решение по иску о понуждении работодателя произвести начисление и выплату заработной платы работник



Дело Номер

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Гайны Дата года

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Иванишко А.В.,

при секретаре Талиповой И.И.,

с участием представителя истца- заместителя прокурора Гайнского района Якимовой Л.П.,

ответчика - представителя Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» Тарасовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах работников Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» к администрации Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» о понуждении Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» производить начисление и выплату стимулирующих, компенсационных и социальных выплат к заработной плате, свыше одного минимального размера оплаты труда,

установил:

Прокурор Гайнского района обратился в суд в интересах работников Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» с иском к администрации Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» о признании действий администрации МУЗ « Гайнская ЦРБ» по начислению заработной платы работникам больницы с включением компенсационных и стимулирующих выплат в минимальный размер оплаты труда незаконными. Об обязывании администрации Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» производить начисление и выплату заработной платы работникам больницы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с выплатой компенсационных и стимулирующих выплат свыше минимального размера оплаты труда.

В ходе рассмотрения дела истец изменил, свои первоначальные требования и попросил суд лишь признать незаконными действия администрации МУЗ « Гайнская ЦРБ» по начислению техническим работникам и медицинскому персоналу учреждения, заработной платы с начислением уральского коэффициента и северной надбавки вопреки требованиям ст.ст. 315-317 Трудового кодекса РФ, не на заработную плату, а на должностные оклады. Вместе с тем, просил обязать администрацию МУЗ « Гайнская ЦРБ» устранить вышеперечисленные нарушения ТК РФ и начислять северную процентную надбавку и уральский коэффициент на заработную плату работников, после произведения доплаты заработной платы до минимального размера оплаты труда в РФ ( далее МРОТ), тем работникам у кого она ниже.

Представитель истца, заместитель прокурора Гайнского района Якимова Л.П., в судебном заседании, в обоснование требований прокурора, указала, что согласно ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации одними из принципов правового регулирования трудовых отношений в РФ являются обеспечение выплаты каждому работнику своевременной и в полном размере заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также запрещение дискриминации в сфере труда. Согласно ст.3 ТК РФ запрещается дискриминация в сфере труда. Оплата труда технических работников в МУЗ « Гайнская ЦРБ», в том числе выплата северной надбавки и уральского коэффициента, производятся на заработную плату ( должностные оклады) которая значительно ниже 1 МРОТ в РФ, с последующей доплатой до 1 МРОТ в РФ. В результате такой системы оплаты труда значительное количество работников Гайнской ЦРБ: санитарки, повара, прачки и т. д. получают заработную плату в размере равном 1 МРОТ в РФ.

В Юрлинской ЦРБ, расположенной в Юрлинском районе Пермского края, где существует только уральский коэффициент равный 15% от заработной платы, оплата труда самым низкооплачиваемым работникам осуществляется в размере 1 МРОТ на который происходит начисление районной надбавки равной 15% зарплаты.

Подобное положение с оплатой труда самых низкооплачиваемых работников МУЗ « Гайнская ЦРБ» является прямым нарушением ст.315 ТК РФ, согласно которой оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Это является также нарушением ч.3 ст.37 Конституции РФ, согласно которой граждане РФ имеют право на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации.

Сложившаяся в МУЗ « Гайнская ЦРБ» практика оплаты труда младшего медицинского и прочего персонала, в размере меньше 1 МРОТ в РФ и ограничившая для многих из них их месячный заработок размером 1 МРОТ в РФ т.е. 4330 рублями в месяц ( без удержания налогов), который ниже минимальной пенсии по старости в РФ равной с 01.01.2010 года 4766 рублей в месяц и прожиточного минимума для трудоспособного населения в Пермском крае во 2квартале 2010 года- Номер рубля в месяц, не соответствует Конституции РФ и Международным договорам, подписанным РФ и является дискриминационной, серьёзно ущемляющей права трудящихся и их иждивенцев.

Представитель администрации Гайнского муниципального района, надлежащим образом извещённый о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился.

Представители финансового управления администрации Гайнского муниципльного района, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились, иск не признали. Просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика, Тарасова Н.Н., в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения по существу заявленного иска. Просила в удовлетворении иска отказать.

Правовая позиция ответчика, после изменения основания иска исцом, выраженная в представленном в суд письменном Возражении, заключается в следующем.

Оплата труда всем работникам МУЗ « Гайнская ЦРБ», осуществляется в строгом соответствии с действующим ТК РФ.

Согласно ст.37 Конституции РФ труд свободен. Работники, заключившие трудовые договоры с администрацией Гайнской ЦРБ на условиях оплаты труда изложенной в договоре, распорядились свободой труда по своему усмотрению.

Ответчик, ссылаясь на Определение Конституционного суда РФ от 25.02.2010 года № 162-О-О, указывает, что в данном Определении, обязательном для выполнения всеми судебными органами, говорится, что оплата труда работников, выполнявших свои трудовые обязанности в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда работников у того же работодателя, выполняемого в нормальных климатических условиях. При этом все работники МУЗ « Гайнская ЦРБ» проживают и работают в Гайнском муниципальном районе, то есть выполняют свои обязанности в районе, приравненном к Крайнему Северу. Следовательно, все работники МУЗ «Гайнская ЦРБ» относятся к одной категории работников. Таким образом, дифференциации между категориями работников у работодателя- МУЗ « Гайнская ЦРБ», по признаку особых климатических условий осуществления трудовых обязанностей, нет. Следовательно, невозможно определить относительно какого оклада, какой тарифной ставки или оплаты труда, МУЗ « Гайнская ЦРБ» должно устанавливать повышенный размер оплаты труда.

Не связанность оплаты труда и тарифной ставки с МРОТ, указанная в Определениях Конституционного Суда РФ ( № 162-О-О от25.02.2010 года и № 1160 от 01.10.2009 года), не позволяет определить всем работникам МУЗ « Гайнская ЦРБ» установление повышенного размера оплаты труда относительно МРОТ. Невозможность установить категорию, относительно которой должно быть осуществлено повышение размера оплаты труда не позволяет говорить об обязанности начислять процентную надбавку и уральский коэффициент на минимальный размер оплаты труда в РФ. Значит, в действиях ответчика не имело места какого-либо нарушения прав работников.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований. Истец предлагает в качестве размера заработной платы, на который должны начисляться процентная надбавка и уральский коэффициент- МРОТ, а такое положение противоречит законодательству и правовой позиции Конституционного Суда РФ. Следовательно истец не доказал обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

Допрошенные в судебном заседании свидетели, работники МУЗ « Гайнская ЦРБ», ФИО15-работающий социальным работником, ФИО8- работающая фельдшером скорой помощи, ФИО7- работающая медсестрой терапевтического отделения, ФИО6-работающая акушеркой родильного отделения, ФИО5- медицинская сестра терапевтического отделения дали показания, что их заработная плата складывается из нескольких компонентов.

Заработная плата перечисленных работников состоит из суммы: оклада, процентной надбавки в размере 25% от оклада за работу в сельской местности, стажевой надбавки в размере от 15 до 100% от оклада, доплаты за вредность ( не у всех) в размере от15 до 60 % от оклада. Получающаяся сумма умножается на районный коэффициент в 20% и «северную» надбавку равную 50%. В результате месячная заработная плата у вышеуказанных работников в среднем составляет от Номер ( с переработкой) у младшей медсестры ФИО5 до Номер рублей ( без переработки) у фельдшера скорой помощи ФИО8.

Все вышеуказанные свидетели считают, что размер их должностного оклада должен быть не меньше размера 1 МРОТ в РФ т.е. Номер , на который должны производиться начисления, которые производятся сейчас, с последующим умножением всей суммы на размер процентной надбавки за работу в районе, приравненном к району Крайнего Севера и на процент районного коэффициента.

В судебном заседании изучены представленные сторонами документы:

-справки на 41 сотрудников МУП « Гайнская ЦРБ» о начисленной в январе-апреле 2010 года зарплате;

- расчетно-кассовая ведомость по МУЗ « Гайнская ЦРБ»;

- Коллективный договор на 2009-2012 год;

- штатное расписание медперсонала Гайнской ЦРБ на 2009 год;

- штатное расписание медперсонала Гайнской ЦРБ на 2010 год;

- расчётные листки на сотрудников Гайнской ЦРБ;

- копии трудовых договоров с сотрудниками Гайнской ЦРБ;

- копии справок №2-НДФЛ сотрудников Гайнской ЦРБ;

- копия приказа Главного врача Гайнской ЦРБ Номер А от Дата г.;

- копии трудовых книжек сотрудников Гайнской ЦРБ;

- копия заявления сотрудников Гайнской ЦРБ в прокуратуру Гайнского района;

- справка прокуратуры о проверке исполнения Трудового законодательства вРФ в МУЗ « Гайнская ЦРБ»;

- возражения ответчика на первоначальные исковые требования прокурора;

- копия тарификационного списка сотрудников Ганской ЦРБ на 01.01.2010г. финансирующихся из Фонда обязательного медицинского страхования;

- копия тарификационного списка медицинских работников Гайнской ЦРБ финансирующихся из средств местного бюджета;

- копия тарификационного списка Усть-Черновской участковой больницы на 2010 год финансирующихся из средств ОМС;

- возражения ответчика на изменённые требовакния истца;

- копия Постановления Главы Гайнского муниципального района №289 от27.08.2009г. « Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения Гайнского муниципального района»;

-Положение об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения Гайнского муниципального района;

- Общие условия и порядок установления выплат стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Гайнского муниципального района;

- Расчет оплаты труда по категориям работников МУЗ № Гайнская ЦРБ» полностью отработавших норму рабочего времени и нормы труда за месяц с учетом 1 ставки;

- копия справки Отдела Пенсионного фонда РФ в Гайнском районе о величине минимального размера пенсии по старости.

Выслушав заместителя прокурора Гайнского района, представителя ответчика, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в МУЗ «Гайнская районная больница» система оплаты труда работников состоит из: должностного оклада, надбавки к окладу за работу на селе в размере 25% оклада; надбавки за работу с вредными и опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, в размере от 15 до 60 % от оклада; надбавки за продолжительность непрерывной работы до 30 % от оклада; ночных и сверхурочных работ и итогового начисления на сумму перечисленных начислений уральского коэффициента в размере 20% и начисления надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера в размере до 50 %.

При этом у отдельных работников относящихся к медицинскому персоналу размер суммы всех начислений из которых состоит зарплата ( до применения процентной «северной» надбавки и уральского коэффициента) не достигает размера 1 МРОТ в РФ.

Установлено также, что у отдельных работников в базовую часть зарплаты входит сверхурочная работа и работа в ночное время

В судебном заседании установлено, что у категории работников относящихся не к медицинскому, а к прочему персоналу- повара, прачки, санитарки, водители и т.д. оплата труда, состоящая из оклада и прочих надбавок, до применения северного и районного коэффициентов, зачастую не достигает размера 1 МРОТ в РФ и им администрацией производится доплата зарплаты до размера МРОТ.

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

В силу ч.2 ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно Указу Президента РФ «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» от 16.09.1992 года № 1085, с 01.07.1992 года Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с введением с 01.07.1992 года в Гайнском, Косинском и Кочевском районах округа районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих 1,2.

Согласно Закону РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.» ( в ред. от 29.12.2004 г.) устанавливаются государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно -климатических условиях Севера.

Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Преидиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26.09.1967 года « О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера» и составляет в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера максимум 50% от заработка.

С 01.01.2009 года в РФ установлен минимальный размер оплаты труда равный Номер рублей.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ № 162-О-О от 25.02.2010 года каждый работодатель, устанавливая систему оплаты труда должен в полной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 ТК РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности) заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146,148, 315, 316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненном к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно Распоряжения правительства Пермского края № 112-рп от 19.07.2010г. величина прожиточного минимума в Пермском крае на 2 квартал 2010 года установлена для работоспособного населения в Номер рубля.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 27.11.2008 года институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантированным работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в данный период норму рабочего времени, ему гарантирована выплата заработной платы в размере не меньшем 1 МРОТ в РФ, которая с 01 января 2009 года составляет Номер рублей, независимо от того, в каких климатических условиях работник исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях.

В связи с изложенным, соблюдение требований ст.ст. 146,148,315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, когда районный коэффициент и процентная надбавка за работу в таких условиях, являющиеся государственными гарантиями и компенсациями, начисляются на величину заработной платы, которая не может быть меньше размера 1 МРОТ в РФ, а не включаются в нее.

Иное толкование статей 129,133,146,148,315 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально не справедливым, дискриминационным и ведёт к нарушению принципов установленных в статье 37 Конституции РФ.

Кроме того, начисление заработной платы сотрудникам МУЗ « Гайнская ЦРБ» в размере ниже прожиточного минимума в Пермском крае для работоспособного населения, является серьёзным ущемлением прав отдельных работников МУЗ « Гайнская ЦРБ» и находящихся на их попечении иждивенцев.

Исходя из вышеизложенного, действия администрации МУЗ «Гайнская центральная районная больница» по начислению работникам больницы заработной платы, без её умножения на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере меньшем 1 минимального размера оплаты труда в РФ, установленном с 01.01.2009 года в Номер , следует признать незаконными.

Доводы представителя ответчика о том, что заработная плата включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а следовательно, районный коэффициент и северная надбавка, как компенсационные выплаты, также входят в состав заработной платы, а значит входят и в размер зарплаты который не может быть меньше МРОТ, суд считает несостоятельными на основании вышеизложенных аргументов.

Иные доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, суд также считает несостоятельными в виду неверного толкования Определений и Постановлений Конституционного Суда РФ по вопросам применения МРОТ в РФ, на которые ссылается ответчик.

При принятии решения судом учитывается также позиция Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года выразившаяся в отзыве ранее данного разъяснения о соотношении заработной платы ( должностных окладов работников) и минимального размера оплаты труда в РФ.

На основании системного анализа вышеприведённых правовых норм различных законов, регулирующих трудовые и другие отношения работников в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер заработной платы, гарантированный государством при выполнении работником работ в обычных условиях труда, не включает в себя те компенсации которые установлены для районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, но включает в себя компенсации, установленные для районов с нормальными условиями труда.

Суд приходит к выводу о том, что минимально возможный размер оплаты труда на территории Гайнского района Пермского края при размере МРОТ равном Номер , у работника полностью выполнившего месячную норму труда и нормы выработки, полностью не имеющего выслуги для начисления процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера, должен составлять: Номер Х 1,2 ( уральский коэффициент равный 20%)= Номер . Соответственно для работника имеющего выслугу для назначения максимальной процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера минимальный размер оплаты труда не может быть меньше: Номер Х 1,7 ( уральский коэффициент равный 20 % и 50 % процентная надбавка за работу в районе приравненном к Крайнему Северу)= Номер ..

Суд приходит к выводу, что в силу ст.392 Трудового кодекса РФ по делу необходимо применить 3 месячный срок исковой давности предусмотренный для трудовых споров в связи с заявлением об этом ответчика на основании ст.12 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.18 Конституции РФ в которой говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, суд считает необходимым обязать МУЗ «Гайнская центральная районная больница» устранить допущенные нарушения при начислении заработной платы работникам состоящим в трудовых отношениях с предприятием, начиная с 06 апреля 2010 года ( то есть за 3 месяца до иска в суд) и в дальнейшем производить им начисление заработной платы в размере не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и северного коэффициента за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить частично.

Признать действия Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» по начислению заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением здравоохранения «Гайнская центральная районная больница», с включением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера в минимальный размер оплаты труда, незаконными. Обязать администрацию Муниципального учреждения здравоохранения «Гайнская центральная районная больница» устранить допущенные нарушения трудового законодательства.

Произвести перерасчет заработной платы вышеуказанной категории работников с 06 апреля 2010 года.

Производить начисление заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением здравоохранения «Гайнская центральная районная больница», в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.

Начисление районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера производить на начисленную заработную плату.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Пермский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2010 года.

Председательствующий: А.В.Иванишко