именем Российской Федерации 09 сентября 2011 года город Гай <адрес> Судья Гайского городского суда <адрес> Карагодина Е.Л., при секретаре Тыщенко Г.Ю., с участием помощника Гайского межрайонного прокурора Дрожжинова И.В.; рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес>, муниципальному образованию администрации <данные изъяты> поссовета <адрес> о признании незаконным бездействия <адрес> по принятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника и обязании устранить допущенные нарушения ненадлежащего содержания скотомогильника, обязании администрации муниципального образования <данные изъяты> поссовета устранить нарушения путем уничтожения костей сельскохозяйственных животных, установил: Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными требованиями к <адрес>, муниципальному образованию администрации <данные изъяты> поссовета <адрес> по тем основаниям, что в районе <адрес> имеется скотомогильник, который не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. В нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 над ямой скотомогильника не устроен навес, к объекту не пристроены помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов, крышка ямы не оборудована замком, скотомогильник не имеет удобных подъездных путей, въездные ворота не имеют замка. Прокурор считает, что принятие мер по содержанию, оборудованию скотомогильника, утилизации, уничтожении биологических отходов является обязанностью <адрес> и просит суд обязать <адрес> устранить допущенные нарушения. Нарушение со стороны администрации <данные изъяты> поссовета выражается в том, что на территории скотомогильника имеются кости сельскохозяйственных животных. В судебном заседании прокурор Дрожжинова И.В. на удовлетворении требований настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, извещенного надлежащим образом. Согласно представленного отзыва ответчик не согласен с заявленными требованиями, поскольку считает, что скотомогильники находятся на землях муниципального образования, могут быть признаны безхозяйной вещью, которую впоследствии надлежит признать в судебном порядке муниципальной собственностью. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии с п. 6.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В настоящее время подписано Постановление <адрес> «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории <адрес>», на реализацию данной программы предусмотрено выделение средств из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в размере <данные изъяты> рублей. Представитель ответчика администрации Халиловского поссовета <адрес>извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава КФХ «<данные изъяты>» К. Заинтересованное лицо К. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. В соответствии с п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ ода №-ЕВ в ЕГРП отсутствуют записи о зарегистрированных правах на скотомогильники, расположенные на территории <адрес> и <адрес>. В соответствии с письмом администрации <данные изъяты> поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник, находящийся в <адрес> вблизи КФХ «<данные изъяты>» на балансе <данные изъяты> поссовета не состоит. Таким образом, судом установлено, что имеющийся на территории <данные изъяты> поссовета скотомогильник на балансе администрации муниципального района не состоит. На основании ветеринарно-санитарной карточки скотомогильника, на удалении 1000 метров от <адрес> имеется скотомогильник площадью 600 кв.метров. Скотомогильник используется индивидуальным сектором <адрес>, КФХ «<данные изъяты>». Актом проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается нарушение ветеринарно-санитарных норм в содержании скотомогильника, а именно: территория скотомогильника не имеет удобных подъездных путей, выездные ворота не имеют замка, на крышке люка скотомогильника отсутствует замок, отсутствуют ограждение территории скотомогильника, въездные ворота, площадка для вскрытия трупов, над ямой скотомогильника не устроен навес, к объекту не пристроены помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов, на территории скотомогильника имеются кости сельскохозяйственных животных. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории <данные изъяты> поссовета <адрес> бесхозяйных скотомогильников. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации <данные изъяты> поссовета не передавались, следовательно, основания для возложения на администрацию <данные изъяты> поссовета <адрес> обязанности по принятию мер к надлежащему содержанию скотомогильника без передачи необходимых полномочий и денежных средств, отсутствуют. Суд находит доказанным, что содержание скотомогильника, расположенного в районе <адрес>, не соответствует ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, тем самым создается угроза возникновения инфекционных заболеваний опасных для людей и животных и нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Суду представлена «Областная целевая программа «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории <адрес>» на 2012-2016 годы», утвержденная Постановлением <адрес> «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории <адрес>» на 2012-2016 годы» от ДД.ММ.ГГГГ. На реализацию данной программы предусмотрено выделение из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований <данные изъяты> рублей. Основными задачами Программы являются обеспечение безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами на территории <адрес>, устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, на здоровье населения и сельскохозяйственных животных в <адрес>, реализация комплекса мер по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретение специальной техники. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы: закрытие и консервация <данные изъяты> скотомогильников; ремонт и обустройство <данные изъяты> скотомогильников, строительство и ввод в эксплуатацию <данные изъяты> объектов по кремации биологических отходов, строительство <данные изъяты> объектов для вскрытия трупов животных и мест для временного хранения биологических отходов, приобретение <данные изъяты> единиц мобильных установок по транспортировке биологических отходов, приобретение <данные изъяты> единиц мобильных установок по уничтожению биологических отходов. Таким образом, <адрес> предприняты конкретные меры по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно - санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории <адрес>. При таких обстоятельствах иск Гайского межрайонного прокурора подлежит частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, судья, решил: Исковые требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать <адрес> принять меры к оборудованию скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику, над ямой скотомогильника устроить навес, пристроить к объекту помещение для вскрытия трупов животных, а также помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> поссовета убрать с территории скотомогильника кости сельскохозяйственных животных. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд <адрес> в десятидневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2011 года. Судья Е.Л.Карагодина