именем Российской Федерации 02 августа 2011 года город Гай <адрес> Гайский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Петруниной О.В. при секретаре Федосовой Е.В. с участием помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанов Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о понуждении к устранению нарушений закона о социальной защите инвалидов, установил: Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о понуждении администрации МО <адрес> произвести необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в здание ФАПа, расположенного в <адрес> в <адрес>, а именно: обустроить на входе в здание приспособления для маломобильных граждан путем установки пандусов для подъезда на инвалидных колясках либо кнопки-вызова работника амбулатории у помещения здания на высоте не менее 80 сантиметров от поверхности земли, подключенной к стационарному источнику электроснабжения, снабженной информационной табличкой «для инвалидов» и защищенной от внешних воздействий. Иск заявлен по тем основаниям, что в нарушение положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления не создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа в здание ФАПа. В судебном заседании прокурор Пишпанов Т.И. на удовлетворении требований настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Представители ответчика администрации МО <адрес> и заинтересованного лица МУЗ» в судебное заседание не явились, представили суду заявление о согласии с исковыми требованиями и ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов отнесены к компетенции муниципального района. Организация оказания медицинской помощи гражданам на территории <адрес> возложена на Муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> Согласно п. 7 Устава МУЗ <данные изъяты> целью создания учреждения является оказание населению первичной, скорой и неотложной, специализированной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи на территории <адрес> и <адрес>. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование МУЗ <данные изъяты> передано имущество <адрес>, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи населению <адрес> в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а именно: здания (<данные изъяты> и <данные изъяты> амбулаторий. Обязанности по содержанию зданий ФАПов и амбулаторий должны осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>, как собственника соответствующего имущества, поскольку в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственным и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденным Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, органов образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно требованиям Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при новом проектировании реконструкции общественных жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1). Требования настоящего документа распространяются только на функционал планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдела помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и местаприложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (п. 12). Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, a также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п. 1.5). В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17). В соответствии со ст.ст.36,46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст.4,8,46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.6-8 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что здание ФАПа по адресу <адрес>, является собственностью администрации <адрес>. Войти в ФАП инвалиды-колясочники не могут, т.к. нет специальных приспособлений, облегчающих доступ в это здание. Перед входом в здание имеется крыльцо со ступенями. Вход в здание не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, в частности нет пандусов для подъезда на инвалидных колясках, специальных поручней. Данное обстоятельство не соответствует требованиям закона и нарушает конституционные права указанных граждан. Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Срок исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, судья решил: Исковые требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести необходимые действия по предоставлению доступа инвалидам в здание ФАПа, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: обустроить на входе в здание приспособления для маломобильных граждан путем установки пандусов для подъезда на инвалидных колясках либо кнопки-вызова работника амбулатории у помещения здания на высоте не менее 80 сантиметров от поверхности земли, подключенной к стационарному источнику электроснабжения, снабженной информационной табличкой «для инвалидов» и защищенной от внешних воздействий. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд <адрес> в десятидневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья О.В. Петрунина Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2011 года.