Дело №г. РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации пос. Гайны ДД.ММ.ГГГГ Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Иванишко А.В., с участием истца - заместителя прокурора Гайнского района Якимовой Л.П., ответчика- директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа» Фортуна А.Н., при секретаре Еловиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах обслуживающего персонала Муниципального общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа» к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Гайнская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к начислению и выплате компенсационных и стимулирующих выплат обслуживающему персоналу школы свыше минимального размера оплаты труда, установил: Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском в интересах работников МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа» к администрации МОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа», о понуждении ответчикоа к начислению и выплате компенсационных и стимулирующих выплат работникам свыше минимального размера оплаты труда в РФ. В обоснование иска указал, что в прокуратуру района обратились работники МОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» с заявлением о том, что их трудовые права нарушаются, так как все компенсационные и стимулирующие выплаты им включают в минимальный размер оплаты труда, в связи с чем их оплата труда не соответствует требованиям трудового законодательства. В связи с поступившим обращением прокуратурой Гайнского района проведена проверка и установлено следующее. Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты. Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах и в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст.315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Соблюдение требований предусмотренных ст.ст. 146, 148, 315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, когда районный коэффициент и процентная надбавка за работу в таких условиях, являющиеся государственными гарантиями и компенсациями, начисляются на величину заработной платы, которая не может быть меньше 1 МРОТ в РФ, в не включаются в неё. При проверке в МОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа» установлено, что указанные положения Трудового Кодекса РФ не соблюдаются. Анализ лицевых счетов работников, штатного расписания школы, показал, что все эти требования нарушаются. Прокурор просит признать действия администрации МОУ «Гайнская СОШ» по начислению заработной платы обслуживающему персоналу организации с включением компенсационных выплат в виде районного коэффициента и надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера в минимальный размер оплаты труда незаконными. Обязать администрацию школы устранить допущенные нарушения трудового законодательства и производить начисление и выплату заработной платы работникам школы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ и выплачивать районный коэффициент и компенсационные выплаты за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера свыше минимального размера оплаты труда. В судебном заседании заместитель прокурора Гайнского района Якимова Людмила Петровна исковые требования поддержала. Просила суд обязать ответчиков выплачивать заработную плату работникам, состоящим в трудовых отношениях с администрацией МОУ « Гайнская СОШ», в размере не менее МРОТ в РФ с начислением на заработную плату региональной надбавки ( уральского коэффициента) и надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ответчик-директор МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа» Фортуна Анна Николаевна исковые требования не признала. Пояснила, что поскольку начисление заработной платы работникам школы происходит по методикам установленным учредителем- администрацией Гайнского муниципального района и из средств районного бюджета, то она не может признать иск в целом. Фактически с сентября 2010 года величина заработной платы работников уже увеличена на величину уральского коэффициента, то есть на 20% к МРОТ в РФ. Это произошло в результате дополнительного финансирования из бюджета Пермского края. Указала, что если будет дополнительное финансирование, то северная надбавка работникам будет выплачиваться. Свидетель Ярцева Людмила Александровна, работающая главным бухгалтером МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа», в судебном заседании дала показания аналогичные показаниям Фортуна А.Н.. Судом изучены материалы дела: заявления работников МОУ в прокуратуру; справки работников школы о заработной плате; расчетные листы работников с указанием структуры заработной платы; копии трудовых договоров; копии приказов о приёме на работу работников; штатное расписание школы; копию Устава МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа»; табели учёта рабочего времени работников. Суд, заслушав объяснения прокурора, возражения ответчика-директора МОУ « Гайнская СОШ», изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа», учредителем которого является администрация Гайнского муниципального района, которая осуществляет также финансирование этого учреждения, заработная плата большинства работников обслуживающего персонала производится путём начисления на установленный работнику оклад надбавки за работу в районе приравненном к районам Крайнего Севера- до 50%, 12% доплаты за вредные условия труда ( тем кому положено) и доплаты до величины МРОТ установленной в РФ. Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). В силу ч.2 ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно Указа Президента РФ «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» от 16.09.1992 года № 1085, с 01.07.1992 года Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с введением с 01.07.1992 года в Гайнском, Косинском и Кочевском районах округа районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих 1,2. Согласно Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.» ( в ред. от 29.12.2004 г.) ( далее Закон) устанавливаются государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно - климатических условиях Севера. Согласно ст. 4 указанного Закона гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26.09.1967 года « О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера» и составляет в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, максимум 50% от заработка. Согласно п.п. «в» п.16 « Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующим законодательством» утверждённой Приказом Минтруда РСФСР № 2 от 22.11.1990 г. ( в редакции Приказа Минтруда РСФСР от 11.07.1991г. № 77 ) устанавливается следующий порядок установления северной надбавки к заработной плате: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка. С 01.01.2009 года в РФ установлен минимальный размер оплаты труда равный 4330 рублей. В определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О указано, что в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвёртой статьи 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Согласно Определения Конституционного Суда РФ № 162-О-О от 25.02.2010 года каждый работодатель, устанавливая систему оплаты труда должен в полной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 ТК РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности) заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146,148, 315, 316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненном к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Согласно Распоряжения правительства Пермского края № 9-рп от 24.01.2011г. величина прожиточного минимума в Пермском крае на первый квартал 2011 года установлена для работоспособного населения в размере 6556 рубля. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 27.11.2008 года институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантированным работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в данный период норму рабочего времени, ему гарантирована выплата заработной платы в размере не меньшем 1 МРОТ в РФ, который с 01 января 2009 года составляет 4 330 рублей, независимо от того, в каких климатических условиях работник исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с изложенным, соблюдение требований ст.ст. 146,148,315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, когда районный коэффициент и процентная надбавка за работу в таких условиях, являющиеся государственными гарантиями и компенсациями, начисляются на величину заработной платы, которая не может быть меньше размера 1 МРОТ в РФ, а не включаются в нее. Иное толкование статей 129,133,146,148,315 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально не справедливым, дискриминационным и ведёт к нарушению принципов установленных в статье 37 Конституции РФ. На основании системного анализа вышеприведённых правовых норм различных законов, регулирующих трудовые и другие отношения работников в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер заработной платы, гарантированный государством при выполнении работником работ в обычных условиях труда, не включает в себя те компенсации, которые установлены для районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, но включает в себя компенсации, установленные для районов с нормальными условиями труда. Суд приходит к выводу о том, что минимально возможный размер оплаты труда на территории Гайнского района Пермского края, при размере МРОТ равном 4330 рублей, у работника полностью выполнившего месячную норму труда и нормы выработки, полностью не имеющего выслуги для начисления процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера, должен составлять: 4330 рублей Х 1,2 ( уральский коэффициент равный 20%)= 5196 рублей. Соответственно для работника имеющего выслугу для назначения максимальной процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера минимальный размер оплаты труда не может быть меньше: 4330 рублей Х 1,7 ( уральский коэффициент равный 20 % и 50 % процентная надбавка за работу в районе приравненном к Крайнему Северу)= 7361 рубль. Исходя из выше изложенного, действия администрации МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа» по начислению работникам учреждения заработной платы, без её умножения на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере меньшем 1 минимального размера оплаты труда в РФ, установленном с 01.01.2009 года в 4330 рублей, следует признать незаконными. Кроме того, начисление заработной платы сотрудникам МОУ « Гайнская СОШ» в размере ниже прожиточного минимума в Пермском крае для работоспособного населения, установленного Правительством Пермского края на первый квартал 2011 года, в размере 6556 рублей является серьёзным ущемлением прав отдельных работников МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа»» и находящихся на их попечении иждивенцев. Руководствуясь ст.18 Конституции РФ в которой говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, суд считает необходимым обязать администрацию МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа»» устранить допущенные нарушения при начислении заработной платы работникам состоящим в трудовых отношениях с предприятием, начиная с 01 января 2011 года и в дальнейшем производить им начисление заработной платы в размере не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера на величину заработной платы. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить. Признать действия администрации Муниципального общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа» по начислению заработной платы равной одному минимальному размеру оплаты труда в РФ работникам Муниципального общеобразовательного учреждения «Гайнская средняя общеобразовательная школа», с начислением компенсационных выплат в виде районного коэффициента и надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера на оклад, незаконными. Произвести перерасчет заработной платы вышеуказанной категории работников с 01 января 2011 года. Производить начисление заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с Муниципальным общеобразовательным учреждением « Гайнская средняя общеобразовательная школа», в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера. Начисление районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера производить на начисленную заработную плату. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Пермский краевой суд. Федеральный судья: подпись А.В. Иванишко Копия верна. Судья А.В.Иванишко