решение о взыскании заработной платы



Дело г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                            ДД.ММ.ГГГГ

Гайнский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Иванишко А.В.,

с участием истца - помощника прокурора Гайнского района Галкиной В.Н.,

истцов Ошвинцева И.А., Петрова А.И., Баяндина А.С., Анисимова М.Н.,

ответчика- начальника Муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения Ошвинцева И.А.,

ответчика- главы Сёйвинского сельского поселения Дробыша В.Г.,

при секретаре Еловиковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах работников Муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения к Муниципальному учреждению «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения о понуждении к начислению и выплате компенсационных и стимулирующих выплат работникам свыше минимального размера оплаты труда,

установил:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском в интересах работников МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения к администрации МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения о понуждении последней к начислению и выплате компенсационных и стимулирующих выплат работникам предприятия свыше минимального размера оплаты труда. В обоснование иска указал, что в прокуратуру района обратились работники МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения с заявлением о том, что их трудовые права нарушаются, так как все компенсационные и стимулирующие выплаты им включают в минимальный размер оплаты труда, в связи с чем, их оплата труда не соответствует требованиям трудового законодательства.

Прокуратурой Гайнского района была проведена проверка и установлено следующее.

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ составляет 4330 рублей. Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с ч.2 ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах и в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Однако при проверке лицевых счетов о начислении заработной платы работникам МПО в течение 2010 года установлено, что эти положения Трудового Кодекса РФ не соблюдаются. Заработная плата работникам МПО начисляется с включением компенсационных выплат в МРОТ, что противоречит требованиям трудового законодательства.

Начисление заработной платы работникам МПО в размере ниже МРОТ, следовательно и прожиточного минимума в Пермском крае для работоспособного населения, является серьезным ущемлением конституционных прав работников на вознаграждение за труд и находящихся на их попечении иждивенцев.

Прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Прокурор просит признать действия администрации МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения по начислению заработной платы работникам МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения незаконными, обязать администрацию МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения устранить допущенные нарушения трудового законодательства и производить начисление и выплату заработной платы работникам МПО не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ с начислением компенсационных и стимулирующих выплат на заработную плату.

В ходе рассмотрения искового заявления прокурора от истцов Ошвинцева И.А., Петрова И.Г., Петрова А.И., Баяндина А.С. и Анисимова М.Н. поступили дополнительные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей каждому и возмещении ответчиком- администрацией Сёйвинского сельского поселения, судебных расходов связанных с поездками в суд.

В судебном заседании представитель прокуратуры Гайнского района Галкина Валентина Николаевна заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении. Дополнительно указала, что соответчиком по делу должна выступать администрация Сёйвинского сельского поселения, как учредитель МПО и орган осуществляющий финансирование МПО. Указала, что исковые требования она просит удовлетворить, на основании ст. 392 ТК РФ, с 28.09. 2010 года, то есть, за три месяца до обращения работников с заявлением в прокуратуру. В денежном выражении иск не рассчитывался в связи с тем, что первоначально представленные заявителями расчёты были неверными и поэтому администрация сама должна произвести начисление недоплаченной зарплаты в случае удовлетворения иска.

Ответчик-начальник МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения, Ошвинцев Илья Александрович, исковые требования признал. В судебном заседании показал, что он сам фактически не устанавливает заработную плату работникам предприятия: себе и 4 водителям-пожарным. Систему оплаты труда фактически разрабатывает администрация Сёйвинского поселения, она же и финансирует заработную плату работникам из бюджета поселения.

Как истец Ошвинцев И.А. показал, что ему также неверно начисляют заработную плату и поэтому он требует у администрации выплатить ему компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, наряду с удовлетворением требований содержащимся в иске прокурора, и возместить стоимость поездок на два судебных заседания, исходя из стоимости автобусного билета по маршруту п.Сёйва- п.Гайны, в размере <данные изъяты> рублей. Моральный вред выразился в нравственных и физических страданиях связанных с недоплатой ему заработной платы, нервотрёпкой связанной с хождением в прокуратуру и в суд.

Истец Петров Иван Геннадьевич, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении иска в его отсутствие и с указанием на отказ от возмещения морального ущерба.

Допрошенные в суде истцы Петров Александр Иванович, Баяндин Алексей Сергеевич, Анисимов Михаил Николаевич с требованиями прокурора согласились. От взыскания компенсации морального вреда с администрации Сёйвинского сельского поселения отказались. Просили компенсировать им стоимость проезда в размере 360 рублей.

Привлечённый судом в качестве соответчика по делу глава Сёйвинского сельского поселения Дробыш Василий Геннадьевич иск не признал. Глава поселения показал, что заработная плата работникам по его мнению начисляется в соответствии с ТК РФ в размере не менее МРОТ В РФ. С удовлетворением морального вреда Ошвинцеву И.А. не согласен. С удовлетворением судебных издержек в виде взыскания стоимости проезда на автобусе не согласен поскольку истцы приезжали в суд все на одной легковой машине и нужно взыскивать стоимость затраченного бензина, разделив на всех истцов.

Суд заслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что при начислении заработной платы работникам МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения районный коэффициент в размере 20%, северная надбавка в размере до 50 % начисляются на должностной оклад, указанный в трудовом договоре, а не на заработную плату, что подтверждается трудовыми договорами. Все работники МУ МПО работают на территории Гайнского района более пяти лет.

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

В силу ч.2 ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно Указа Президента РФ «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» от 16.09.1992 года № 1085, с 01.07.1992 года Гайнский, Косинский и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с введением с 01.07.1992 года в Гайнском, Косинском и Кочевском районах округа районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих 1,2.

Согласно Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.» ( в ред. от 29.12.2004 г.) ( далее Закон) устанавливаются государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно - климатических условиях Севера.

      Согласно ст. 4 указанного Закона гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26.09.1967 года « О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера» и составляет в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, максимум 50% от заработка.

Согласно п.п. «в» п.16 « Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующим законодательством» утверждённой Приказом Минтруда РСФСР № 2 от 22.11.1990 г. ( в редакции Приказа Минтруда РСФСР от 11.07.1991г. № 77 ) устанавливается следующий порядок установления северной надбавки к заработной плате: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка.

С 01.01.2009 года в РФ установлен минимальный размер оплаты труда равный 4330 рублей.

В определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1160-О-О указано, что в ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвёртой статьи 133 Трудового кодекса РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ № 162-О-О от 25.02.2010 года каждый работодатель, устанавливая систему оплаты труда должен в полной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 ТК РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности) заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146,148, 315, 316, 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненном к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно Распоряжения правительства Пермского края № 9-рп от 24.01.2011г. величина прожиточного минимума в Пермском крае на первый квартал 2011 года установлена для работоспособного населения в размере 6556 рубля.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 27.11.2008 года институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантированным работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в данный период норму рабочего времени, ему гарантирована выплата заработной платы в размере не меньшем 1 МРОТ в РФ, который с 01 января 2009 года составляет 4 330 рублей, независимо от того, в каких климатических условиях работник исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях.

В связи с изложенным, соблюдение требований ст.ст. 146,148,315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, когда районный коэффициент и процентная надбавка за работу в таких условиях, являющиеся государственными гарантиями и компенсациями, начисляются на величину заработной платы, которая не может быть меньше размера 1 МРОТ в РФ, а не включаются в нее.

Иное толкование статей 129,133,146,148,315 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально не справедливым, дискриминационным и ведёт к нарушению принципов установленных в статье 37 Конституции РФ.

На основании системного анализа вышеприведённых правовых норм различных законов, регулирующих трудовые и другие отношения работников в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер заработной платы, гарантированный государством при выполнении работником работ в обычных условиях труда, не включает в себя те компенсации, которые установлены для районов Крайнего Севера и местностей к ним приравненных, но включает в себя компенсации, установленные для районов с нормальными условиями труда.

Суд приходит к выводу о том, что минимально возможный размер оплаты труда на территории Гайнского района Пермского края, при размере МРОТ равном 4330 рублей, у работника полностью выполнившего месячную норму труда и нормы выработки, полностью не имеющего выслуги для начисления процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера, должен составлять: 4330 рублей Х 1,2 ( уральский коэффициент равный 20%)= 5196 рублей. Соответственно для работника имеющего выслугу для назначения максимальной процентной надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера минимальный размер оплаты труда не может быть меньше: 4330 рублей Х 1,7 ( уральский коэффициент равный 20 % и 50 % процентная надбавка за работу в районе приравненном к Крайнему Северу)= 7361 рубль.

Исходя из выше изложенного, действия администрации МУ « Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения и администрации Сёйвинского поселения по начислению работникам учреждения заработной платы, без её умножения на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере меньшем 1 минимального размера оплаты труда в РФ, установленном с 01.01.2009 года в 4330 рублей, следует признать незаконными.

Кроме того, начисление заработной платы сотрудникам МУ « Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения в размере ниже прожиточного минимума в Пермском крае для работоспособного населения, установленного Правительством Пермского края на первый квартал 2011 года, в размере 6556 рублей является серьёзным ущемлением прав отдельных работников МОУ « Гайнская средняя общеобразовательная школа»» и находящихся на их попечении иждивенцев.

Суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и обязать администрацию МУ «Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения и администрацию Сёйвинского сельского поселения устранить допущенные нарушения при начислении заработной платы работникам начиная с 28. 09. 2010 года и в дальнейшем производить начисление заработной платы не менее МРОТ в РФ при полностью отработанной за этот период норме рабочего времени и выполнении работником норм труда, без учета районного коэффициента и северной надбавки.

Суд приходит к выводу, о том что исковые требования истца Ошвинцева И.А. по взысканию компенсации морального вреда с администрации Сёйвинского сельского поселения удовлетворению не подлежат в виду того, что Ошвинцев И.А., сам являясь руководителем МУ « Муниципальная пожарная охрана», не предпринял должных мер по устранению нарушений трудового законодательства, связанных с неверным исчислением заработной платы своим подчинённым, а также самому себе.

Требования истцов о взыскании судебных издержек связанных с проездом на судебные заседания, исходя из стоимости автобусного билета по маршруту п.<данные изъяты> суд оставляет без удовлетворения в виду того, что, как выяснилось в судебном заседании, истцы приезжали в суд не на автобусе, а на легковом автомобиле. Расчётов понесённых истцами расходов, связанных с поездками в суд на автомобиле, не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить.

Признать действия администрации Муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения и администрации Сёйвинского сельского поселения по начислению заработной платы работникам Муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения с начислением компенсационных выплат в виде районного коэффициента и надбавки за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера на оклад, незаконными.

Обязать администрацию Муниципального учреждения «Муниципальная пожарная охрана» Сейвинского сельского поселения и администрацию Сёйвинского сельского поселения устранить допущенные нарушения.

Произвести перерасчет заработной платы указанным работникам с ДД.ММ.ГГГГ.

Производить начисление заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением « Муниципальная пожарная охрана» Сёйвинского сельского поселения в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в неё районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера.

Начисление районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за работу в местности приравненной к району Крайнего Севера производить на начисленную заработную плату.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Гайнский районный суд.

           Председательствующий:                                                         А.В. Иванишко