Дело №г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Иванишко А.В., с участием заявителя- заместителя прокурора Гайнского района Якимовой Л.П., главы администрации Кебратского сельского поселения Брагарь Е.Н.., при секретаре Еловиковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по заявлению прокурора Гайнского района о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Кебратского сельского поселения - Совета депутатов и администрации Кебратского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации контроля за осуществления торговой деятельности на территории муниципального образования, установил: Прокурор Гайнского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления Кебратского сельского поселения: Совета депутатов и администрации Кебратского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации торговой деятельности на территории муниципального образования. В обосновании своих требований прокурор указал, что прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства Российской федерации и законодательства Пермского края в части осуществления муниципального контроля. Исходя из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (в последующих редакциях) «О защите прав юридических лиц и В Указе Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края», в пункте 3, органом, уполномоченным на координацию деятельности по осуществлению регионального государственного контроля определена Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края. Пунктом 2 Указа утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Пермского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края в соответствующих сферах деятельности. Указанные органы в соответствии с пунктом 4.3 Указа в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны были разработать и обеспечить принятие административных регламентов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), и органов муниципального контроля при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Пунктом 6 Указа Губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края» органам местного самоуправления рекомендовано: установить порядки организации и осуществления муниципального принять административные регламенты проведения проверок при Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края утверждены: Административный регламент отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-45-01-22-19); Административный регламент Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению государственной функции по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений,качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (приказ от ДД.ММ.ГГГГ; СЭД-45-01-22-62) и т.д. Пунктами 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Федеральным Агентством недвижимости (Роснедвижимость) ДД.ММ.ГГГГ издано Письмо за № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального контроля». В данном Письме содержатся Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации». По вопросу осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля Советом представительных органов муниципальных образований Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за № принято Решение «О нормативном правовом регулировании и практике осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля». Данным Решением одобрен опыт органов местного самоуправления Куединского муниципального района по нормативному регулированию и практике осуществления муниципального земельного контроля, а также рекомендовано представительным органам муниципальных районов (в случае исполнения переданных органами местного самоуправления поселений полномочий по осуществлению земельного контроля) рассмотреть вопросы о правовом регулировании. Краевым законодательством определен и муниципальный контроль за деятельностью торгующих субъектов. Министерством развития предпринимательства и торговли Пермского края ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за № СЭД-03.02-03-111 «Об утверждении положения о порядке осуществления контроля и методических рекомендаций», которым утверждены Методические рекомендации по осуществлению контроля органами местного самоуправления муниципальных образований за исполнением требований к организации и деятельности розничных рынков и ярмарок на территории Пермского края (приложения 2 и 3). Пунктом 6.1 Постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в последующих редакциях) «Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» установлено, что контроль за соблюдением лицензиатами в области розничной продажи алкогольной продукции осуществляется, в том числе органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Так, частью 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным ссозданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности должны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Статьей 7 Закона некоммерческим организациям, объединяющим хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, дано право участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности в следующих формах: Из содержания указанной статьи следует, что на территории поселения должны быть созданы некоммерческие организации. Для их создания органы местного самоуправления должны провести соответствующую работу, в том числе разъяснительную. Частью 4 статьи 8 Закона органам местного самоуправления дано право устанавливать цены на отдельные виды товаров в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен. При этом органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с этими федеральными законами. Статьей 10 Закона урегулированы вопросы размещениянестационарных торговых объектов, статьей 11 Закона установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров на них. Данные вопросы также должны быть урегулированы органами местного самоуправления в той части, в какой это предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных Статьей 18 Закона органам местного самоуправления предоставлено право разработки муниципальной программы развития торговли. Таким образом, исходя из содержания статей 4 и 16 указанного Закона органом местного самоуправления должен быть создан орган муниципального контроля в сфере торговой деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила подготовки, в том числе органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Правил органы муниципального контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны были представить в прокуратуру района проект плана проверок на 2011 год, а в соответствии с пунктом 4 Правил ежегодный план в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен быть представлен в прокуратуру района заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В соответствии с пунктом 6 Правил ежегодный план должен быть размещен на официальном сайте органа местного самоуправления. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждены типовые формы распоряжения или приказа, в том числе органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, (индивидуального предпринимателя); типовая форма заявления о согласовании органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя); типовая форма акта проверки; типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. Проведенная прокуратурой района проверка показала, что ни представительный орган Кебратского сельского поселения - Совет депутатов, ни исполнительный орган - администрация Кебратского сельского поселения, не предпринимали и не предприняли всех зависящих от них мер, направленных на принятие нормативных правовых актов в сфере организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Соответственно на территории поселениямуниципальный контроль не осуществляется ни в одной из выше перечисленных сфер деятельности. Из чего следует, что налицо бездействие органов местного самоуправления Кебратского сельского поселения. Бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и законных интересов муниципального образования «Кебратское сельское поселение», жителей поселения, субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговой деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просит признать незаконным бездействие представительного органа Кебратского сельского поселения- Совета депутатов, и исполнительного органа - администрации Кебратского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организации торговой деятельности на территории Кебратского сельского поселения. Обязать Совет депутатов и администрацию Кебратского сельского поселения устранить нарушения законодательства РФ по организации и осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организации торговой деятельности на территории муниципального образования. В судебном заседании заместитель прокурора Гайнского муниципального района Якимова Людмила Петровна требования изложенные в заявлении поддержала. Дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Глава Кебратского сельского поселения, являющаяся по должности главой исполнительной власти и председателем Совета депутатов, Брагарь Екатерина Николаевна, в судебном заседании требования прокурора признала. Выслушав заместителя прокурора <адрес>, главу Кебратского сельского поселения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. Исходя из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (в последующих редакциях) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в органах местного самоуправления должны быть созданы органы муниципального контроля. Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органовместного самоуправления при осуществлении муниципального контроля. Часть 1 статьи 6 Закона устанавливает, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования. Следовательно, в Уставе муниципального образования должны быть отражены вопросы организации и осуществления муниципального контроля. Пунктами 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право разработки муниципальной программы развития торговли. Таким образом, исходя из содержания требований перечисленных законов органом местного самоуправления должен быть создан орган муниципального контроля в сфере торговли и использования земель. Ни представительный орган Кебратского сельского поселения - Совет Бездействие органов местного самоуправления влечет за собой нарушение прав и законных интересов муниципального образования «Кебратское сельское поселение», жителей поселения, субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговой деятельности, в связи с чем требования прокурора Гайнского района подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие представительного органа Кебратского сельского поселения - Совета депутатов и исполнительного органа Кебратского сельского поселения - администрации Кебратского сельского поселения в сфере организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации муниципального контроля за осуществлением торговой деятельности на территории муниципального образования. Обязать Совет депутатов и администрацию Кебратского сельского поселения устранить выявленные нарушения законодательства РФ по организации и осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации муниципального контроля в сфере торговой деятельности на территории муниципального образования. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: подпись А.В. Иванишко Копия верна. Судья А.В.Иванишко
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» в органах местного
самоуправления должны быть созданы органы муниципального контроля.
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органовместного самоуправления при осуществлении муниципального контроля. Часть 1 статьи 6 Закона устанавливает, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляет в соответствии с уставом муниципального образования. Следовательно, в Уставе муниципального образования должны быть отражены вопросы организации и осуществления муниципального контроля.
контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в
соответствующих сферах деятельности;
осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных
образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности.
торговли;
показателей развития торговли на территории муниципального
образования, в оценке эффективности применения мер по ее
поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территории
муниципального образования и т.д.
документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
показателей состояния торговли на территории муниципального
образования и анализ эффективности применения мер по развитию
торговой деятельности.
депутатов, ни исполнительный орган - администрация Кебратского
сельского поселения, не предприняли всех зависящих
от них мер, направленных на принятие нормативных правовых актов в сфере
организации и осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель и в организации торговой деятельности на территории муниципального образования. Соответственно на территории поселениямуниципальный контроль надлежащим образом не осуществляется ни в одной из выше перечисленных сфер деятельности. Из чего следует, что налицо бездействие органов местного самоуправления Кебратского сельского поселения.