о понуждении организовать выполнение мер пожарной безопасности



Дело г.

                                                     

                                                       РЕШЕНИЕ

                                    именем Российской Федерации

      пос. Гайны                                                                               02 августа 2012 года

Гайнский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Иванишко А.В.,

при секретаре Еловиковой О.А.,

с участием заместителя прокурора Гайнского района Кулакова А.А.,

представителя ответчика- администрации Усть-Черновского сельского поселения, Якимова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика- Государственного казённого учреждения « Веслянское лесничество», Щербининой З.З., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Гайны гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Усть-Черновского сельского поселения об обязании последней организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения,

                                                                установил:

Прокурор Гайнского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Усть-Черновского сельского поселения об обязании последней организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гайнского района совместно с Отделением надзорной деятельности Гайнского муниципального района ГУ МЧС России по Пермскому краю, при участии представителей администрации Усть-Черновского сельского поселения, 31.05.2012 года, была проведена проверка готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения: п.Усть-Черная и п.Керос. Данные населенные пункты граничат с лесным массивом, в связи с чем, при лесных пожарах может пострадать население и имущество, а в случае возникновения пожара в населенном пункте, могут пострадать лесные насаждения. Проверкой установлено, что при обследовании территории п.Усть-Черная противопожарный разрыв и минерализованная полоса завалены сухими ветками от хвойных деревьев, оставшихся после вырубки; звуковая сигнализация неэффективная (используется рельсы); имеется захламленность территории различными отходами. При обследовании территории п.Керос установлено, что звуковая сигнализация отсутствует; не создана добровольная пожарная охрана; имеется захламленность территории; не обеспечена зона действия пожарных источников (радиус 200 метров). Неисполнение законодательства по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения, влечет нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц в сфере пожарной безопасности.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Прокурор просит обязать администрацию Усть-Черновского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края и в срок до 15 августа 2012 года в п.Керос: обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; создать условия для организации добровольной пожарной охраны; обеспечить очистку территории населенного пункта от мусора и иных отходов; обеспечить зону действия пожарных водоисточников (радиус 200метров), путем строительства дополнительных водоисточников. В п. Усть-Черная: обеспечить очистку противопожарного разрыва и минерализованной полосы по всему периметру населенного пункта; обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить очистку территории населенного пункта от мусора и иных отходов.

В судебном заседании заместитель прокурора Гайнского района Кулаков Артём Александрович исковые требования изменил. Просил установить срок для устранения выявленных нарушений противопожарного законодательства до 01.05. 2012 года. В остальной части исковые требования поддержал в полном объёме. Дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика -администрации Усть-Черновского сельского поселения, Якимов Артур Владимирович, исковые требования признал частично. Показал, что он не согласен с установлением слишком сжатых сроков для устранения выявленных нарушений противопожарного законодательства. Считает, что добровольная пожарная дружина (Д П Д) в поселении уже создана. Разработано и утверждено Положение о добровольной пожарной дружине. В п. Усть-Чёрная в дружину вступили-10 человек в п.Керос - 4 человека. Имеется весь необходимый пожарный инвентарь. Мотопомпы. В настоящее время в г.Перми на подписании находится Соглашение о совместной деятельности с « Добровольной пожарной командой Пермского края». 31.07. 2012 года было подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией поселения и ГКУ « 14 отряд противопожарной службы Пермского края». Признаёт, что населённые пункты действительно захламлены. Но мусор администрацией по мере возможности убирается. Составлены акты по оплате за уборку мусора. Считает, что количество имеющихся пожарных водоёмов достаточно для тушения пожаров. В бюджете поселения нет средств. Мероприятия по обеспечению противопожарного разрыва в п. Усть-Чёрная частично выполнены. Считает, что ответственность за нахождение порубочных остатков на лесопожарной ( минирализованной) полосе вокруг п.Усть-Чёрная должно нести ГКУ « Веслянское лесничество». Просит установить срок для устранения выявленных нарушений до мая 2013 года.

           По ходатайству представителя администрации Усть-Черновского сельского поселения в качестве соответчика по делу было привлечено ГКУ « Веслянское лесничество».

            Представитель соответчика ГКУ « Веслянское лесничество» Щербинина Зера Зиядиновна не признала исковые требования в части обязывания их организации убирать порубочные древесные остатки на минерализированной полосе. Указала, что на основании государственного контракта, в августе 2010 года, предприятие ОАО « Кочёволес» выполняло работы по разрубке противопожарных разрывов на вокруг п.Усть-Чёрная. Работы были сделаны и приняты на основании актов. При этом были выявлены недостатки в виде неполной уборки лесорубочных остатков на противопожарных разрывах. Считает, что их предприятие не должно нести ответственности за действия ОАО « Кочеволес». Теперь это земля принадлежит поселению и они должны отвечать за противопожарное состояние в полном объёме.

           Свидетель, представитель ОНД по Гайнскому муниципальному району, ФИО3 в судебном заседании показал, что он совместно с работниками прокуратуры Гайнского района в мае 2012 года проводил проверку соблюдения противопожарного законодательства на территории п.Усть-Чёрная. Были выявлены нарушения указанные в иске прокурора. Считает, что ДПД в поселении создана лишь формально, НЕ установлены правила оплаты членов ДПД при тушении пожаров. Звуковое оповещение неэффективное. На территории поселков имеется бытовой мусор.

           Свидетель ФИО4 в судебном заседании показал, что он работает начальником Муниципальной пожарной охраны в Усть-Черновском поселении. Считает, что наличие рельс в п. Керос и п.Усть-Чёрная, достаточное средство звуковой сигнализации для извещения населения. Добровольная пожарная охрана на территории поселения создана. Мусор вывозится. Противопожарный разрыв захламлён по вине ОАО « Кочёволес» и лесничества, которое приняло работу с недоделками.

В судебном заседании изучены материалы дела: акт проверки готовности пожарной безопасности от лесных пожаров населенных пунктов: п.Керос, п.Усть-Черная; фотографии; устав МО «Усть-Черновское сельское поселение»; Соглашение о совместной деятельности от 31.07.2012 года; Постановление № 27 от 05.05.2011 года «О порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны; план-схемы п.Усть-Чёрная и п.Керос с указанием расположения пожарных водоёмов; акт от 18.07.2012 года о приёме выполненных работ по устройчтву противопожарных минерализованных полос общей протяженностью 1350 метров; Государственный контракт № 49 от 17.08.2010 года и акты приёма выполненных работ.

Выслушав заместителя прокурора Гайнского района, доводы представителей ответчиков, свидетелей, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гайнского района совместно с ОНД Гайнского муниципального района ГУ МЧС России по Пермскому краю, при участии представителей администрации Усть-Черновского сельского поселения, 31.05.2012 года, была проведена проверка готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения: п.Усть-Черная и п.Керос. Данные населенные пункты граничат с лесным массивом, в связи с чем, при лесных пожарах может пострадать население и имущество, а в случае возникновения пожара в населенном пункте, могут пострадать лесные насаждения. Проверкой установлено, что при обследовании территории п.Усть-Черная противопожарный разрыв и минерализованная полоса завалены сухими ветками от хвойных деревьев, оставшихся после вырубки; звуковая сигнализация неэффективная (используется рельсы); имеется захламленность территории различными отходами. При обследовании территории п.Керос установлено, что звуковая сигнализация отсутствует; не создана добровольная пожарная охрана; имеется захламленность территории; не обеспечена зона действия пожарных источников (радиус 200 метров).

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.4.2 Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Пермского края в 2012 году, утвержденного Указом Губернатора Пермского края от 27.04.2012 года №29 на землях поселений по границам населенных пунктов, граничащих с лесными насаждениями, в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности выполняются следующие мероприятия:

устройство минерализованных полос на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом до начала пожароопасного сезона и уход за ними до окончания пожароопасного сезона; создание условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей; устройство противопожарных разрывов и уход за существующими противопожарными разрывами на всей протяженности границы населенного пункта с лесным массивом; установка у каждого жилого строения емкости (бочки) с водой или огнетушителя; создание условий для организации добровольной пожарной охраны.

В соответствии с п.112 Правилами пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с п.114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В п.21 этих же Правил указано, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Согласно п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст.39 Устава Усть-Черновского сельского поселения администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Усть-Черновского сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

Суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашли подтверждение факты      неполного исполнения федерального законодательства по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населённых пунктов Усть-Черновского сельского поселения, что влечет нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц (граждан) связанных с соблюдением требований по пожарной безопасности.

Суд приходит к выводу о том, что представителем ответчика в судебном заседании были предоставлены доказательства о создании добровольной пожарной дружины и выполнению работ по созданию минерализированной полосы в п.Усть-Чёрная.

В то же время суд приходит к выводу о том, что лесопорубочные остатки находящиеся на минерализированнных полосах ( противопожарных разрывах между посёлком и лесом) в п.Усть-Чёрная должны быть убраны силами администрации Усть-Черновского сельского поселения, поскольку именно данный ответчик несёт полную ответственность за исполнение противопожарного законодательства в п.Усть-Чёрная.

С учётом мнения истца и ответчика, частично признавшего исковые требования, суд приходит к выводу о том, что не полное выполнение администрацией Усть-Черновского сельского поселения требований федерального законодательства по организации и обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населённых пунктов Усть-Черновского сельского поселения, влечет нарушение конституционных прав неограниченного круга лиц (граждан) по пожарной безопасности. В связи с изложенным исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, с установлением разумного срока для устранения имеющихся нарушений.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Гайнского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Усть-Черновского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края организовать и обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Усть-Черновского сельского поселения Гайнского муниципального района Пермского края и в срок до 01.05. 2013 года в п.Керос: обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить очистку территории населенного пункта от мусора и иных отходов; обеспечить зону действия пожарных водоисточников (радиус 200 метров), путем строительства дополнительных водоисточников.

В п.Усть-Черная: обеспечить очистку противопожарного разрыва и минерализованной полосы по всему периметру населенного пункта; обеспечить установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить очистку территории населенного пункта от мусора и иных доходов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: подпись                                                   А.В.Иванишко

Копия верна. Судья                                                                      А.В.Иванишко