2-419/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «13» октября 2011г. с. Гавриловка 2-я Гавриловский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Рыжова Н.М., при секретаре Шлыковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Судоргина Ф.Г. о признании незаконным решения межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложенное в пункте 48 протокола заседания №19 от 11 ноября 2010 года, которым ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и об обязовании Управления труда и социального развития Тамбовской области предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату принятия решения суда, У С Т А Н О В И Л : Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что письмом начальника Управления труда и социального развития Тамбовской области от 19 июля 2011 года за № исх.С-15-18170 он был извещен о том, что решение Межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, считается обоснованным и не подлежащим отмене. При этом должностное лицо сослалось на пункт 4 статьи 17 и пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах". По его письменному обращению ему была направлена выписка из протокола заседания межведомственной комиссии от 11 ноября 2010г. №19. С данным решением он не согласен, поскольку считает его незаконным и необоснованным, являющимся результатом некорректного толкования правоустанавливающих документов и действующего законодательства. В обоснование своей позиции он поясняет следующее. Решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от 27 июня 2011 года, вступившим в законную силу, администрация Пересыпкинского 2-го сельсовета Гавриловского района Тамбовской области обязана признать его, Судоргина Ф.Г., нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в очередь на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Сообщением Управления труда и социального развития Тамбовской области ему отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии со статьёй 23.2 указанного Федерального закона. Пункт 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", т.е. кроме участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "е". Данные суждения он считает необоснованными, поскольку согласно удостоверению серии ВВ №5149318, выданному ему Военным комиссариатом Тамбовской области от 25.04.2005г., он имеет право на меры социальной поддержки инвалидов войны, установленные статьёй 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах". Из содержания п.п. 4 п.1 ст. 14 Закона «О ветеранах» следует, что инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Кроме того, Законом Тамбовской области от 31.03.2009г. №511-3 "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" определены порядок и форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны. Положения указанного Закона остались без применения межведомственной комиссией при вынесении в отношении него решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.. Согласно ст.23.2 указанного Закона «О ветеранах»,- Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Каких-либо исключений из указанных категорий граждан Закон не предусматривает. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах". Право инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 14 ФЗ "О ветеранах". В подп.2 п.З ст.23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ. Он считает отказ межведомственной комиссии в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным и необоснованным, нарушающим и создающим препятствия к осуществлению им его прав, поскольку он относится к определенной Федеральным законом "О ветеранах" категории лиц, имеющих право на получение социальной поддержки как инвалид Великой Отечественной войны. Из содержания статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Вместе с тем, из содержания статьи 7 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Заявитель просит признать незаконным решение межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложенное в пункте 48 протокола заседания № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обязать Управления труда и социального развития Тамбовской области предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату принятия решения суда. В судебном заседании представитель истца Моисеев Ю.В., поддержав заявление, изложил обстоятельства, указанные в нем. Представитель Управления труда и социального развития Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, зам. начальника отдела правового обеспечения Дустов Р.Д. сообщил с телефона: № о том, что Управление труда и социального развития Тамбовской области извещено о месте и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя с направлением копии решения суда в их адрес. Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Протоколом заседания межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий от 11.11.2010г. № 19, Судоргину Ф.Г. отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Судоргин Ф.Г., согласно удостоверению ветерана Великой Отечественной войны серии №, имеет статус участника ВОВ, на основании п.2 ст.15 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» он имеет право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Согласно справке серии №, Судоргин Ф.Г. имеет <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Гавриловского районного суда Тамбовской области от 27.06.2011г., вступившим в законную силу 08.07.2011г., Судоргин Ф.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ В соответствии с п.п. 2 п.3 ст.23.2 того же закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется инвалидам ВОВ по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствии с законом Тамбовской области «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (п.п. а п.2 ст.1), действие настоящего закона распространяется на инвалидов ВОВ. В соответствии с п.3 ст. 2 того же закона, граждане, указанные в п.2 ст.1 настоящего Закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. По письменным заявлениям граждан, указанных в настоящей части, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. После получения единовременной денежной выплаты указанные граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010г.) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Указанная площадь была увеличена до 36 кв.м. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 586. В соответствии с п.2 Постановления Администрации Тамбовской области от 26 января 2010г. № 54 «О реализации Закона области от 31.03.2009г. № 511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (в редакции от 17 февраля 2011г.), Управление труда и социального развития области (ответчик по настоящему делу) определено главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставленных Тамбовской области в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно пункта 3 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (утв. Постановлением Администрации Тамбовской области от 25 января 2010г. № 54) (с изменениями от 31 марта 2010г.), гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 Закона области, предоставление жилого помещения (по договору социального найма, либо в собственность) или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по мере поступления учетных дел этих граждан в Управление труда и социального развития области, на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав которой утверждается приказом Управления труда и социального развития области. Согласно Приложению к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.03.2011г. за № 131 «О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 2 квартал 2011г.», средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Тамбовской области составляет 23450 руб.. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным решение межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, изложенное в пункте 48 протокола заседания №19 от 11 ноября 2010 года, которым Судоргину Ф.Г. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обязать Управления труда и социального развития Тамбовской области предоставить Судоргину Ф.Г. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой по Тамбовской области федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату принятия решения суда в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья Н.М.Рыжов
"О ветеранах", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.