Дело № РЕШЕНИЕ Именем РФ пос. Гайны 11 июня 2012 года Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Гирева М.А., при секретаре Колеговой Т.В., с участием прокурора - помощника прокурора Гайнского района В. Н. Галкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Гайны гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гайнского района в интересах <данные изъяты>, проживающего <адрес>, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к администрации Гайнского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского краяо предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Прокурор Гайнского района обратился в суд с иском в интересах <данные изъяты>, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к администрации Гайнского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского краяо предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Гайнского района Пермского края в связи с обращением <данные изъяты> обладающего статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, которой установлено следующее: <данные изъяты>. совместно со своей семьей проживал в поселке Гайны. Отец <данные изъяты>.- ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Кочевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 - мать <данные изъяты>., в отношении своего сына была лишена родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Мышкин Н.И. был определен в Пешнигортский дом детства. Следовательно, Мышкин Н.И. обрел статус ребенка-сироты. ДД.ММ.ГГГГ Мышкин Н.И. окончил обучение в ГКОУ НПО «профессиональный лицей №» <адрес> по специальности электромонтажник по освоению и осветительным сетям. В настоящее момент Мышкин Н.И. проживает временно в общежитии в <адрес>. Постановлением главы администрации Гайнского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № Мышкин Н.И. поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. В соответствии с жилищным законодательством, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. за №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с указанным Положением, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края. Положением о Министерстве финансов Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 г. за №8-п, установлено, что Министерство финансов Пермского края является финансовым органом субъекта РФ - Пермского края. В соответствии с пунктом 1.6 Положения, Министерство финансов Пермского края выступает в защиту государственных интересов, в том числе: по средствам областного и краевого бюджета, казны Пермской области и Пермского края; по средствам федерального бюджета, переданным Пермской области, Пермскому краю для дальнейшего предоставления бюджетополучателям на возвратной основе. В соответствии с пунктом 3.25 Положения, Министерство финансов Пермского края организует и контролирует работу по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства краевого бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Просят обязать администрацию Гайнского муниципального района за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное жилое помещение исходя из нормы предоставления жилого помещения, установленной Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255 - ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Обязать Министерство финансов Пермского края, произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления ФИО10 по договору социального найма исходя из нормы предоставления жилого помещения, установленной Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255 - ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». В судебном заседании прокурор требования поддержала, приведя доводы, изложенные в иске, пояснила, что ФИО11. обратился в прокуратуру с просьбой помочь ему получить именно благоустроенное жилье. Поэтому в данном судебном заседании они возражают против предоставления Мышкину выплат в виде жилищного сертификата в рамках пилотного проекта и установления срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что администрация Гайнского муниципального района может обратиться с требованием об изменении решения суда на предоставление ФИО12 выплат в виде жилищного сертификата и предоставлении отсрочки его решения позже, согласовав действия по выполнению решения с ФИО13 Истец Мышкин Н.И. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Телефонограммой известил суд о том, что требования прокурора он поддерживает. Представитель ответчика, администрации Гайнского муниципального района, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. Письменно известили суд о проведении судебного заседания в отсутствие представителя администрации, с исковыми требованиями согласны, просят привлечь в качестве соответчика Министерство социального развития Пермского края. Так же ранее письменным заявлением администрация Гайнского муниципального района просила истцов изменить способ исполнения решения в виде предоставления ФИО14 в виде жилищного сертификата в рамках пилотного проекта и установления срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Но пояснили, что на данной позиции не настаивают. Возможно, обратятся с требованием об изменении решения суда и предоставлении отсрочки его решения позже, согласовав действия по выполнению решения с ФИО15 Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края, в судебное заседание не явился. Направили в суд возражение, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования не признают. Указали, что считают себя ненадлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком по данному иску является администрация Гайнского муниципального района в силу следующего: требование прокурора об обязании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Истцу не соответствует закону, нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края.В соответствии с законодательством Пермского края, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В Пермском крае порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей определен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. за №16-п. Данным Положением предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевой бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство, или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.При этом пунктом 9 указанного Положения прямо предусмотрено, что средства субсидий, полученные органами местного самоуправления, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Финансирование, приобретения, строительства и реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края, - министерства социального развития края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства края. Министерство социального развития Пермского края вправе быть истцами и ответчиками в суде в соответствии со своей компетенцией. Просят привлечь их для участия в деле. Поскольку вопросы обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей урегулированы законодательно, выделение средств для приобретения жилья Истцу должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п., а не путем обязании Министерства финансов Пермского края произвести оплату расходов, т.к. такие требования противоречат закону. На основании чего просят отказать в иске к Министерству финансов отказать. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство социального развития Пермского края. Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края, в судебное заседание не явился, направили в суд письменное возражение, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования не признают. Указали, что в силу ст., ст. 5, 8 Федерального закона №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Но, в соответствии с п. 4 ст. 26.3 ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.1999 года, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативно-правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года №170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно осуществлять переданные им указанные государственные полномочия. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные средства направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление данных субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета и, согласно Распоряжению Правительства Пермского края от 31.10.2011 года №207-рп, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство, реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить своевременное и надлежащее расходование указанных выделенных средств. Таким образом, Министерство социального развития своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства и не является надлежащим ответчиком. Специалист отдела по <адрес>, как органа опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по КПО Анфалова Е.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, телефонограммой уведомила, что требования прокурора Гайнского района в интересах ФИО16 она поддерживает. Судом были исследованы: - заявление ФИО18 в прокуратуру (л.д. 5); - копия заявления в администрацию Гайнского сельского поселения о принятии на учет ФИО17. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); - справка, выданная ЦТИ о том, что ФИО19 не имеет в собственности жилых помещений на территории Гайнского района (л.д. 7); - справка о том, что ФИО20 не имеет в собственности жилых помещений или закрепленных за ним жилых помещений на территории Кочевского района (л.д. 44); - копия паспорта ФИО21 (л.д. 8); - копия договора найма жилого помещения в связи с обучением в общежитии ФИО22. (л.д. 9); - постановление главы Гайнского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на регистрационный учет на внеочередное получение жилья нуждающегося в жилом помещении ФИО23 (л.д. 10); - решение Кочевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО2 в отношении несовершеннолетнего ФИО24 (л.д. 11-12); - уведомление об отсутствии у ФИО25. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13); - постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об определении в Пешнигортский Дом детства ФИО26 (л.д. 14); - свидетельство о смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 15); - свидетельство об окончании ГКОУ «Профессиональный лицей №» ФИО27 (л.д. 16). Суд, заслушав представителя истца, истца, представителя органа опеки и попечительства, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему: Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 Федерального закона №159 также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года за N1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области за N170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года за N16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 года N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей. В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 года N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей (ст. 9). Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Кочевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО2 лишена родительских прав. Его отец - ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления главы местного самоуправления <адрес> за N61 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО29 был определен в Пешнигортский Дом детства. ДД.ММ.ГГГГ окончил ГКОУ НПО «Профессиональное лицей N2». В 2010 году в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения ФИО30. был поставлен администрацией Гайнского сельского поселения на жилищный учет по внеочередному предоставлению жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В настоящее время временно, на период обучения проживает в общежитии <адрес>, собственником данного жилого помещения ФИО31 не является. Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Гайнского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года за N16-п. Таким образом, ФИО32 не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовал, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, закрепленного за ним жилья не имеется. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Гайнского района в интересах ФИО33, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к администрации Гайнского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению. В иске прокурору Гайнского района в интересах ФИО34, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к Министерству финансов Пермского края и Министерству социального развития Пермского краяо предоставлении благоустроенного жилого помещения следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Гайнского района в интересах ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к администрации Гайнского муниципального района, Министерству финансов Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения ФИО36. удовлетворить частично. Обязать администрацию Гайнского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке ФИО37, обладающему статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Гайнского района, общей площадью не менее установленной нормы. В удовлетворении остальных требований прокурору Гайнского муниципального района Пермского края, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский суд с момента получения решения. Председательствующий: М. А. Гирев Копия верна: М. А. Гирев