решение о признании незаконным бездействия органов самоуправления Сейвинского сельского поселения



Дело г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                      21 января 2011 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Иванишко А.В.,

с участием заявителя- заместителя прокурора Гайнского района Якимовой Л.П.,

главы Сёйвинского сельского поселения Дробыша В.Г.,

при секретаре Еловиковой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по заявлению прокурора Гайнского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Сёйвинского сельского поселения - Совета депутатов и администрации Сёйвинского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации контроля за осуществлением торговой деятельности на территории муниципального образования.

установил:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Сёйвинского сельского поселения: Совета депутатов и администрации Сёйвинского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации торговой деятельности на территории муниципального образования. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства Российской федерации и законодательства Пермского края в части осуществления муниципального контроля.

Исходя из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (в       последующих редакциях) «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» в органах местного
самоуправления должны быть созданы органы муниципального контроля.
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органовместного самоуправления при осуществлении муниципального контроля. Часть 1 статьи 6 Закона устанавливает, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляет в соответствии с уставом муниципального образования. Следовательно, в Уставе муниципального образования должны быть отражены вопросы организации и осуществления муниципального контроля.

В Указе Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края», в пункте 3, органом, уполномоченным на координацию деятельности по осуществлению регионального государственного контроля определена Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края. Пунктом 2 Указа утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Пермского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края в соответствующих сферах деятельности.

Указанные органы в соответствии с пунктом 4.3 Указа в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны были разработать и обеспечить принятие административных регламентов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), и органов муниципального контроля при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Пунктом 6 Указа Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края» органам местного самоуправления рекомендовано:

установить порядки организации и осуществления муниципального
контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в
соответствующих сферах деятельности;

принять административные регламенты проведения проверок при
осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных
образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности.

Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края утверждены: Административный регламент отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-45-01-22-19); Административный регламент Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению государственной функции по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений,качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (приказ от ДД.ММ.ГГГГ; СЭД-45-01-22-62) и т.д.

Пунктами 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

Федеральным Агентством недвижимости (Роснедвижимость) ДД.ММ.ГГГГ издано Письмо за № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального контроля». В данном Письме содержатся Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации».

По вопросу осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля Советом представительных органов муниципальных образований Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за принято Решение «О нормативном правовом регулировании и практике осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля». Данным Решением одобрен опыт органов местного самоуправления Куединского муниципального района по нормативному регулированию и практике осуществления муниципального земельного контроля, а также рекомендовано представительным органам муниципальных районов (в случае исполнения переданных органами местного самоуправления поселений полномочий по осуществлению земельного контроля) рассмотреть вопросы о правовом регулировании.

Краевым законодательством определен и муниципальный контроль за деятельностью торгующих субъектов.

Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за № СЭД-03.02-03-111 «Об утверждении положения о порядке осуществления контроля и методических рекомендаций», которым утверждены Методические рекомендации по осуществлению контроля органами местного самоуправления муниципальных образований за исполнением требований к организации и деятельности розничных рынков и ярмарок на территории Пермского края (приложения 2 и 3).

Пунктом 6.1 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п (в последующих редакциях) «Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» установлено, что контроль за соблюдением лицензиатами в области розничной продажи алкогольной продукции осуществляется, в том числе органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Так, частью 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным ссозданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности должны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Статьей 7 Закона некоммерческим организациям, объединяющим хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, дано право участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности в следующих формах:

  1. участие в разработке проектов муниципальных программ развития
    торговли;
  2. участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных
    показателей развития торговли      на территории муниципального
    образования, в оценке эффективности применения мер по ее
    поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территории
    муниципального образования и т.д.

Из содержания указанной статьи следует, что на территории поселения должны быть созданы некоммерческие организации. Для их создания органы местного самоуправления должны провести соответствующую работу, в том числе разъяснительную.

Частью 4 статьи 8 Закона органам местного самоуправления дано право устанавливать цены на отдельные виды товаров в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен. При этом органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с этими федеральными законами.

Статьей      10      Закона урегулированы      вопросы      размещениянестационарных торговых объектов, статьей 11 Закона установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров на них. Данные вопросы также должны быть урегулированы органами местного самоуправления в той части, в какой это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в
документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных
торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов

3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры     и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных
показателей состояния торговли на территории муниципального
образования и анализ эффективности применения мер по развитию
торговой деятельности.

Статьей 18 Закона органам местного самоуправления предоставлено право разработки муниципальной программы развития торговли.

Таким образом, исходя из содержания статей 4 и 16 указанного Закона органом местного самоуправления должен быть создан орган муниципального контроля в сфере торговой деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила подготовки, в том числе органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил органы муниципального контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны были представить в прокуратуру района проект плана проверок на 2011 год, а в соответствии с пунктом 4 Правил ежегодный план в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен быть представлен в прокуратуру района заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В соответствии с пунктом 6 Правил ежегодный план должен быть размещен на официальном сайте органа местного самоуправления.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждены типовые формы распоряжения или приказа, в том числе органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, (индивидуального предпринимателя); типовая форма заявления о согласовании органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя); типовая форма акта проверки; типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Проведенная прокуратурой района проверка показала, что ни представительный орган Сёйвинского сельского поселения - Совет депутатов, ни исполнительный орган - администрация Сёйвинского сельского поселения, не предпринимали и не предприняли всех зависящих от них мер, направленных на принятие нормативных правовых актов в сфере организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах     деятельности.     Соответственно     на     территории поселениямуниципальный контроль не осуществляется ни в одной из выше перечисленных сфер деятельности. Из чего следует, что налицо бездействие органов местного самоуправления Сёйвинского сельского поселения.

Бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и законных интересов муниципального образования «Сёйвинское сельское поселение», жителей поселения, субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Прокурор просит признать незаконным бездействие представительного органа Сёйвинского сельского поселения- Совета депутатов, и исполнительного органа - администрации Сёйвинского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организации торговой деятельности на территории Сёйвинского сельского поселения. Обязать Совет депутатов и администрацию Сёйвинского сельского поселения устранить нарушения законодательства РФ по организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организации торговой деятельности     на территории муниципального образования.

В судебном заседании заместитель прокурора Гайнского муниципального района Якимова Людмила Петровна требования изложенные в заявлении поддержала. Дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении.

Глава Сёйвинского сельского поселения, являющийся по должности главой исполнительной власти и председателем Совета депутатов, Дробыш Василий Геннадьевич, в судебном заседании требования прокурора признал.

Выслушав заместителя прокурора Гайнского района, главу Сёйвинского сельского поселения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (в       последующих редакциях) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в органах местного самоуправления должны быть созданы органы муниципального контроля. Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органовместного самоуправления при осуществлении муниципального контроля. Часть 1 статьи 6 Закона устанавливает, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования. Следовательно, в Уставе муниципального образования должны быть отражены вопросы организации и осуществления муниципального контроля.

Пунктами 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право разработки муниципальной программы развития торговли.

Таким образом, исходя из содержания требований перечисленных законов органом местного самоуправления должен быть создан орган муниципального контроля в сфере торговли и использования земель.

Ни представительный орган Сёйвинского сельского поселения - Совет
депутатов, ни исполнительный орган - администрация Сёйвинского
сельского поселения, не предприняли всех зависящих
от них мер, направленных на принятие нормативных правовых актов в сфере
организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации торговой деятельности на территории муниципального образования.     Соответственно на территории поселениямуниципальный контроль надлежащим образом не осуществляется ни в одной из выше перечисленных сфер деятельности. Из чего следует, что налицо бездействие органов местного самоуправления Сёйвинского сельского поселения.

Бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и законных интересов муниципального образования «Сёйвинское сельское поселение», жителей поселения, субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговой деятельности, в связи с чем требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие представительного органа Сёйвинского сельского поселения - Совета депутатов и исполнительного органа Сёйвинского сельского поселения - администрации Сёйвинского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации муниципального контроля за осуществлением торговой деятельности на территории муниципального образования.

Обязать Совет депутатов и администрацию Сёйвинского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства РФ по организации и осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации муниципального контроля в сфере торговой деятельности на территории муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                                              А.В. Иванишко