Дело № 2-678/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года город Гай Оренбургская область Гайский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Волоховой Е.А. с участием: заместителя Гайского межрайонного прокурора Лойко Д.А., представителя администрации <адрес> Мигунова Н.В., действующей на основании доверенности, при секретаре Курамшиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов жителей <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений закона, установил: Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к администрации <адрес> в интересах жителей <адрес>, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения действующего законодательства, регулирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий организаций здравоохранения <адрес> и <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии. Просит суд обязать администрацию <адрес> устранить имеющиеся нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес>, а именно: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре второго типа; предусмотреть в помещении амбулатории прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; в здании по направлению движения к пожарному гидранту установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; открывание дверей приемного, детского, процедурного, стоматологического, акушерского кабинетов, а также физкабинета выполнить по направлению к эвакуационным выходам; -оборудовать помещение ФАПа горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством); - предусмотреть дополнительные специальные раковины в кабинетах амбулатории, в которых проводится обработка инструментов (стоматологическом, процедурном кабинетах), а равно обеспечить наличие двухсекционных раковин; - произвести работы по текущему ремонту в коридоре амбулатории (устранение дефектов напольных покрытий), а также ремонт потолка и стен в кабинетах; - оборудовать окна помещений ФАПа форточками или откидными фрамугами с системой фиксации. Прокурор Лойко Д.А. в судебном заседании исковые требования к администрации <адрес> поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, указанные в исковом заявлении, определить срок для устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Мигунова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что действительно со стороны ответчика имеются нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании ФАПа <адрес>, указанные прокурором. До настоящего времени нарушения не устранены из-за нехватки денежных средств. Представитель третьего лица МУЗ «Гайская ЦРБ», в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суд в соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Гайской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка по исполнению действующего законодательства, регулирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий организаций здравоохранения <адрес> и <адрес>. Положениями абз. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее по тексту - Закон об охране здоровья граждан) определено, что гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. В качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья граждан положениями п. 5 ст. 2 указанного законодательного акта определена ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В силу положений п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесены к компетенции муниципального района. Организация оказания медицинской помощи гражданам на территории <адрес> возложена на Муниципальное учреждение здравоохранения «Гайская центральная районная больница» пунктом 7 Устава которого определено, что целью создания учреждения является оказание населению первичной, скорой и неотложной, специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи на территории <адрес> и <адрес>. В судебном заседании установлено, что имущество <адрес>, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи населению <адрес> в амбулаторно-поликлинических учреждениях, и в частности, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а именно здания (помещения) 27 фельдшерско - акушерских пунктов (далее по тексту ФАПов), а также 3 амбулаторий передано в безвозмездное пользование МУЗ Гайская ЦРБ в соответствии с договором безвозмездного пользования № БП-4/08 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные подразделения (ФАПы, амбулатории), в силу п. 6 Устава муниципального учреждения здравоохранения МУЗ Гайская ЦРБ являются его филиалами, расположенными на территории <адрес>. В соответствии с п. 1.1 указанного договора безвозмездного пользования, здания (помещения) ФАПов и амбулаторий переданы МУЗ Гайская ЦРБ в целях организации медицинского обслуживания сельского населения <адрес>; пунктом 3.2. договора определено, что пользователь имущества, то есть МУЗ Гайская ЦРБ обязуется осуществлять текущий ремонт имущества, а также осуществлять расходы по его содержанию, то есть нести материальные потери, связанные с необходимостью поддержания данного имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. МУЗ Гайская ЦРБ не находится в ведомственном подчинении администрации <адрес>, не является главным распорядителем средств бюджета Муниципального образования <адрес> и не может являться получателем бюджетных средств из бюджета <адрес>. То есть, вышеуказанные положения договора в части возложения обязанности по содержанию имущества ФАПов и амбулаторий за счет МУЗ Гайская ЦРБ в условиях отсутствия соглашений, регламентирующих вопросы финансирования за счет муниципального образования <адрес> мероприятий по проведению текущего и капитального ремонта зданий ФАПов и амбулаторий, приведения их в соответствии с требованиями действующего законодательства о противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, противоречат требованиям действующего законодательства - положениям ст.ст. 6, 38.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку возлагают на муниципальное учреждение МУЗ Гайская ЦРБ <адрес> (то есть бюджетное учреждение, финансируемое за счет средств бюджета <адрес> и иных источников финансовых средств, установленных п. 2 раздела III устава учреждения) обязанности по финансированию мероприятий (расходных обязательств), предусмотренных Федеральным законодательством в качестве полномочий (расходных обязательств) муниципального района (то есть другого муниципального образования). Также, указанное правило противоречит положениям абз. 5 ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, а именно - принципу самостоятельности бюджетов, предполагающему недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. В силу положений ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Требованиями ст. 167 Гражданского кодекса РФ определено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Из вышеизложенного следует вывод, что обязанности по содержанию зданий ФАПов и амбулаторий должны осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>, как собственника соответствующего имущества, поскольку в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Заместителем Гайского межрайонного прокурора Лойко Д.А. в присутствии врача ФАП <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки организации работы по исполнению требований действующего законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм. Выявлены следующие нарушения: - в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 83; НПБ 110-03 таб. 1 1, п. 7.1. помещение ФАП не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; - в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 84; НПБ 104-03 таб. 1, 2, п. 11. - в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 6, 151; ППБ 01-03 п. 39 не предусмотрена прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; - в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 6, 151; ППБ 01-03 п.52 двери приемного, детского, процедурного, стоматологического, акушерского кабинетов, а также физкабинета открываются не по направлению к эвакуационным выходам; - в нарушение ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст. 151; ППБ 01-03 п.90 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-83, в нарушение п. 5.2. СанПин 2.1.3.2630-10 помещение ФАПа не оборудовано горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством); в нарушение п. 5.3 СанПин 2.1.3.2630-10 в кабинетах ФАПа, в которых проводится обработка инструментов (стоматологическом, процедурном кабинетах) не предусмотрены дополнительные специальные раковины (или двухсекционные); в нарушение п. 9.5 СанПин 2.1.3.2630-10 во всех помещениях амбулатории требуется проведение текущего ремонта, устранение дефектов напольных покрытий, ремонт потолка, стен; в нарушение п. 6.2. СанПин 2.1.3.2630-10 в помещении ФАПа окна не оборудованы форточками или откидными фрамугами с системой фиксации. Требованиями ст. 63 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, анализом положений указанных выше норм действующего законодательства установлено, что организация оказания на территории муниципального района - <адрес> первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесены к компетенции муниципального района, следовательно организация исполнения указанной социально - значимой функции, в том числе и в части финансирования мероприятий по содержанию зданий ФАПов и амбулаторий, являющихся собственностью <адрес>, является расходным обязательством указанного муниципального образования, возникшим в силу требований, установленных законом. Исковые требования прокурора к администрации <адрес> подлежат удовлетворению. До настоящего времени нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании ФАПа <адрес> не устранены. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным, достаточным и соразмерным для устранения имеющихся нарушений закона. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Гайского межрайонного прокурора в интересах жителей <адрес> к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений закона удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> устранить имеющиеся нарушения закона в части обеспечения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в здании фельдшерско-акушерского пункта <адрес> следующим образом: оборудовать здание автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре второго типа; предусмотреть в помещении амбулатории прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; в здании по направлению движения к пожарному гидранту установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; открывание дверей приемного, детского, процедурного, стоматологического, акушерского кабинетов, а также физкабинета выполнить по направлению к эвакуационным выходам; -оборудовать помещение ФАПа горячим водоснабжением (или электронагревательным устройством); - предусмотреть дополнительные специальные раковины в кабинетах амбулатории, в которых проводится обработка инструментов (стоматологическом, процедурном кабинетах), а равно обеспечить наличие двухсекционных раковин; - произвести работы по текущему ремонту в коридоре амбулатории (устранение дефектов напольных покрытий), а также ремонт потолка и стен в кабинетах; - оборудовать окна помещений ФАПа форточками или откидными фрамугами с системой фиксации. Установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Гайский городской суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Волохова Е.А. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
помещение ФАП не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре второго типа;
ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-76, НПБ 160-97 на здании ФАПа по направлению движения к
пожарному гидранту не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающего покрытия) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника;