решение по д. № 2-7/2011



Дело № 1-175/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

19 января 2011г. с. Гавриловка 2-я

Гавриловский районный суд Тамбовской области

Судья Миронова Л.А.,

при секретаре Биняевой Г.Ю.

с участием помощника прокурора Гавриловского района Васяхина С.А.

представителя ответчика – администрации Тамбовской области Медведева Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гавриловского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территориях Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских Советов Гавриловского района Тамбовской области и возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил работ по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов на территориях указанных сельских Советов путем приобретения для Гавриловского района трупосжигательной печи (крематория), проведения проверки имеющихся скотомогильников (биотермических ям), не имеющих собственника, на предмет биологической безопасности, обратиться в сельские Советы по вопросу отвода земельных участков под обустройство трупосжигательных траншей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гавриловского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрациям Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских Советов Гавриловского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений Ветеринарно-санитарных правил сбора, уничтожения и утилизации биологических отходов и возложении обязанности по оборудованию на территории сельских Советов скотомогильников, отвечающих требованиям Ветеринарно-санитарных правил, указывая,. что на территориях указанных сельских Советов имеются заброшенные скотомогильники, не имеющие собственников, не оборудованные надлежащим образом заборами, люками, вентиляционными трубами.

В процессе производства по делу к участию в деле в качестве надлежащего ответчика была привлечена администрация Тамбовской области, поскольку решение указанных вопросов согласно п.2 ст. 26.3 (п.п. 49), 26.11 ФЗ № 184 от 06.10.1999 г. « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Закону № 4971-1 «О ветеринарии» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. В судебном заседании при уточнении предмета иска прокурором было заявлено в части возложения обязанностей по приведению в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил, касающихся сбора, уничтожения и утилизации биологических отходов - приобретение для района трупосжигательной печи (крематория), проведение проверки имеющихся на территории сельсоветов бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям) на предмет биологической безопасности и решение вопроса об отводе земельных участков для обустройства трупосжигательных траншей. В обоснование своих требований указал, что при проведении проверки совместно с Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на территории Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских поселений установлено, что устройство, эксплуатация и содержание скотомогильников не отвечает требованиям Ветеринарно-санитарных правил в части сбора, уничтожения и утилизации биологических отходов, что может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельских поселений и создать реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Тамбовской области по неисполнению требований Ветеринарно-санитарных правил в части сбора, уничтожения и утилизации биологических отходов и возложить обязанность по проведению работ по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, направленных на соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил путем приобретения для Гавриловского района трупосжигательной печи (крематория), проведения проверки имеющихся на территории сельских поселений скотомогильников (биотермических ям) на предмет биологической безопасности и решение вопроса о предоставлении и отводе земельных участков для обустройства трупосжигательных траншей, с установлением срока- в течение 2011 года.

Представитель ответчика – администрации Тамбовской области Медведев Ю.П. исковые требования частично признал и пояснил, что состояние скотомогильников (биотермических ям) на территории сельских поселений Гавриловского района не отвечает ветеринарно- санитарным требованиям. В настоящее время администрацией Тамбовской области принимаются меры для проведения работ по сбору, уничтожению и утилизации биологических отходов. С этой целью приобретаются для муниципальных районов трупосжигательные печи (крематории), на 2011 год приобретение таковой печи запланировано и для Гавриловского района. Весной 2011 г. будет создана специальная комиссия из представителей санитарно-эпидемиологического, ветеринарного надзора, МЧС, органов местного самоуправления и проведены работы по отобранию проб содержимого из имеющихся бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), из глубины до 2-х метров, с направлением их в областную ветеринарную лабораторию, имеющую лицензию на проведение исследований проб на предмет биологической безопасности и возможного выявления особо опасных организмов, в зависимости от чего будут решаться вопросы по уничтожению останков животных в ямах и на территориях вокруг биотермических ям, с привлечением необходимой техники. Также будут решаться вопросы с органами местного самоуправления об отводе земельных участков, с соблюдением необходимых параметров (удаление от водоемов, населенных пунктов), с учетов рельефа местности, для обустройства трупосжигательных траншей. Указанных мер будет достаточно для приведения работ по сбору, уничтожению и утилизации биологических отходов в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями.

Представители третьих лиц- Управления ветеринарии Тамбовской области и Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских Советов не явились, извещены своевременно.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, оценив доказательства и доводы, представленные сторонами, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует. из заявленных требований, актов обследования, сообщения регистратора Управления Росреестра по Тамбовской области, на территориях Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских Советов Гавриловского района имеются скотомогильники, не имеющие собственников и не отвечающие ветеринарно-санитарным требованиям ( территории не огорожены, не имеют подъездов, люков, вентиляционных труб, имеются разбросанные останки животных).

В соответствии с ФЗ № 184 от 06.10.1999 г «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Законом № 4971-1 «О ветеринарии» решение вопроса организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, отнесенных к ведению РФ, входит в полномочия органов государственной власти субъекта РФ.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ отражено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусматривает, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ отражено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.

В п. 1.5. данных Правил указано, что биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием, или в исключительных случаях производят захоронения в специально отведенных местах.

В п. 1.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отражено, что места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

Пункт 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.

В соответствии с пунктом 5.7. Правил, при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3х3 м глубиной 10 метров, стены выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством подмостки. На дно укладывают слой щебенки и заливают бетоном, стены ямы штукатурят бетонным раствором; перекрытие ямы делают двухслойным, между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30х 30 см., плотно закрываемое крышкой, из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

В п. 5.8 Правил отражено, что над ямой на высоте 2,5 метров строят навес длиной 6 метров шириной 3 метра, рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

Пункт 5.10 Правил предусматривает, что скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные устройства.

В соответствии с пунктом 6.2. Правил, ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что скотомогильники, расположенные на территориях Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских поселений Гавриловского района, не соответствуют требованиям, предусмотренным Ветеринарно-санитарными правилами в части сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Статья 1 Федерального Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь случае их возникновения.

Таким образом, проведение работ по принятию мер к приобретению трупосжигательного оборудования, отводу земельного участка под трупосжигательные траншеи, взятию проб на предмет биологической безопасности с целью приведения имеющихся скотомогильников в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов будет соответствовать требованиям природоохранного и ветеринарно-санитарного законодательства.

Бездействие по организации указанных работ может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

Как установлено в судебном заседании, администрацией Тамбовской области ведутся определенные работы, направленные на приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, намечены меры по приведению имеющихся скотомогильников (биотермических ям) в соответствие с ветеринарно-санитарным требованиями.

С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором Гавриловского района требования в части возложения на администрацию Тамбовской области обязанностей по приобретению для Гавриловского района в 2011 году трупосжигательной печи (крематория), отобранию проб содержимого из имеющихся на территории сельских советов скотомогильников (биотермических ям), не имеющих собственника и не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям, на предмет биологической безопасности, и обращению за решением вопроса о предоставлении и отводе земельных участков для обустройства трупосжигательных траншей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию Тамбовской области обязанности по приобретению для нужд Гавриловского района трупосжигательной печи (крематория), отобранию проб содержимого из имеющихся на территориях Гавриловского 1-го, Пересыпкинского, Пересыпкинского 2-го, Дмитриевского, Глуховского и Чуповского сельских Советов скотомогильников (биотермических ям), не имеющих собственника, на предмет биологической безопасности и обратиться по вопросу предоставления и отвода земельных участков на территориях указанных сельских поселений для обустройства трупосжигательных траншей, с целью приведения работ по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями.

Установить срок для исполнения данных требований: период со дня вступления решения суда в законную силу-до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.

Судья Л.А. Миронова