2-686/2011 о понуждении к устранению нарушений закона, регламентирующего права граждан



                                                Р Е Ш Е Н И Е                                  2-686/11

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года                                                                      г. Гай Оренбургская область

Гайский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волоховой Е.А.

с участием:

помощника Гайского межрайонного прокурора Дрожжиновой И.В.,

представителя администрации <адрес> М.,          

при секретаре Курамшиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах жителей <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений закона,

УСТАНОВИЛ:

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения действующего законодательства, регулирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий организаций здравоохранения <адрес> и <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Просит суд обязать администрацию <адрес> устранить имеющиеся нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, а именно:

оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации;

оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре второго типа;

произвести обработку чердачного помещения ФАПа огнезащитным составом;

демонтировать с окна в процедурном кабинете глухие металлические решетки;

установить на здании ФАПа по направлению движения к пожарному гидранту соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

оборудовать помещение ФАПа системой канализации;

-оборудовать помещение ФАПа        центральным водоснабжениемили водоснабжением от местных источников;

-оборудовать помещение ФАПа горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством);

установить дополнительную специальную раковину в помещении, в котором производится обработка инструментов;

произвести текущий ремонт в коридоре и кабинетах, а именно: произвести ремонт щелей и трещин в коридоре, приемном кабинете, устранить протечки крыши в коридоре и приемном кабинете, устранить дефекты напольных покрытий во всех помещениях ФАПа;

оборудовать окна помещений ФАПа форточками или откидными фрамугами, оборудованными системой фиксации;

- территорию ФАПа благоустроить, озеленить, оградить, установить
приборы освещения, оборудовать территорию ФАПа удобными подъездными путями и парковочной стоянки для санитарного транспорта.

Помощник прокурора Дрожжинова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, установив срок для устранения имеющихся нарушений закона до ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что действительно со стороны ответчика имеются нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес> указанные прокурором. До настоящего времени нарушения не устранены из-за нехватки денежных средств.

Представитель заинтересованного лица - МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суд, в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Гайской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка по исполнению действующего законодательства, регулирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий организаций здравоохранения <адрес> и <адрес>.

     Положениями абз. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее по тексту - Закон об охране здоровья граждан) определено, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья граждан положениями п. 5 ст. 2 указанного законодательного акта определена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

     В силу положений п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесены к компетенции муниципального района.

     Организация оказания медицинской помощи гражданам на территории <адрес> возложена на Муниципальное учреждение здравоохранения «Гайская центральная районная больница» пунктом 7 Устава которого определено, что целью создания учреждения является оказание населению первичной, скорой и неотложной, специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи на территории <адрес> и <адрес>.

     В судебном заседании установлено, что имущество <адрес>, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи населению <адрес> в амбулаторно-поликлинических учреждениях, и в частности, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а именно здания (помещения) 27 фельдшерско - акушерских пунктов (далее по тексту ФАПов), а также 3 амбулаторий передано в безвозмездное пользование МУЗ <данные изъяты> ЦРБ в соответствии с договором безвозмездного пользования № БП-4/08 от ДД.ММ.ГГГГ.

     Указанные подразделения (ФАПы, амбулатории), в силу п. 6 Устава муниципального учреждения здравоохранения МУЗ <данные изъяты> ЦРБ являются его филиалами, расположенными на территории <адрес>.

     В соответствии с п. 1.1 указанного договора безвозмездного пользования, здания (помещения) ФАПов и амбулаторий переданы МУЗ <данные изъяты> ЦРБ в целях организации медицинского обслуживания сельского населения <адрес>; пунктом 3.2. договора определено, что пользователь имущества, то есть МУЗ <данные изъяты> ЦРБ обязуется осуществлять текущий ремонт имущества, а также осуществлять расходы по его содержанию, то есть нести материальные потери, связанные с необходимостью поддержания данного имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

МУЗ <данные изъяты> ЦРБ не находится в ведомственном подчинении администрации <адрес>, не является главным распорядителем средств бюджета Муниципального образования <адрес> и не может являться получателем бюджетных средств из бюджета <адрес>.

     То есть, вышеуказанные положения договора, в части возложения обязанности по содержанию имущества ФАПов и амбулаторий за счет МУЗ <данные изъяты> ЦРБ, в условиях отсутствия соглашений, регламентирующих вопросы финансирования за счет муниципального образования <адрес> мероприятий по проведению текущего и капитального ремонта зданий ФАПов и амбулаторий, приведения их в соответствии с требованиями действующего законодательства о противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, противоречат требованиям действующего законодательства, а именно, положениям ст.ст. 6, 38.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку возлагают на муниципальное учреждение МУЗ <данные изъяты> ЦРБ <адрес> (то есть бюджетное учреждение, финансируемое за счет средств бюджета <адрес> и иных источников финансовых средств, установленных п. 2 раздела III устава учреждения) обязанности по финансированию мероприятий (расходных обязательств), предусмотренных Федеральным законодательством в качестве полномочий (расходных обязательств) муниципального района (то есть другого муниципального образования).

     Также, указанное правило противоречит положениям абз. 5 ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, а именно принципу самостоятельности бюджетов, предполагающему недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

     В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

     Требованиями ст. 167 Гражданского кодекса РФ определено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Из вышеизложенного следует вывод, что обязанности по содержанию зданий ФАПов и Амбулаторий должны осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>, как собственника соответствующего имущества, поскольку в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Помощником Гайского межрайонного прокурора Дрожжиновой И.В. в присутствии фельдшера ФАПа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки организации работы по исполнению требований действующего законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм. Выявлены следующие нарушения:

- в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 83; НПБ 110-03" таб 1 1, п. 7.1. помещение ФАП не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;

- в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 84; НПБ 104-03 таб. 1, 2, п. 11. помещение ФАП не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа;

в нарушение ФЗ -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ ст. 151; ГШБ 01-03 п. 3, п. 36; СНиП И-26-76 п. 3.13.; ППБО п. 2.2.5. в здании ФАПа чердачное помещение не обработано огнезащитным составом;

в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст.151; ГШБ 01-03 п.90 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-83, ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-76, НПБ 160-97 на здании ФАПа по направлению движения к пожарному гидранту не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

- в нарушение п.2.2 Санитарно - эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ территория ФАПа не благоустроена не озеленена, не ограждена, не освещена, нет удобных подъездных путей и парковочной стоянки для санитарного транспорта;

- в нарушение п. 5.1. СанПин 2.1.3.2630-10 помещение ФАПа не оборудовано центральным водоснабжением или водоснабжением от местных источников;

- в нарушение п. 5.2. СанПин 2.1.3.2630-10 помещение ФАПа не оборудовано горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством);

в нарушение п. 5.3 СанПин 2.1.3.2630-10 в кабинете ФАПа, в котором проводится обработка инструментов (процедурном кабинете) не предусмотрена дополнительная специальная раковина;

в нарушение п. 5.4. СанПин 2.1.3.2630-10 в помещении ФАПа отсутствует система канализации;

в нарушение п. 9.5 СанПин 2.1.3.2630-10 не произведен текущий ремонт в коридоре и кабинетах ФАПа, не устранены дефекты напольных покрытий во всех помещениях ФАПа, а именно: не произведен ремонт щелей и трещин в коридоре и приемном кабинете, не устранены протечки крыши в коридоре и приемном кабинете, не устранены дефекты напольных покрытий во всех помещениях ФАПа;

в нарушение п. 6.2. СанПин 2.1.3.2630-10 в помещении ФАПа окна не оборудованы форточками или откидными фрамугами, оборудованными системой фиксации.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

     Требованиями ст. 63 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В силу положений ч. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

      Положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

      Таким образом, анализом положений указанных выше норм действующего законодательства установлено, что организация оказания на территории муниципального района - <адрес> первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесены к компетенции муниципального района, а следовательно, организация исполнения указанной социально - значимой функции, в том числе и в части финансирования мероприятий по содержанию зданий ФАПов и амбулаторий, являющихся собственностью <адрес>, является расходным обязательством указанного муниципального образования, возникшим в силу требований, установленных законом.

До настоящего времени нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес> не устранены.

Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным, достаточным и соразмерным для устранения имеющихся нарушений закона.

Исковые требования Гайского межрайонного прокурора <адрес> следует удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гайского межрайонного прокурора в интересах жителей <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений закона удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> устранить имеющиеся нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, а именно:

оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации;

оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре второго типа;

произвести обработку чердачного помещения ФАПа огнезащитным составом;

демонтировать с окна в процедурном кабинете глухие металлические решетки;

установить на здании ФАПа по направлению движения к пожарному гидранту соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;

оборудовать помещение ФАПа системой канализации;

-оборудовать помещение ФАПа        центральным водоснабжением или водоснабжением от местных источников;

-оборудовать помещение ФАПа горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством);

установить дополнительную специальную раковину в помещении, в котором производится обработка инструментов;

произвести текущий ремонт в коридоре и кабинетах, а именно: произвести ремонт щелей и трещин в коридоре, приемном кабинете, устранить протечки крыши в коридоре и приемном кабинете, устранить дефекты напольных покрытий во всех помещениях ФАПа;

оборудовать окна помещений ФАПа форточками или откидными фрамугами, оборудованными системой фиксации;

- территорию ФАПа благоустроить, озеленить, оградить, установить
приборы освещения, оборудовать территорию ФАПа удобными подъездными путями и парковочной стоянки для санитарного транспорта.

Установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 июня 2011 года.

Судья                                                                                                                   Волохова Е.А.