2-1132/2011 о понуждении к оборудованию кнопкой пожарной сигнализации



                                                                                                          Дело № 2 -1132 / 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года            город Гай <адрес>

              Гайский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.,

при секретаре Кувшиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному учреждению «СОШ» о понуждении к оборудованию учреждения кнопкой тревожной сигнализации,

установил:

      Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «СОШ» о понуждении к оборудованию учреждения кнопкой тревожной сигнализации в интересах неопределенного круга лиц - учащихся и их родителей, посещающих указанное общеобразовательное учреждение. Просит обязать ответчика оборудовать помещение школы кнопкой тревожной сигнализации в целях соблюдения безопасности учащихся, профилактики терроризма и экстремизма.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечен администрация муниципального образования <адрес>.

       

В судебном заседании старший помощник прокурора Бородин М.А. уточнил исковые требования в части установления срока, необходимого для оборудования образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации. Просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

      

Представитель МОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа», отдела образования администрации <адрес> Синчурина И.С. не признала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что отсутствует техническая возможность для установления тревожной кнопки сигнализации. В силу отдаленности нахождения образовательного учреждения от <адрес> установление тревожной кнопки не способно обеспечить её функциональное назначение. Охранная служба не способна быстро отреагировать, время выезда и приезда к пункту назначения составляет не менее одного часа. Кроме того, установление тревожной кнопки и дальнейшее её обслуживание требует больших финансовых затрат. Закон не содержит прямого указания на обязанность установления тревожной кнопки в общеобразовательных учреждениях. Безопасность учащихся, охрана их жизни и здоровья обеспечивается путем проведения иных мероприятий: установления контрольно-пропускного режима, дежурства, наличия персонала, осуществляющего охрану образовательных учреждений, информации на стендах, наличия ограждений территории образовательного учреждения по периметру.

Представитель администрации <адрес> Мигунова Н.В. не признала исковые требования, суду показала, что в образовательных учреждениях <адрес> установление тревожных кнопок является нецелесообразным и крайне затратным мероприятием. Охрана школ обеспечивается в полном объеме за счет установления контрольно-пропускного режима, наличия стационарных телефонов для вызова правоохранительных органов, а также наличия в администрации <адрес> Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС 112), назначение которой является координация деятельности и взаимодействие всех органов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной жизнедеятельности. ЕДДС является структурным подразделением Отдела по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям. В случае возникновения чрезвычайной ситуации информация поступает по тревожной кнопке на номер и передается главе муниципального образования <адрес> и в компетентные органы. ЕДДС работает круглосуточно. <адрес> Мигунова Н.В. в обоснование возражений против удовлетворения исковых требований указала на отсутствие правовой нормы, обязывающей образовательные учреждения устанавливать тревожные кнопки в целях противодействия терроризму. В целях обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности, в образовательных учреждения проводится ряд профилактических мероприятий, направленных на антитеррористическую безопасность.

Суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно официальной информации от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленной Отделом образования <адрес> МОУ «СОШ» не оборудовано кнопкой экстренного вызова милиции (КЭВМ). В целях антитеррористической защищенности образовательных учреждений <адрес> проведены следующие мероприятия: изданы приказы по отделу образования «О принятии мер по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений района», «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений района»; ежедневно до начала занятий и после их окончания дежурный администратор вместе с дежурным учителем проводят осмотр учебных кабинетов и вспомогательных помещений; ежемесячно во всех образовательных учреждениях района проводятся тренировки по экстренной эвакуации учащихся, воспитанников, работников с составлением соответствующих актов; во всех образовательных учреждениях района организован пропускной режим с отметкой в специальном журнале; образовательные учреждения имеют ограждения по периметру, стационарную связь; образовательные учреждения охраняются сторожами; во всех образовательных учреждениях имеется антитеррористический паспорт; на период проведения массовых мероприятий привлекаются сотрудники ОВД. Вопрос по обеспечению антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях постоянно контролируется в отделе образования. Установка «тревожных кнопок» в образовательных учреждениях не представляется возможной из-за отсутствия финансовых средств в муниципальном бюджете района. Для установки тревожной кнопки в образовательных учреждениях района необходимо - рублей, стоимость одной установки составляет - рубля, ежемесячное обслуживание «тревожной кнопки» составляет -. рублей, в год - рублей.

В подтверждение проведения в МОУ «СОШ» мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность, ответчиком представлены: инструкции дежурного учителя, дежурного администратора, график дежурства технического персонала школы, журналы контрольно - пропускного режима, положение о контрольно-пропускном режиме, рекомендации по реагированию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, инструкция при поступлении угрозы террористического акта по телефону, инструкция при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство, инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной жизни.

Согласно информации, представленной отделом внутренних дел по муниципальным образованиям <адрес> и <адрес>, межрайонным отделом вневедомственной охраны оборудование образовательных учреждений тревожной сигнализацией с выводом на ПЦН МОВО МВД России «Гайский» как по радиоканалу, так и посредством проводных телефонных линий не представляется возможным ввиду их значительной удаленности. Оборудование средствами передачи извещений с использованием - канала связи представляемых сотовыми операторами производится ФГУП «-» МВД России.

Представитель ответчика Синчурина И.С. пояснила, что из-за низкого качества сотовой связи в <адрес> и отдаленности нахождения образовательных учреждений технически не представляется возможным установление тревожной сигнализации как посредством проводных телефонных линий, так и посредством сотовой связи.

Прокурором Бородин М.А. в судебном заседании представлен протокол совместного заседания областной антитеррористической комиссии и оперативного штаба от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что Министерству образования <адрес>, руководителям высших и средних учебных заведений рекомендовано принять неотложные меры по оснащению учреждений образования средствами тревожной сигнализации с подключением на пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Истец пояснил, что представленный документ носит рекомендательный характер.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Суду представлены доказательства того, что ответчиком проводится целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение постоянного контроля, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Поскольку в законодательстве отсутствует прямое указание на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений посредством установления кнопки тревожной сигнализации, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

           Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил :

     В удовлетворении исковых требований Гайского межрайонного прокурора к Муниципальному общеобразовательному учреждению «СОШ» о понуждении к оборудованию учреждения кнопкой тревожной сигнализации - отказать.

          Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья             Е.Л. Карагодина

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года.