Дело № РЕШЕНИЕ Именем РФ пос. Гайны 23 мая 2012 года Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Гирева М.А., при секретаре Колеговой Т.В., с участием прокурора - помощника прокурора Гайнского района В. Н. Галкиной., истца ФИО4, представителя администрации Гайнского района Леонтьевой Л. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гайнского района к администрации Гайнского муниципального района, Правительству Пермского края в интересах ФИО4, имеющего статус «оставшийся без попечения родителей», о возложении на администрацию Гайнского муниципального района обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение ФИО4, имеющему статус «оставшийся без попечения родителей», а также возложении на Правительство Пермского края обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ФИО4, установил: Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района, Правительству Пермского края,в интересах ФИО4, имеющего статус «оставшийся без попечения родителей», о возложении на администрацию Гайнского муниципального района обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение ФИО4, имеющему статус «оставшийся без попечения родителей», на условиях договора социального найма, а также возложении на Правительство Пермского края обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ФИО4 В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Гайнского района Пермского края в связи с обращением ФИО4 проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, которой установлено следующее: ФИО4 является лицом, оставшимся без попечения родителей: мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Гайнского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО12 была назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4 Также указанным постановлением за ФИО4 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, д. Данилово, <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 проходил учебу в ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №», где находился на полном государственном обеспечении. Актом осмотра общего технического состояния жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, <адрес> <адрес> признан ветхим и не подлежащим капитальному ремонту. В связи с отсутствием закрепленного жилья, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 состоит в очереди под номером 10 и жилое помещение ему по настоящее время не предоставлено. В соответствии со ст.1 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО4 является лицом, оставшимся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные указанным федеральным законом. В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.ст.5, 8 Федерального закона №159-ФЗ, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края. В соответствии с п.3.25 Положения, Министерство финансов Пермского края организует и контролирует работу по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства краевого бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, в суд вправе обратиться прокурор. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, приведя доводы, изложенные в иске. Истец ФИО4исковые требования прокурора Гайнского района поддержал. Представитель ответчика - администрации Гайнского муниципального района Леонтьева Л. С. в судебном заседании с требованиями прокуратуры Гайнского района согласилась, пояснила, что для ФИО4 уже найдено подходящее жилье, которое после получения решения и проведения всех необходимых процедур будет ему передано по договору социального найма. Представитель Правительства Пермского края, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия. В возражениях с исковыми требованиями не согласился, считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, просят отказать в исковых требованиях в полном объеме. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст. 5,8 ФЗ № 159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» и Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства от 10.08.2006 года №16-п. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно Положению, перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязательство своевременно и в полном объеме. Одним из оснований для предоставления жилого помещения, согласно Федеральному закону №159-ФЗ, является отсутствие закрепленного жилого помещения. В случае если жилое помещение непригодно для проживания, лицо не лишено возможности обратиться в орган местного самоуправления с вопросом о предоставлении жилого помещения по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Считают, что у ФИО4 не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО11 (отец ФИО4) умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО10 (мать ФИО4) умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению главы Гайнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО12 назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетними ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Согласно справке, выданной Коми-Пермяцким филиалом Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края», следует, что ФИО4 1992 года рождения, не имеет в собственности жилых помещений на территории Гайнского района Пермского края. Согласно справке, выданной администрацией Гайнского сельского поселения, следует, что ФИО12 имеет состав семьи: опекаемая ФИО15 1991 года рождения, опекаемый ФИО4 1992 года рождения. Судом также были изучены: - заявление ФИО4в прокуратуру; - постановление главы администрации Гайнского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № о постановке на регистрационный учет ФИО4 на внеочередное получение жилья; - акт общего обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: д. Данилово <адрес>; - кадастровый паспорт здания, расположенного по адресу: д. Данилово <адрес>, общая площадь 35,4 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1960. Суд, заслушав прокурора, истца, представителя органа опеки и попечительства, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему: В силу ч.1 ст.149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Законом Пермского края от 14.07.2008 г № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения указанным лицам предоставляются на основании решений уполномоченного органа на условиях договоров социального найма жилых помещений, заключаемых в порядке, установленном ЖК РФ, согласно п.3 ст. 9 указанного Закона Пермского края № 255-ПК, по норме предоставления площади жилого помещения на одиноких граждан 33 кв.м., на семью из 2 человек - 42 кв.м., на каждого члена семьи 18 кв.м. при численности семьи три человека и более. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абзац четвертый ст. 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области за №170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Судом установлено, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Гайнского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО12 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4 Также указанным постановлением за ФИО4 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> д. Данилово <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 проходил учебу в ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №», где находился на полном государственном обеспечении. Актом осмотра общего технического состояния жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в д. Данилово Гайнского <адрес> признан ветхим и не подлежащим капитальному ремонту. В связи с отсутствием закрепленного жилья, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 состоит в очереди под номером 10 и жилое помещение ему по настоящее время не предоставлено. В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что требования прокурора к администрации Гайнского муниципального района обоснованны и подлежат удовлетворению. В иске прокурору Гайнского района к Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения следует отказать. ФИО4 состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении, в Гайнском сельском поселении Гайнского муниципального района, в связи с чем ФИО4 необходимо предоставить благоустроенное жилое помещение применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающего санитарным и техническим требованиям на территории Гайнского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию Гайнского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Гайнского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы. В остальной части иска прокурору Гайнского района отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский суд. Председательствующий: М. А. Гирев Копия верна: М. А. Гирев