2-4/2011 о взыскании компенсационных выплат



Дело № 2-1111/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 января 2011 года город Гай Оренбургская область

Гайский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Волоховой Е.А.

с участием:

истца Нещадим А.А.

представителя истца Нещадим Н.А.

представителя ответчика Шестаковой С.А.

при секретаре Курамшиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нещадим АА к Управлению социальной защиты населения администрации г. Гай Оренбургской области о взыскании компенсационных выплат,

Установил:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что в 1957 году он принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий радиационной аварии на производственном объединении «Маяк», о чем выдано удостоверение. Согласно п. 1 ст. 1 ст. 4 ФЗ от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» м сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ему гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 3 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13, ст. 15, пунктам 3-12, 14 части 1 статьи 14 ФЗ_ от 15.05.1991 года № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как участник ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, указывает истец, он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии и повлекшего утрату трудоспособности в размере <данные изъяты> рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установлении инвалидности).

Главное управление социальной защиты населения администрации Оренбургской области в своем письме № 13-2-15 от 14.07.2000 года отказало ему в назначении компенсации в сумме возмещения вреда причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий радиационной аварии, сославшись на то, что данная компенсация положена гражданам, ставшими инвалидами вследствие аварии на производственном объединении «Маяк». Проведенная в 2010 году прокурорская проверка также показала, что данный вид компенсации ему не начисляется.

Считает отказ в начислении денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью незаконным, поскольку в вышеперечисленных законодательных нормах установлено, что данная компенсация назначается гражданам, указанным в п. 3 части 1 ст. 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к которым приравнены граждане, указанные в пункте 1 части 1 статьи 1 ФЗ от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», - граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственной участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк».

Таким гражданам, указывает истец, не являющимся инвалидами вследствие радиационной катастрофы, назначается установленная пунктом 4 части 1 статьи 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», денежная компенсация независимая компенсация независимо от степени утраты трудоспособности. Факт утраты трудоспособности подтверждается справками медико-социальной экспертизы. Просит суд обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Гай Оренбургской области начислить с 14.07.2000 года и выплатить ему с соответствующими индексациями, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии и повлекшего утрату трудоспособности.

В судебном заседании истец Нещадим А.А. исковые требования уточнил и просил суд обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Гай Оренбургской области начислить с 12.02.2001 года и выплатить ему с индексациями, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии и повлекшего утрату трудоспособности в размере <данные изъяты>., то есть по день постановления решения судом, представил расчет указанной суммы, в обоснование требований привел доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель истца Нещадим Н.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, в судебном заседании просила суд удовлетворить уточненные исковые требования Нещадим А.А., в обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации города Гай Оренбургской области - Шестакова С.А., действующая на основании доверенности № 1168-2 от 30.11.2009 года, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Нещадим А.А. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958г. и относится к категории граждан, указанных в пункте 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляются меры социальной поддержки предусмотренные статьей 15, пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14.

Нещадим АА является получателем компенсационных выплат, как участник ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958г.:

ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствие с пунктом 3 статьи 15 Закона РФ № т 1244-1 от 15 мая 1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

ежегодной компенсации на оздоровление в соответствие со статьей 40 Закона.

Пунктом 4 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотрен вид социальной поддержки - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере <данные изъяты> независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Статьей 4 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 определено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) установлен Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой» в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установление инвалидности) (далее Правила).

В Правилах перечислены конкретные документы, на основании которых, назначается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Нещадим А.А. не представил документы, перечисленные в пункте 2 Правил, указывает представитель ответчика, а именнокопию заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний с последствиями чернобыльской катастрофы;справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт утраты трудоспособности (без установления инвалидности), следовательнозаконных оснований для предоставления указанной компенсации нет. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Нещадим А.А. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958г. и относится к категории граждан, указанных в пункте 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Данное обстоятельство подтверждается копией удостоверения серии Б № 025025 от 11.02.1998 года, справкой серии Ч № 068349 администрации Челябинской области, справкой № 171 от 05.05.1999 года объединенного военного комиссариата г. Гай.

Нещадим А.А. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой Сер. ВТЭ-188 № 037766.

Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляются меры социальной поддержки предусмотренные статьей 15, пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Нещадим А.А. является получателем компенсационных выплат, как участник ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1958г.:

ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствие с пунктом 3 статьи 15 Закона РФ № т 1244-1 от 15 мая 1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

ежегодной компенсации на оздоровление в соответствии со статьей 40 Закона.

Пунктом 4 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотрен вид социальной поддержки - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

Статьей 4 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 определено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) установлен Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой» в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установление инвалидности).

В соответствии с пунктом 2 Правил для получения компенсации гражданин подает заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства. Вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

б) копия заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи развившихся заболеваний с
последствиями чернобыльской катастрофы;

в) справка федерального государственного учреждения медико-
социальной экспертизы, подтверждающая факт утраты
трудоспособности (без установления инвалидности).

Нещадимом А.А. не представлено документов, перечисленных в пункте 2 Правил.

Из смысла пункта 4 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 так же следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) выплачивается лишь при наличии причинно-следственной связи между причиненным вредом здоровью в связи с радиационным воздействием и утратой трудоспособности независимо от её степени (без установления инвалидности) и обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В материалах дела имеется ответ Главного управления социальной защиты населения администрации Оренбургской области от 14.07.2000 года № 13-2-15, в котором истцу разъясняется, что согласно ст. 13 Федерального закона от 26.11.1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1999 года № 1281 установление причинной связи заболеваний, инвалидности у вышеуказанных граждан с последствиями воздействия радиации возложено на Челябинский межведомственный экспертный совет (МЭС). Челябинский МЭС при решении вопросов причинной связи заболеваний, инвалидности руководствуется Перечнем заболеваний, утвержденным приказом Минздрава России и Минтруда России № 6/9 от 12.01.2000 года, включающим в себя злокачественные заболевания различной локализации.

Челябинским МЭС дважды рассматривался вопрос о причине заболевания (заседание № 02 от 26.01.1999 года и № 02 от 25.01.2000 года), вынесено заключение, что имеющийся у Нещадим А.А. комплекс заболеваний с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов в результате радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» связи не имеет и относится к разряду общих.

Кроме того, установлено, что Санкт-Петербургский межведомственный экспертный совет в заседании № 621 от 04.10.2006 года рассмотрел представленную медицинскую документацию Нещадима А.А. на предмет установления причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов в результате аварии на ПО «Маяк».

Выставлен диагноз: ишемическая болезнь сердца: стенокардия напряжения Ш ФК, атеросклероз аорты и коронарных артерий, атеросклеротический кардиосклероз. Гипертоническая болезнь П ст. Дисциркуляторная энцефалопатия П ст. Полисегментарный остеохондроз позвоночника. Дано заключение, что выявленные заболевания не относятся к детерминированным или стохастическим эффектам ионизирующей радиации, имеют общий характер, с воздействием радиационных фактором при выполнении работ по ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча не связаны.

При этом ни Перечнем заболеваний, утвержденным приказом Минздрава России и Минтруда России № 6/9 от 12.01.2000 года, действовавшим до 04.11.2004 года, ни Перечнем заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 592"Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не предусмотрены заболевания имеющиеся у истца, установленные Санкт-Петрбургским региональным межведомственным экспертным советом на заседании № 621 от 04.10.2006 года.

Доказательств наличия иных заболеваний, имеющихся у истца не представлено.

То есть в судебном заседании установлено, что возникновение заболеваний истца не обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча,оснований для удовлетворения исковых требований Нещадим А.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Нещадим АА в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации г. Гай Оренбургской области о взыскании компенсационных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2011 года.

Судья Волохова Е.А.