о признании бездействия администрации незаконными и о понуждении устранить нарушения



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Гайны                                                                                                2 июня 2011 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Гирева М.А.,

при секретаре Колеговой Т.В.,

с участием прокурора - заместителя прокурора Гайнского района А. М. Караваева,

представителя администрации Верхнестарицкого сельского поселения - главы поселения А. Ф. Дурсинова;

представителей ОАО «МРСК Урала»: - директора производственного объединения «Северные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» С. А. Ширинкина; ведущего юрисконсульта производственного объединения «Северные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» А. А. Трапезниковой,

представителей заинтересованных лиц - администрации Гайнского муниципального района - юриста администрации Гайнского муниципального района Т. В. Хариной; представителя ГКУ «Гайнское лесничество» - Т. А. Тудвасевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Гайнского района о признании незаконным бездействия администрации Верхнестарицкого сельского поселения и Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» и понуждении устранить нарушения закона по содержанию ЛЭП, бесперебойное энергоснабжение и по обеспечению пожарной безопасности в лесах,

установил:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Верхнестарицкого сельского поселения и Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» и понуждении устранить нарушения закона по содержанию ЛЭП, бесперебойное энергоснабжение и по обеспечению пожарной безопасности в лесах. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Гайнского района проведена общенадзорная проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на землях лесного фонда. Проверкой установлено, что воздушные линии электропередач располагаются по направлению от поселка Луным в поселок Лель вдоль автомобильной дороги Верхняя Старица-Лель по территории Верхнестарицкого сельского поселения. Протяженность сетей составляет 52,3 километра. Электропровод располагается на деревянных опорах, которые прикреплены к бетонным пасынкам. Собственником ЛЭП является администрация Верхнестарицкого сельского поселения, а обслуживающей организацией является Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала». В ходе проверки проведенной прокуратурой Гайнского района совместно с представителями администрации Верхнестарицкого сельского поселения, администрация Гайнского муниципального района, Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» осуществлен осмотр ЛЭП с выездом на место, в ходе которого установлено, что: 1) на протяжении всей ЛЭП опоры находятся в сгнившем состоянии, местами опоры кренятся в сторону лесного массива и автомобильной дороги; 2) в 1 км от п. Луным, а также в 2 км. 900 метров от этого же населенного пункта по направлению в п. Лель имеются электрические провода, которые провисают практически до уровня земли; 3) в 10 км. 900 м. от п. Луным расстояние от ближайшего электропровода до лесного массива составляет 3 метра; 4) в 12 км. От п. Луным имеется провисание электропроводов и крен опор линий электропередач на проезжую часть автомобильной дороги; 5) в 14 км. От п. Луным линии электропередач находятся в лесополосе. Лесополоса заросла деревьями, высота некоторых их них превышает высоту ЛЭП. Протяженность такого участка ЛЭП составляет 10 км. Кроме того, на электропроводах имеется снегоналипание, что на отдельных участках представляет угрозу замыкания и последующего отключения электроснабжения; 6) предупреждающие знаки, содержащие информацию на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения ограничений, предусмотренных «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», отсутствуют. Таким образом, администрация Верхнестарицкого сельского поселения, Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» самоустранились от возложенных на них федеральным законодательством обязанностей по содержанию ЛЭП на бесперебойное электроснабжение и по обеспечению пожарной безопасности в лесах, чем нарушают гарантированные государством права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую обстановку. Просят признать бездействие Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» и администрации Верхнестарицкого сельского поселения незаконным. Обязать администрацию Верхнестарицкого сельского поселения устранить нарушения федерального законодательства, а именно предусмотреть в бюджете сельского поселения финансирование на устранение выявленных нарушений закона в срок до 10.06.2011 г. Обязать Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» устранить нарушения федерального законодательства в срок до 05.07.2011 года, а именно: 1) заменить опоры всей линии электропередач; 2) произвести натяжение электрических проводов, которые провисают практически до уровня земли; 3) очистить охранную зону линии электропередач от деревьев, других горючих материалов; 4) содержать просеки в пожароопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; 5) установить предупреждающие знаки, содержащие информацию на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения ограничений, предусмотренных «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границ таких зон».

В судебном заседании представитель прокуратуры - заместитель прокурора Гайнского муниципального района А. М. Караваев требования поддержал, приведя изложенные в заявлении доводы, дополнил требования, указав, об обязании администрации Верхнестарицкого сельского поселения совместно с Гайнским производственным участком Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала», устранить обнаруженные на указанном участке электросетей, нарушения.

Представитель ответчика - глава администрации Верхнестарицкого сельского поселения А. Ф. Дурсинов иск не признал и пояснил, что, указанные линии электропередач были переданы в 2005 году из средств специализированного фонда леспромхозов через администрацию Гайнского района в собственность администрации поселения в добровольно-принудительном порядке. Средств на ремонт и содержание указанной линии электропередач у сельского поселения нет и взять эти средства неоткуда. Данные линии электропередач находятся в собственности администрации поселения в нарушение закона №131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому, бесхозное имущество, находящееся на межпоселенческих территориях муниципального районного образования должно находиться в собственности районного образования и не может находиться в собственности муниципального образования Верхнестарицкое сельское поселение. Таким образом, хотя указанная собственность и находится в собственности Верхнестарицкого сельского поселения, но была принята поселением в нарушение закона. Поэтому требования прокуратуры администрация поселения не признает и просит в их удовлетворении отказать.

Представители ответчика: - ОАО «МРСК Урала», - директор производственного объединения «Северные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» С. А. Ширинкин и ведущий юрисконсульт ОАО «МРСК Урала» А. А. Трапезникова - иск не признали и пояснили, так же представив в судебное заседание письменные возражения на заявление прокурора, что по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ, в «заявительном» порядке оспаривания гражданами, организациями, прокурором действий (бездействий) могут быть оспорены действия (бездействие) публичной власти: в т. ч. органов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же должностных лиц этих органов, государственных и муниципальных служащих. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Структурное подразделение Гайнский участок структурного подразделения северных электросетей филиала «Пермэнерго» не может быть ответчиком по делу, поскольку не обладает процессуальными полномочиями. Кроме того, отношения между сельским поселением и ОАО «МРСК Урала» напрямую связаны с предпринимательской деятельностью, в том числе, с основным видом деятельности - передачей электроэнергии, что является подсудным судам арбитража. Так же, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений рассматриваются по нормам ГПК и АПК РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, как дела по спорам о защите субъективного права. Сторонами процесса могут быть стороны договорных правоотношений (стороны по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом). Волеизъявления сетевой организации на заключение этих договоров не было, так как ни одна из этих линий не соответствовала на момент осмотра ПТЭ и ПУЭ - имелось 98% гнилых опор. Это было указание власти. Эти линии де-факто находятся в пользовании сетей, а де-юре - договор ничтожен, не зарегистрирован в установленном порядке. В заявлении прокурора не указано конкретно, в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц и какое право неограниченного круга лиц нарушено. Если же говорить о бездействии органов местного самоуправления, то в силу ст., ст. 14 и 15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация электроснабжения - это функция района. Таким образом, производственное объединение «Северные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» просит прекратить производство по делу в отношении ОАО «МРСК Урала» по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Представитель заинтересованного лица - юрист администрации Гайнского муниципального района Т. В. Харина пояснила, что они поддерживают требования прокуратуры Гайнского района.

Представитель заинтересованного лица, ГКУ «Гайнское лесничество» Тудвасева Т. А. пояснила, что расчистка лесной поросли под территориями линий электрических сетей производится специализированными организациями, само лесничество по своей инициативе производить расчистку на указанных территориях не имеет права. По указанным линиям к ним с запросом ни кто в последнее время не обращался.

В судебном заседании были изучены:

-информационное письмо, выданное ГКУ «Гайнское лесничество» о проведенной расчистке сетей ВЛ-10кВ от реки Булач до п. Сергеевский (л.д. 6);

-акт, составленный 27.01.2011 года после осмотра воздушных линий электропередач с напряжением 10 кВ по направлению от п. Луным в п.Лель вдоль автомобильной дороги В-Старица-Лель на территории Верхнестарицкого сельского поселения с приложенными к нему фотографиями, иллюстрирующие состояние ЛЭП (л.д. 7-8 с фототаблицей л.д. 28)

-копия свидетельства о государственной регистрации права собственности за Муниципальным образованием Верхнестарицкое сельское поселение на ВЛ-10кВ н.п. Касимовка - н.п. В-Старица - н.п. Луным - н.п. Лель, назначение сооружения энергетики и электропередачи, протяженностью 52300 м., расположенные по адресу Пермский край Гайнский район п. Касимовка, п. В-Старица, п. Луным, п. Лель (31);

-копия договора на право безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности от 18.08.2006 года и дополнительные соглашения к нему от 09.10.2006 года, 01.07.2008 года (л.д. 32-34, 35, 36);

-копия технического паспорта ВЛ-10 кВ н.п. Касимовка - н.п. Верхняя Старица -н.п. Луным - н.п. Лель (л.д. 37-55);

- возражения представителей ОАО «МРСК Урала» (л.д. 78-81, 87-90).

Выслушав прокурора Гайнского района, ответчиков, представителей заинтересованных лиц, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в т. ч., по заявлениям прокурора об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. 24-27 ГПК РФ.

Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» является структурным подразделением структурного подразделения северных электросетей филиала «Пермэнерго» ОАО «МРСК Урала» и не является сам по себе надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ни Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала», ни ОАО «МРСК Урала» не входят в категорию лиц, чьи действия подлежат оспариванию в порядке дел, возникающих из публичных правоотношений. Таким образом, прокурор Гайнского района не имел права подавать заявление о признании бездействия ни Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала», ни ОАО «МРСК Урала» в порядке дел, возникающих из публичных правоотношений. Только этот, указанный представителями ОАО «МРСК Урала», довод налагает на суд обязанность прекратить производство по делу в части заявленных прокуратурой требований к Гайнскому производственному участку Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала» в порядке п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Что касается заявленных прокуратурой требований к администрации Верхнестарицкого сельского поселения. То они подлежат удовлетворению частично, на основании следующего:

Как следует из п.13 ч.1 ст.25 Лесного кодекса РФ, эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов.

Одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики.

В целях реализации указанных задач на субъекты электроэнергетики возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.

Согласно п.4 ст.45 Лесного кодекса РФ, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Данное положение закреплено также в п.п.21-24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 за N160.

В силу п. 21 Правил, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с пунктом 21 Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.

Пунктом 23 Правил установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством РФ, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

В соответствии с п. 24 Правил, рубка деревьев в случаях, предусмотренных п.п.21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

В пункте 34 этих же Правил указано, что просеки, на которых располагаются ЛЭП, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса РФ, п. 35 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года за №417, при эксплуатации линий электропередач обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электроснабжения населения отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения также относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района проведена общенадзорная проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, расположенных на землях лесного фонда. Проверкой установлено, что воздушные линии электропередач располагаются по направлению от поселка Лунным в поселок Лель вдоль автомобильной дороги Верхняя Старица - Лель, собственником указанных линий является на основании свидетельства о государственной регистрации права, муниципальное объединение Верхнестарицкое сельское поселение. Протяженность составляет 52,3 километра. Электропровод располагается на деревянных опорах, которые прикреплены к бетонным пасынкам. Собственником ЛЭП является администрация Верхнестарицкого сельского поселения, а обслуживающей организацией является Гайнский производственный участок Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала». В ходе проверки, проведенной прокуратурой Гайнского района совместно с представителями администрации Верхнестарицкого сельского поселения, администрации Гайнского муниципального района, Гайнского производственного участка Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала», был осуществлен осмотр ЛЭП с выездом на место, в ходе которого установлено, что: 1) на протяжении всей ЛЭП опоры находятся в сгнившем состоянии, местами опоры кренятся в сторону лесного массива и автомобильной дороги; 2) в 1 км от п. Луным, а также в 2 км. 900 метров от этого же населенного пункта по направлению в п. Лель имеются электрические провода, которые провисают практически до уровня земли; 3) в 10 км. 900 м. от п. Луным расстояние от ближайшего электропровода до лесного массива составляет 3 метра; 4) в 12 км. от п. Луным имеется провисание электропроводов и крен опор линий электропередач на проезжую часть автомобильной дороги; 5) в 14 км. от п. Луным линии электропередач находятся в лесополосе. Лесополоса заросла деревьями, высота некоторых их них превышает высоту ЛЭП. Протяженность такого участка ЛЭП составляет 10 км. Кроме того, на электропроводах имеется снегоналипание, что на отдельных участках представляет угрозу замыкания и последующего отключения электроснабжения; 6) предупреждающие знаки, содержащие информацию на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения ограничений, предусмотренных «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», отсутствуют.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения. Пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, бездействие со стороны администрации Верхнестарицкого сельского поселения в части возложенных на нее федеральным законодательством обязанностей по содержанию линий ЛЭП, на бесперебойное энергоснабжение и по обеспечению пожарной безопасности в лесах действительно имеет место, в связи с чем требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению, частично с обязанием администрации поселения устранения конкретных нарушений, выявленных согласно акта от 27.01.2011 года с предоставлением разумного срока на устранение нарушений до 1.09.2011 года.

Вместе с тем, требование прокурора в части возложения на администрацию Верхнестарицкого сельского поселения обязанности в срок до 10 июня 2011 года предусмотреть в бюджете сельского поселения финансирования на устранение выявленных нарушений закона путем принятия поправок к бюджету, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

Производство по делу в части удовлетворения требований прокуратуры Гайнского района к Гайнскому производственному участку Северных электрических сетей ОАО «МРСК Урала», прекращено в соответствии с п. 1 ст. 220 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокуратуры Гайнского района к администрации Верхнестарицкого сельского поселения удовлетворить частично. Признать бездействие администрации Верхнестарицкого сельского поселения незаконным.

Обязать администрацию Верхнестарицкого сельского поселения в срок до 01.09.2011 года произвести устранение нарушений федерального законодательства по содержанию имеющегося в собственности имущества, а именно:

- устранить провисание электрических проводов на участке в 1 километре и в 2 километрах 900 километрах от поселка Луным; увеличить до положенного путем вырубки расстояние до лесного массива на участке в 10 километрах 900 метрах от поселка Луным; произвести ремонт опор линий электропередач, устранив провисание электропроводов и крен опор на проезжую часть автомобильной дороги; произвести вырубку деревьев в лесополосе под линией электропередачи в 14 километрах от поселка Луным. В остальных требованиях прокуратуре Гайнского района к администрации Верхнестарицкого сельского поселения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                                                                   М. А. Гирев

Копия верна:                                                                                                        М. А. Гирев