Дело № 2-872/2010РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 октября 2010 года город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующий судья Волохова Е.А.
при секретаре Кицко Н.А.
с участием:
помощника Гайского межрайонного прокурора Лойко Д.А.
представителя ответчика администрации г.Гай - Сомова П.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> не соответствующим действующему законодательству, обязании разработать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов,
установил:
Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> с иском о признании незаконным бездействия и понуждении к разработке схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес>, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой по поступившему коллективному обращению жителей домов 10 и 12 по <адрес> проведена проверка исполнения администрацией <адрес> требований действующего законодательства, регулирующего вопросы организации розничной торговли на территории муниципального образования <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией <адрес> выдаются разрешения индивидуальным предпринимателем, осуществляющим мелкорозничную торговлю продовольственными товарами, на размещение торговых объектов для осуществления предпринимательской деятельности на открытом участке асфальтированной местности, расположенной у домов 10,12,14 по <адрес>. Указанные действия администрации <адрес> способствуют образованию на территории, прилегающей к жилым многоквартирным домам универсального, продуктового, открытого рынка, поскольку торговля осуществляется индивидуальными предпринимателями из палаток, киосков, ларьков, с торговых крытых и открытых столов. Вместе с этим, в ходе проведенной проверки установлено, что указанных схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли с лотков, автомашин и автоприцепов, утвержденных и действующих на территории муниципального образования <адрес> до настоящего времени не имеется, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления. Бездействие администрации <адрес>, выразившее в отсутствии мест дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли, способствует образованию «стихийных» рынков, обращению граждан в органы прокуратуры по вопросам законности их функционирования, нарушению прав неограниченного круга лиц - жителей муниципального образования <адрес> на обеспечение услугами торговли, в связи с чем являются недопустимым и подлежит устранению. Просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес>, обязать администрацию <адрес> разработать и утвердить схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> с учетом необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В ходе судебного разбирательства помощник Гайского межрайонного прокурора Лойко Д.А. изменил исковые требования и просил суд признать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> не соответствующим действующему законодательству, обязать ответчика - администрацию <адрес> разработать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, указал на то, что схемы разработаны без учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в связи с чем они не могут соответствовать действующему законодательству.
Представитель ответчика администрации <адрес> Сомов П.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что схема разработана на основании ФЗ РФ, в настоящее время действует, ею пользуются. На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в неё, возможно, будут внесены изменения с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При разработке схемы нормативы не были учтены, так как отсутствовала методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Суд, выслушав стороны, изучив материала дела, приходит к следующему.
Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией <адрес> требований действующего законодательства.
Согласно сведениям начальника ОВД по МО г.Гай и Гайского района полковника милиции Панкова В.В., по коллективному заявлению жильцов домов 10,12 по <адрес> проведена проверка и собран материал, по которому составлены административные протоколы от 23.07.2010г. на индивидуальных предпринимателей и граждан осуществляющих торговлю без разрешения по ст. 43 «Закона Оренбургской области».
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона РФ от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целями правового регулирования указанной сферы общественных отношений, в том числе, являются: развитие торговой деятельности в целях обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Положениями ч. 3 ст. 3 указанного нормативно- правового акта органам местного самоуправления делегировано право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанные с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Более того, в силу положений ч. 2 ст. 6 указанного закона на органы местного самоуправления, в области регулирования торговой деятельности, возложена обязанность создания условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с положениями ст. 7 Закона Оренбургской области от 02.07.2001 года № 241/285-II-ОЗ - «О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области» продажа товаров индивидуальными предпринимателями с рук и лотков разрешается только в местах, специально отведенных для этого государственными и муниципальными органами.
Согласно положениям п.5.11 Правил внешнего благоустройства на территории муниципального образования <адрес>, утвержденных постановлением Гайского городского совета депутатов от 04.04.2006г. № 55 мелкорозничная торговля с лотков, автомашин и автоприцепов может быть организована по разрешениям администрации <адрес>, выдаваемым в соответствии с утвержденными схемами дислокации специализированных площадок.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы г. Гай Оренбургской области Лопаткин А.Л. сообщает Гайскому межрайонному прокурору, что схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли с лотков, автомашин и автоприцепов, утвержденных и действующих в настоящее время нет, разрешения администрации <адрес> на организацию мелкорозничной торговли индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, выдаются на основании поданных ими заявлений на имя Главы города.
Однако, в опровержение вышеуказанного ответа, ответчиком представлено распоряжение от 27.06.2002 года № 604-р, которым утверждено положение об организации мелкорозничной торговой сети и предприятий быстрого питания на территории <адрес>.
Положением об организации работы мелкорозничной торговой сети и предприятий быстрого обслуживания на территории <адрес>, являющегося приложением № к распоряжению администрации города № 604-р от 27.06.2002 года, регулируется работа мелкорозничной торговой сети и предприятий быстрого питания на территории <адрес>, определяются основные требования, направленные на повышение уровня торгового обслуживания населения, устанавливающихся в целях защиты прав и интересов потребителей специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную торговлю и общественное питание товаров.
Так же имеется приложение № 8 - дислокация передвижных средств разносной торговли.
Распоряжением 848-р от 03.09.2002 года Главой администрации <адрес> запрещена на территории города уличная торговля в неустановленных местах, считать утратившим силу п. 1,2,3 приложения № 8 распоряжения Главы города № 604-р от 27.06.2002 года «Об организации работы мелкорозничной торговой сети и предприятий быстрого питания на территории <адрес>».
24.07.2006 года Главой администрации <адрес> распоряжением № 642-р отменено распоряжение № 848-р от 03.09.2002 года «Об отмене уличной торговли на территории города».
То есть в судебном заседании установлено, что схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> разработаны ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, утверждены и действуют по настоящее время.
Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, из которых следует, что нормативы учитываются при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, а так же схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований.
Ответчиком не представлено доказательств того, что схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> разработаны с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
То есть исковые требования о признании схем дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> не соответствующим действующему законодательству, обязании разработать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, то есть в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес>, утвержденных распоряжением Главы <адрес> №-р от 27.06.2002 года, не соответствующими действующему законодательству.
Обязать администрацию <адрес> разработать схемы дислокации специализированных площадок мелкорозничной торговли на территории <адрес> с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 октября 2010 года.
Судья Е.А. Волохова