мать, которая в силу 90-летнего возраста не встает с кровати, практически не видит, плохо слышит.

Показания подсудимого Бурцев Ю.В и свидетеля ------- об обстоятельствах совершенного преступления согласуются и подтверждаются данными протокола осмотра места происшествия, акта судебно-медицинской экспертизы, согласно которым в <адрес>, пер. <адрес>, в ходе осмотра был обнаружен труп гр. Н.В. с признаками насильственной смерти, в виде различных телесных повреждений на лице и теле. Также в ходе осмотра места происшествия был изъят фрагмент ковра расположенного на полу, возле дивана, где был обнаружен труп Н.В. (л.д. 5-9).

Смерть Н.В. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ушибом головного мозга, кровоизлиянием под оболочки головного мозга со сдавлением мозга острой субдуральной гематомой с последующим развитием отека и дислокации головного мозга с вклинением в намет мозжечка и большое затылочное отверстие, острой субдуральной гематомы правой лобно-теменно-височной области с уплощением головного мозга в ее проекции; странгуляционной борозды правой гипокампальной извилины, ишемических кровоизлияний в ствол мозга и правые ножки мозжечка, следов вдавления на основании мозжечка.

Данные телесные повреждения были получены от действия тупого твердого предмета (тупых твердых предметов), в срок за 1-2 суток до наступления смерти. Все вышеперечисленные повреждения являются опасными для жизни и по этому признаку расценивается как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью человека. Между данными телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.

Эксперт исключает возможность получения телесных повреждений при падении с высоты собственного роста, в том числе при ускорении.

Кроме того, при экспертизе трупа Н.В. были обнаружены и другие телесные повреждения, которые квалифицируется как не причинившие вред здоровью. Данные повреждения также были получены потерпевшей прижизненно, незадолго до смерти и образовались от действия тупых твердых предметов(л.д. 48-52).

         Оценивая все изложенные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого Бурцев Ю.В в совершении преступного деяния.

Каждое из приведённых доказательств допустимо как полученное без нарушения закона, относится к данному делу.

Показания Бурцев Ю.В об обстоятельствах причинения Н.В. тяжкого вреда здоровью на предварительном следствии и в судебном заседании суд считает полными, последовательными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Эти показания согласуются с заключениями экспертиз о характере, локализации, количестве телесных повреждений, степени тяжести телесных повреждений, причинённых потерпевшей и непосредственно связанных с наступлением ее смерти.

Как установлено материалами дела, Бурцев Ю.В наносил потерпевшей удары руками, которые при достаточной силе удара и множественности ударов способны причинить телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе и тяжкие, опасные для жизни.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Бурцев Ю.В умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, о чем свидетельствует множественность ударов, нанесенных со значительной силой в область расположения жизненно важных органов, и о наличии прямой причинной связи между его преступными действиями и наступившими последствиями - смертью потерпевшей.

С учетом изложенных доказательств действия Бурцев Ю.В правильно квалифицированы по ст.111 ч. 4 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

По выводампсихолого-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурцев Ю.В каким-либо психическим расстройством или слабоумием, лишающих его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, не страдает. Во время совершения инкриминируемого ему деяния был вне какого- либо временного психического расстройства, при этом был в непомраченном сознании, правильно ориентирован в окружающем, не обнаруживал ни бреда, ни галлюцинаций. Его действия носили целенаправленный и последовательный характер, помнит о своем поведении, поэтому мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. После совершения инкриминируемого ему деяния какого-либо психического расстройства не развилось и в настоящее время Бурцев Ю.В может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По психическому состоянию в применении к нему принудительных мер медицинского характера не нуждается (л.д. 75-76).

Изложенное заключение экспертов проверено в судебном заседании, оснований для сомнений в его обоснованности не имеется.

Поведение подсудимого Бурцев Ю.В в судебном заседании также не вызывает сомнений в его вменяемости.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Бурцев Ю.В совершил особо тяжкое преступление.

Вину свою признал, в содеянном раскаивается, сделал явку с повинной, своими признательными показаниями активно способствовал раскрытию преступления - все это учитывается как смягчающие наказание обстоятельства.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не находит.

Объективно установлено, что Бурцев Ю.В официально нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками.

В соответствии со ст. 62 ч.1 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом «и»части первой статьи 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания для Бурцев Ю.В не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ.

Обсудив все обстоятельства, влияющие на назначение Бурцев Ю.В наказания, суд не находит оснований для применения ст. ст. 64, 73 УК РФ и считает, что исправление подсудимого возможно только в условиях изоляции от общества в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ. Суд находит возможными не применять к Бурцев Ю.В предусмотренное санкцией ст. 111 ч. 4 УК РФ дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

По данному делу Бурцев Ю.В как условно осужденный совершил умышленное особо тяжкое преступление в течение испытательного срока и в силу требований ст.74 ч.5 УК РФ суд отменяет условное осуждение по приговору мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьи 70 УК РФ.

Руководствуясь ст.307-309 УПК РФ суд,

    ПРИГОВОРИЛ:

Признать Бурцев Ю.В виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев без ограничения свободы.

На основании ст. 74 ч.5 УК РФ отменить Бурцев Ю.В условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со 70 ч.1 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию по данному приговору частично в 6 месяцев лишения свободы присоединить не отбытое наказание по приговору мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно Бурцев Ю.В назначить наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима без ограничения свободы.

Срок наказания Бурцев Ю.В исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Меру пресечения Бурцев Ю.В до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - содержание под стражей.

Вещественные доказательства по уголовному делу: фрагмент ковра, биологические объекты - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а содержащимся под стражей осужденным Бурцев Ю.В со дня вручения кори приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

        

Судья         подпись