именем Российской Федерации 23 сентября 2011 года город Гай <адрес> Судья Гайского городского суда <адрес> Карагодина Е.Л., при секретаре Кувшиновой А.А., с участием: истца старшего помощника Гайского межрайонного прокурора Пишпанов Т.И.; представителя ответчика Мигунова Н.В., действующей на основании доверенности; представителя третьего лица Потапова Е.А., действующей на основании доверенности; рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес> о признании незаконным бездействия <адрес> в части неисполнения требований действующего законодательства, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и понуждении <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, установил: Гайский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными требованиями к <адрес>, ссылаясь на то, что согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования, а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район. <данные изъяты> муниципального образования <адрес> на территории <данные изъяты> сельсовета не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов: отсутствует разработанные регламент режима работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов; отсутствует заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО; участок, занимаемый полигоном ТБО, не отвалован по периметру; на участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствуют ограждения; отсутствует разработанный план производственного контроля. Прокурор полагает, что бездействие органов местного самоуправления нарушат права граждан на благоприятную среду. В судебном заседании прокурор Пишпанов Т.И. уточнил исковые требования, изменил требование об отведении участка под полигон ТБО на требование об определении балансодержателя земельного участка, на котором располагается полигон, просит устранить выявленные при эксплуатации свалок ТБО нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На удовлетворении требований настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика <адрес> Мигунова Н.В. не признала заявленные требования, суду пояснила, что ответчик не бездействует в части приведения свалок ТБО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно распоряжения от 1999 года были отведены участки под складирование бытовых отходов, разрабатывались предложения по улучшению ситуации в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования <адрес> с приведением основных направлений финансирования мероприятий районной целевой программы «<данные изъяты>» на 2011-2016 годы <адрес>. Ответчиком направлялись письма в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> утвердило областную целевую программу «<данные изъяты>» на 2011-2016 годы, однако <адрес> не был включен в указанную программу. Для приведения свалок ТБО в соответствие с законодательством и получения заключения необходимы большие финансовые вложения. <адрес> на 80 % состоит из дотаций. <адрес> не предоставляет финансовых средств для устранения нарушения содержания свалок ТБО. Выполнение мероприятий по установлению ограждений и отваловки полигона без соответствующего заключения невозможно, поскольку повлечет штрафные санкции Роспотребнадзора. Для получения заключения необходимо выполнить множество исследований, для реализации которых необходимы огромные денежные средства. Представитель третьего лица <данные изъяты> сельсовета Потапова Е.А. не признала исковые требования, суду пояснила, что бюджет практически сформирован на 2012 год и не включает в себя расходы на организацию свалок ТБО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. <адрес> и <данные изъяты> сельсовет финансируются за счет дотаций. Для выполнения мероприятий по устранению нарушений организации свалок отсутствуют финансовые средства. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно статей 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> муниципального образования <адрес> требования Конституции Российской Федерации и вышеуказанных законов не исполнены. На территории <данные изъяты> сельсовета <адрес>, на <адрес> от <адрес>, размером <данные изъяты> кв.м. расположена свалка твердых бытовых отходов. В нарушение п. 2.1 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требовании к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 отсутствуют разработанные регламент режима работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов. В нарушение п. 2.2 Санитарных правил санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО, отсутствует. В нарушение п.3.3 Санитарных правил участок для устройства полигона не отведен в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В нарушение п. 3.7 Санитарных правил участок, занимаемый полигоном ТБО, не отвалован по периметру. В нарушение п. 6.4 Санитарных правил отсутствует разработанный план производственного контроля. Суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В данной части требования подлежат удовлетворению. В части требования истца о признании незаконным бездействия <адрес> в части неисполнения требований действующего законодательства, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения надлежит отказать, поскольку ответчиком представлены документальные доказательства в подтверждение принятия <адрес> мер, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, судья, решил: Требования Гайского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на территории <данные изъяты> сельсовета <адрес>, на <адрес> от <адрес>, размером <данные изъяты>.м., а именно: разработать регламент режима работы полигона, инструкцию по приему бытовых отходов; получить в установленном порядке заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом полигоном ТБО; определить балансодержателя земельного участка, на котором располагается полигон ТБО; отваловать участок, занимаемый полигоном ТБО по периметру; установить ограждения; разработать план производственного контроля. В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд <адрес> в десятидневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2011 года. Судья Е.Л.Карагодина