Дело № 2-272/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации пос. Гайны 02 августа 2012 года Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Иванишко А.В., при секретаре Еловиковой О.А., с участием заместителя прокурора Гайнского района Кулакова А.А., ответчика- главы администрации Серебрянского сельского поселения Степанова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Серебрянского сельского поселения о понуждении последнюю организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Серебрянского сельского поселения, установил: Прокурор Гайнского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Серебрянского сельского поселения с требованием обязать последнюю организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Серебрянского сельского поселения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гайнского района совместно с Отделом надзорной деятельности Гайнского муниципального района ГУ МЧС России по Пермскому краю, при участии представителей администрации Серебрянского сельского поселения, 31.05.2012 года, была проведена проверка готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов Серебрянского сельского поселения: п.Серебрянка и п.Оныл. Данные населенные пункты граничат с лесным массивом, в связи с чем, при лесных пожарах может пострадать население и имущество, а в случае возникновения пожара в населенном пункте, могут пострадать лесные насаждения. Проверкой установлено, что в п.Серебрянка: -подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Набережная, огражден забором, чем нарушены требования: п.94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03) и ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -вдоль ул. Больничная, расстояние от населенного пункта до границы лесного массива менее 15 метров, то есть противопожарный разрыв отсутствует, минерализованная полоса также отсутствует, чем нарушены требования п. 112 ППБ 01-03, ст. 53.1 Лесного кодекса РФ и п. 4.2 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 N 29; - подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Больничная, завален бревнами и чурками, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Казанская, зарос и заилен, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Северная, зарос и заилен, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Северная, заилен, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Лесная, заилен, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Железнодорожная, заилен, подъезд отсутствует, нет твердого покрытия, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -пожарный водоем, расположенный по ул. Аэродромная, огорожен забором, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -система оповещения населения о пожаре неэффективна (используются рельсы) чем нарушены требования п. 114 ППБ 01-03. При обследовании территории п. Оныл установлено, что: -пожарный водоем, расположенный по ул. Школьная, зарос и заилен, чем нарушены требования п.94 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; -противопожарный разрыв по периметру поселка отсутствует, чем нарушены требования п. 112 ППБ 01-03, ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 4.2 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 N 29; -минерализованная полоса по периметру поселка отсутствует, чем нарушены требования п. 112 ППБ 01-03, ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 4.2 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 N 29; - система оповещения населения о пожаре неэффективна (используются рельсы), чем нарушены требования п. 114 ППБ 01-03; -пожарная мотопомпа отсутствует, чем нарушены требования п. 31 ППБ 01-03. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Прокурор просит обязать администрацию Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края и в срок до 15 августа 2012 года. В п.Серебрянка: - обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Набережная; - обеспечить противопожарный разрыв вдоль ул. Больничная, от населенного пункта до границы лесного массива; -обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Больничная; -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Казанская, от ила и зарослей; -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Северная, от ила и зарослей; -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Северная, от ила; -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Лесная, от ила; -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Железнодорожная, от ила, устройство подъезда с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метра для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Аэродромная; -обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.В п. Оныл: -обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Школьная, от ила и зарослей; -обеспечить противопожарный разрыв по периметру поселка; -обеспечить устройство минерализованной полосы по периметру поселка на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом; -обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; -приобрести пожарную мотопомпу. В судебном заседании заместитель прокурора Гайнского района Кулаков Артём Александрович исковые требования изменил. Отказался от требований по приобретению мотопомпы в п.Оныл и просил суд при вынесении решения установить срок для устранения нарушений до 15. 03.2013 года. В остальной части исковые требования просил удовлетворить в полном объёме. Дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ответчик- глава администрации Серебрянского сельского поселения Степанов Владимир Николаевич исковые требования не признал. Указал, что администрацией принимаются все исчерпывающие меры по соблюдению законодательства о противопожарной безопасности. Звуковая сигнализация стоит дорого. Средств для её покупки в бюджете поселения на 2012 год не заложены. Имеются рельсы для звукового оповещения населения во время пожаров. Считает, что этого достаточно. Пожарную мотопомпу в п. Оныл приобретать нет необходимости поскольку в данном посёлке имеется исправная пожарная машина. Вопрос по противопожарным разрывам требует согласования с лесничествами, поскольку это земли лесного фонда и самостоятельно проводить в них рубки администрация поселения не имеет права. Границы населённых пунктов в настоящее время не установлены. Генплан будет готов только в ноябре 2012 года. Срок для устранения нарушений о котором просит прокурор нереальный. Очистка водоёмов дорогостоящее мероприятие и в бюджете поселения на 2012 год не заложены средства для этих целей. Обеспечить населённые пункты требуемым количеством искусственных противопожарных водоёмов администрация не имеет возможности в связи с отсутствием денежных средств. Стоимость постройки одного водоёма по подсчётам обойдётся в 300000 рублей. Считает, что количество уже имеющихся водоёмов достаточно. Просит в удовлетворении иска отказать. Привлечённые судом в качестве третьего лица - представители Государственного казённого учреждения « Гайнское лесничество», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились. Представитель привлечённого судом в качестве третьего лица ГКУ « Веслянское лесничество» ФИО3 в судебном заседании показала, что вопрос о создании противопожарного разрыва, в районе ул. Больничная в п. Серебрянка лесничеством решён. Государственный контракт на вырубку леса для создания разрыва выиграло ОАО « Гайнский лесхоз». В настоящее время идет дооформление документов и в 2012 году будут выполнены работы. П. Оныл расположен на землях, которые находятся в ведении ГКУ « Гайнское лесничество». Свидетель-начальник Отдела надзорной деятельности по Гайнскому муниципальному району МЧС РФ по Пермскому краю, ФИО4, в суде показал, что им совместно с сотрудниками прокуратуры Гайнского района была проведена проверка в Серебрянском сельском поселении. Были выявлены нарушения изложенные в исковом заявлении прокурора. Он как профессиолнальный пожарный утверждает, что выявленные нарушения могут негативно сказаться на безопасности граждан в случае возникновения пожаров. Считает, что покупка мотопомпы в п. Оныл нецелесообразна в виду того, что там имеется действующая пожарная машина. Имеющиеся рельсы он считает неэффективными для звукового оповещения потому, что в случае возникновения внезапного сильного пожара, при ветре, многие люди, находящиеся в своих домах могут не услышать звука рельса и пострадать. Современные звуковые сигнализации мощные и автономные, т.е. могут работать и в случае отключения централизованного энергоснабжения. Свидетель ФИО5, работающий начальником Пожарной части № 69 Гайнского муниципального района в суде показал, что в п.Серебрянка и п.Оныл не все имеющиеся пожарные водоёмы находятся в надлежащем техническом состоянии. Это может привести к затруднению тушения возникшего пожара. При тушении пожаров первичное значение имеет скорость тушения и интенсивность, чтобы сбить огонь. Для этого и предусмотрены стандарты размещения противопожарных водоёмов в населённых пунктах. Расстояния между ними и прочее. Если воду подвозить издалека, то пожар можно и не потушить. По указанной причине водоёмы не должны быть захламлены. Современные пожарные автомобили тяжёлые, могут взять много воды. Поэтому подьезные пути к водоёму должны быть твердые, чтобы машина не провалилась и не забуксовала. В судебном заседании изучены материалы дела: акт проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах: п.Серебрянка и п. Оныл; фотографии; Устав Муниципального образования «Серебрянское сельское поселение»; переписка главы Серебрянского сельского поселения по вопросам противопожарной безопасности; Постановление №18 от 03.04.2012 года главы Серебрянского сельского поселения « Об утверждении муниципальной целевой программы « Пожарная безопасность населения Серебрянского сельского поселения на период 2012-2014 годов»; локальные сметные расчёты на строительство открытого противопожарного водоёма и устройства площадок размерами 12 на12 метров у противопожарных водоисточников; Договор от 05.07.2012 года о создании минерализированных полос; прайс лист по стоимости сигнализаций. Выслушав заместителя прокурора Гайнского района, ответчика, третье лицо, свидетелей, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что при проведении прокуратурой Гайнского района совместно с ОНД Гайнского муниципального района ГУ МЧС России по Пермскому краю, при участии представителей администрации Серебрянского сельского поселения проверки готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края: п.Серебрянка и п.Оныл, были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что в п.Серебрянка: подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Набережная, огражден забором; вдоль ул. Больничная, расстояние от населенного пункта до границы лесного массива менее 15 метров, то есть противопожарный разрыв отсутствует, минерализованная полоса также отсутствует; подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Больничная, завален бревнами и чурками;пожарный водоем, расположенный по ул. Казанская, зарос и заилен; пожарный водоем, расположенный по ул. Северная, зарос и заилен; пожарный водоем, расположенный по ул. Северная, заилен; пожарный водоем, расположенный по ул. Лесная, заилен; пожарный водоем, расположенный по ул. Железнодорожная, заилен, подъезд отсутствует, нет твердого покрытия; пожарный водоем, расположенный по ул. Аэродромная, огорожен забором; система оповещения населения о пожаре неэффективна (используются рельсы). При обследовании территории п. Оныл установлено, что:пожарный водоем, расположенный по ул.Школьная, зарос и заилен; противопожарный разрыв по периметру поселка отсутствует; минерализованная полоса по периметру поселка отсутствует; система оповещения населения о пожаре неэффективна (используются рельсы). В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с п.4.2 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 года №29, на землях поселений по границам населенных пунктов, граничащих с лесными насаждениями, в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности выполняются следующие мероприятия: устройство минерализованных полос на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом до начала пожароопасного сезона и уход за ними до окончания пожароопасного сезона; создание условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей; устройство противопожарных разрывов и уход за существующими противопожарными разрывами на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом; установка у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя; создание условий для организации добровольной пожарной охраны. В соответствии с п.112 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 далее Правила) для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В соответствии с п.114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. П.21 Правил содержит требования о том, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.. Согласно п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборным устройствам возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.33 Устава Серебрянского сельского поселения администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Серебрянского сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Проанализировав доводы ответчика о том, что неполное исполнение законодательства направленного на защиту населения п.Серебрянка и п.Оныл от пожаров связано с отсутствием финансирования, суд учитывает и приходит к выводу, что первоначально заявленное прокурором Гайнского района требование об устранении выявленных нарушений законодательства до 15.08.2012 года, является невыполнимым в виду незначительного промежутка времени с даты предъявления иска. Доводы ответчика о том, что он не может выполнить требования искового заявления по созданию противопожарных разрывов с лесным массивом в п.Оныл, без определения границ посёлка и согласования границ посёлка с ГКУ « Гайнское лесничество», суд принимает во внимание. В то же время суд приходит к выводу, что несмотря на объективно существующие трудности связанные с нехваткой средств в бюджете Серебрянского сельского поселения и необходимости предоставления разумного промежутка времени для определения границ посёлков, а также согласования проведения работ по созданию противопожарных разрывов с лесным массивом в п.Оныл, исковые требования прокурора Гайнского района обоснованы и основаны на законе. Не выполнение администрацией Серебрянского сельского поселения требований федерального законодательства по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населённых пунктов Серебрянского сельского поселения, влечет нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц (граждан) связанных с обеспечением пожарной безопасности, а значит с защитой их жизни и имущества. В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что изменённые исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить. Обязать администрацию Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Серебрянского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края и в срок до 15 марта 2013 года, в п.Серебрянка: обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Набережная; обеспечить противопожарный разрыв вдоль ул. Больничная, от населенного пункта до границы лесного массива; обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Больничная; обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Казанская, от ила и зарослей; обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Северная, от ила и зарослей; обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Северная, от ила; обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Лесная, от ила; обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Железнодорожная, от ила и устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды; обеспечить подъезд к пожарному водоему, расположенному по ул. Аэродромная; обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. в п. Оныл: обеспечить очистку пожарного водоема, расположенного по ул. Школьная, от ила и зарослей; обеспечить противопожарный разрыв по периметру поселка; обеспечить устройство минерализованной полосы по периметру поселка на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом; обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца. Председательствующий: подпись А.В.Иванишко Копия верна. Судья А.В.Иванишко
Неисполнение законодательства по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населённых пунктов Серебрянского сельского поселения является нарушением конституционных прав неограниченного круга лиц (граждан) в сфере безопасности.