РЕШЕНИЕ 2-683/11 Именем Российской Федерации 09.06.2011 года г. Гай Оренбургская область Гайский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Волоховой Е.А. помощника Гайского межрайонного прокурора Хабибуллин А.Д. представителя ответчика Мигунова Н.В. при секретаре Курамшиной Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора к администрации <адрес> об обязании устранить коррупциогенный фактор, УСТАНОВИЛ: прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой <адрес> осуществлена проверка Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее - Положение). В ходе проверки нормативного правового акта выявлены коррупциогенные факторы, в порядке, предусмотренном ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Главе администрации <адрес> направлено требование об их устранении. Орган местного самоуправления не согласился с выводами требования об устранении коррупциогенных факторов, во внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт отказал. Позиция органов местного самоуправления, указывает истец, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, необоснованна. В частности, в п. 4 Положения не конкретизирован перечень лиц, которые включаются в состав соответствующей комиссии, содержатся двусмысленные формулировки: должностные лица других учреждений и организаций, иные лица. В то же время не обосновывается необходимость их привлечения, что фактически допускает возможность привлечения к работе комиссии неограниченного круга лиц без каких-либо оснований, не исключает возможности необоснованного установления ограничений и злоупотреблений при правоприменении. В п.5 Положения не указаны конкретные сроки для проведения заседания комиссии при наличии соответствующих оснований. Используемая формулировка, а именно, «по мере необходимости» не соответствует действующему законодательству, так п.46 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что срок принятия какого-либо процессуального решения для комиссии ограничен 30 днями с момента поступления заявления собственника или заключения уполномоченного органа. В п.7 Положения подтверждается право председателя комиссии на право Существующая неопределенность в порядке принятия решения может быть устранена только внесением соответствующих изменений в нормативный правовой акт. Просит суд признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в неустранении коррупциогенных факторов, выявленных в Положении о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части, выявленных коррупциогенных факторов - незаконным, обязать администрацию <адрес> выявленные в Положении о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п - коррупциогенные факторы устранить путем внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт. Помощник Гайского межрайонного прокурора Хабибуллин А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, в обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении. Представитель администрации <адрес> Мигунова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора, пояснила, что в пункте 4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилому фонду <адрес> не конкретизирован перечень лиц, которые включаются в состав соответствующей комиссии. Данное обстоятельство объясняется тем, что состав комиссии определен отдельным распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О создании постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>». Принятие отдельного правового акта, определяющего состав комиссии, является наиболее целесообразным, поскольку изменение состава членов комиссии, повлечет за собой лишь внесение изменений в распоряжение, а само Положение о комиссии, утвержденное постановлением остается неизменным и не будет требовать каждый раз публикаций в официальных средствах массовой информации. Формулировка «по мере необходимости», указывает представитель ответчика, не может расцениваться как несоответствующая действующему законодательству, поскольку пункт 2 Положения прописывает, что комиссия руководствуется в своих действиях постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в котором уже обозначены предельные сроки для принятия решений. Вышеуказанная формулировка никак не указывает на то обстоятельство, что комиссия нарушит установленные постановлением сроки рассмотрения заявлений. Пункт 4 Положения устанавливает, что право решающего голоса могут иметь в необходимых случаях квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. Данные положения включены в муниципальный правовой акт в соответствии с ч. 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что формулировку «с правом решающего голоса» следует трактовать как право участия в общем голосовании наряду с другими членами комиссии, а не как с правом определяющего голоса. При равенстве голосов членов комиссии при голосовании будут применяться нормы пункта 7 Положения. Просит суд в удовлетворении заявления Гайского межрайонного прокурора отказать в полном объеме. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>. Из указанного Положения, являющегося приложением к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п следует, что настоящее Положение определяет порядок создания, основные задачи постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции относящихся к жилищному фонду <адрес>. Комиссия создается распоряжением администрации <адрес> с целью организации работы по оценке жилищного фонда, являющегося собственностью <адрес>, и руководствуется в своих действиях Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и другим нормативно правовым актам Российской Федерации и <адрес>, а так же настоящим Положением. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, жилищное законодательство. В судебном заседании установлено, что Гайской межрайонной прокуратурой <адрес> осуществлена проверка Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. В порядке, предусмотренном ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Главе администрации <адрес> направлено требование об устранении коррупциогенных факторов и внесении изменений в нормативный правовой акт. Орган местного самоуправления не согласился с выводами требования об устранении коррупциогенных факторов, во внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт отказал. В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре». В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами признаются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя, в том числе, необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих прав. Из пункта 5 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п следует, что заседания комиссии проводятся по мере необходимости и на основании заявления собственника (пользователя) помещения или на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Заявитель указывает, что формулировка, а именно, «по мере необходимости» не соответствует действующему законодательству, так как п.46 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что срок принятия какого-либо процессуального решения для комиссии ограничен 30 днями с момента поступления заявления собственника или заключения уполномоченного органа. Однако, судом установлено, что смысл содержания пункта 5 Положения свидетельствует о том, что в нем перечислены основания, необходимые для проведения заседаний комиссии. «По мере необходимости» - является одним из таких оснований и не свидетельствует о нарушении установленного п. 46 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-дневного срока для принятия какого-либо решения. Коррупциогенных факторов в данной части Положения судом не установлено. Далее истец указывает, что Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п подтверждает право председателя комиссии на право решающего голоса при принятии решений и в то же время устанавливает, что аналогичное право решающего голоса имеют квалифицированныеэкспертыпроектно-изыскательскихорганизаций, привлекаемые к работе комиссии. Не установлен механизм принятия решения, в случае возникновения спорной ситуации. Действительно, п. 4 Положения устанавливает, что к работе в комиссии привлекаются с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В п. 7 Положения указано, что по результатам работы комиссия большинством голосов принимает решение, которое оформляется в письменном виде. Если число голосов «за» и «против» при принятии решений равно, решающим является голос председательствующего комиссии. В результате несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об ошибочности доводов истца об имеющемся коррупциогенном факторе, так как формулировку «с правом решающего голоса», указанную в п. 4 Положения в совокупности со смыслом всего предложения, в котором определяется право совещательного голоса собственника (не дающего право собственнику участвовать в голосовании при принятии решения комиссией) и право решающего голоса квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций (дающего право участвовать в голосовании при принятии решения комиссией), следует расценивать как право участия квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций в общем голосовании наряду с другими членами комиссии. А при равенстве голосов членов комиссии «за» и «против» следует руководствоваться п. 7 Положения, из которого следует, что решающим (приоритетным) будет голос председательствующего. Кроме того, содержание пунктов 4 и 7 Положения аналогично по содержанию пунктам 7 и 47 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Далее истец ссылается на то, что в п. 4 Положения не конкретизирован перечень лиц, которые включаются в состав соответствующей комиссии, содержатся двусмысленные формулировки: должностные лица других учреждений и организаций, иные лица. В то же время не обосновывается необходимость их привлечения. Из пункта 4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес> следует, что общее руководство деятельностью комиссии осуществляет председатель комиссии - заместитель Главы администрации района. В состав комиссии включаются заместитель председателя комиссии, члены комиссии - должностные лица органов местного самоуправления и других учреждений и организаций. К работе в комиссии привлекаются с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. По решению председателя комиссии в работу комиссии дополнительно могут привлекаться иные лица. Пункт 7 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. То есть пункт 7 Положения по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает определенный круг лиц, которые включаются помимо представителей органа местного самоуправления в состав комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, это - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Как следует из смысла вышеназванного пункта под соответствующими организациями, подразумеваются организации, имеющие соответствующие разрешения от вышеперечисленных органов уполномоченных на осуществление определенного рода деятельности. Что касается работы комиссии, то пункт 7 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № так же устанавливает, что к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. То есть круг лиц, привлекаемых к работе комиссии четко определен с указанием на право совещательного либо решающего голоса. Таким образом, проанализировав положения п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 4 Положения,утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, суд приходит к выводу, что возможность включения в состав комиссии должностных лиц других учреждений и организаций, не предусмотренных Положением по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление возможности, по решению председателя комиссии, привлечения в работу комиссии иных лиц, без указания на обоснованность их привлечения, предоставления либо не предоставление права голоса указанным лицам, устанавливают для правоприменителя, в том числе, необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих прав. Орган местного самоуправления ссылается на Распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О создании постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>», в котором закреплен персональный состав членов комиссии. Однако указанное распоряжение не устраняет правовой пробел, так как Положение,утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п фактически допускает к включению в состав комиссии и в работу комиссии неограниченного круга лиц без каких-либо оснований, не исключает возможности необоснованного установления ограничений и злоупотреблений при правоприменении. Существующий коррупциогенный фактор может быть устранен только внесением соответствующего изменения в нормативный правовой акт. Бездействие со стороны ответчика, выразившееся в Исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК, Р Е Ш И Л: исковые требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать бездействие администрации <адрес>, выразившееся в Обязать администрацию <адрес> выявленный в пункте 4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п - коррупциогенный фактор устранить путем внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Волохова Е.А.
решающего голоса при принятии решений. В то же время п.4 Положения
устанавливает, что аналогичное право решающего голоса имеют
квалифицированныеэкспертыпроектно-изыскательскихорганизаций, привлекаемые к работе комиссии. Не установлен механизм принятия решения, в случае возникновения спорной ситуации.
неустранении коррупциогенного фактора, выявленного в пункте 4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригоднымдля проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, не может быть признано законным.
неустранении коррупциогенного фактора, выявленного в пункте 4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригоднымдля проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относящихся к жилищному фонду <адрес>, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в части, выявленного коррупциогенного фактора - незаконным.