решение об обязании произвести начисление и выплату досрочной пенсии по старости за выслугу лет



Дело № 2-465

30 июля 2010 года г. Гаврилов-Посад

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Крутиковой И.В.

при секретаре Софроновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Гаврилов-Посаде 30 июля 2010 года исковое заявление Касаткина Владимировича Ремовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области об обязании произвести начисление и выплату досрочной пенсии по старости за выслугу лет.

УСТАНОВИЛ:

Касаткин В.Р. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ), (далее - УПФ РФ), в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области об обязании произвести начисление и выплату досрочной пенсии по старости за выслугу лет.

В судебном заседании Касаткин В.Р. мотивировал иск тем, что специалисты УПФ РФ в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области в нарушение действующего законодательства не информировали его о достижении пенсионного возраста. Указанное обстоятельство явилось причиной назначения ему пенсии не с момента возникновения права, то есть с ноября 2002 года, а с апреля 2010 года. При начислении размера пенсии и определении возраста ухода на пенсию были нарушены его Конституционные права на получение пенсии. Он полагает, что в УПФ нарушен порядок обращения за пенсией. Заявление на получение пенсии рекомендуется писать только тем гражданам, у кого такое право установлено в результате консультаций и сбора необходимых документов. Осенью 2002 года он обратился за устной консультацией в ПФ. Получив отрицательную консультацию по поводу недостаточного специального стажа, его «отправили» вырабатывать стаж. Он не убедился в правильности консультации, полностью поверил специалисту, заявление на оформление пенсии не написал. В апреле 2010 года узнал, что право на пенсию возникло еще в ноябре 2002 года.

В судебном заседании представитель истца Касаткина И.Я., действующая по доверенности от 14 июля 2010 года, в интересах Касаткина В.Р., поддержала исковые требования и просила произвести начисление досрочной пенсии по старости за выслугу лет со дня возникновения такого права, а так же обязать УПФ РФ (ГУ) в Гаврилово-Посадском муниципальном районе выплатить Касаткину В.Р. пенсию со дня возникновения права на пенсию, то есть с ноября 2002 года по 13 апреля 2010 года включительно.

Представитель ответчика Жукова С.С., действующая по доверенности № 16 от 23 июня 2010 года, иск не признала и пояснила, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

14 апреля 2010 года Касаткин В.Р. обратился в Управление с письменным заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости ранее достижения 60 летнего возраста, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. С этого дня ему была назначена досрочная трудовая пенсия. Ранее Касаткин В.Р. в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не обращался.

Исковое требование о выплате пенсии за период с 2002 года по 2010 год необоснованно, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, ссылка истца на те обстоятельства, что он не был лично проинформирован специалистами Управления неосновательна, поскольку ни в Положении о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17.12.1991 года № 2122-1, ни в Положении об Управлении Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 01.08.2006 года № 196 п, ни Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № м17/19пб от 27.02.2002 г. "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не предусматривается индивидуальное извещение граждан о праве на обращение за назначением пенсии.

Информация о порядке назначения пенсий, об изменениях в пенсионном законодательстве периодически публикуется в средствах массовой информации и в сети интернет. В холле клиентской службы Управления расположены образцы заявления о назначении трудовой пенсии, а также расположен перечень документов для назначения пенсии (в том числе досрочной) и правила обращения за ней. С работодателями, в части исчисления специального стажа работы и представления индивидуальных сведений персонифицированного учета проводятся семинары и учебы.

Касаткин Владимир Ремович с 01.01.1990г. по настоящее время работает в Петровской поселковой больнице, которая входит в состав МУЗ «Гаврилово-Посадская ЦРБ» с 20.05.1993г.

С 2002 года работодателем (МУЗ «Гаврилово-Посадской ЦРБ») на Касаткина В.Р. в УПФ предоставлялись индивидуальные сведения персонифицированного учета, как на врача-хирурга.

По данным сведениям не просматривается, что Касаткин В.Р. является оперирующим врачом-хирургом и имеет право к зачету специального стажа в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.

В середине марта 2010 года Касаткина И.Я. обратилась в Управление с трудовой книжкой мужа Касаткина В.Р. за устной консультацией, по поводу подтверждения медицинского стажа работы, в том числе и подтверждения периода работы оперирующим врачом-хирургом.

Специалист Управления ФИО5. разъяснила, что согласно трудовой книжке, Касаткину В.Р. стаж работы в должности врача-хирурга, в том числе оперирующего, необходимо подтвердить справками уточняющего характера. Факт обращения за пенсией зависел только от самого истца.

Суд, заслушав истца и его представителя, ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, также заявление со всеми необходимыми документами может быть переслано по почте. В случае, если к заявлению приложены не все обходимые документы, Управление дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. При этом законодатель устанавливает срок, в течение которого необходимо собрать недостающие документы, и если документы представлены в этот срок, то трудовая пенсия назначается со дня принятия заявления.

Судом установлено, что в середине марта 2010 года Касаткина И.Я. обратилась в Управление Пенсионного фонда за устной консультацией, по поводу подтверждения медицинского стажа работы ее супруга –Касаткина В.Р.

Данное обстоятельство подтверждается показаниями специалиста Управления ФИО5 из которых следует, что при устной консультации Касаткиной И.Я разъяснено положение о том, что стаж работы Касаткина в должности врача-хирурга, в том числе оперирующего, необходимо подтверждать справками уточняющего характера, заявление на досрочную пенсию должен подать лично Касаткин В.Р. со всеми необходимыми документами. В целях оказания помощи, специалистом Управления были сделаны запросы в подтверждение стажа работы Касаткина В.Р., в том числе и специального. Правом, указанным в 173-ФЗ, о представлении недостающих документов в течение трех месяцев, Касаткин В.Р. воспользовался. Сведениями о более ранних фактах обращения Касаткина В.Р. в УПФ за назначением пенсии она не располагает.

Доводы Касаткиной И.Я. о том, что ее доверитель Касаткин В.Р. обращался в Пенсионный фонд в 2002 году за назначением досрочной пенсии опровергаются также показаниями свидетелей ФИО4, ФИО 1, пояснившими, что в период их работы в качестве специалистов в 2002 году Касаткин В.Р. за консультацией и за назначением досрочной пенсии не обращался. Не доверять указанным свидетелям у суда оснований не имеется.

Суд, оценивая показания свидетелей ФИО3 и ФИО2, представленных истцом и его представителем также не сомневается в их правдивости. Однако, указанные свидетели представили суду сведения, которые подтверждают лишь факты, что Касаткин В.Р. брал по месту работы трудовую книжку для обращения в Пенсионный фонд и имел намерение проконсультироваться.

Указанная информация не свидетельствует о факте надлежащего обращения Касаткина В.Р. в УПФ РФ за назначением досрочного пенсионного обеспечения, каких- либо других доказательств суду не представлено.

Утверждения представителя истца – Касаткиной И.Я. о равнозначности последствий письменного обращения в ПФ РФ за назначением пенсии и обращения за консультацией к специалисту не основаны на законе и являются субъективными.

Кроме того, в основу решения не могут быть положены голословные доводы представителя истца о порочности процедуры оформления пенсии.

Как пояснил представитель УПФ Жукова С.С. - деятельность специалистов фонда строго регламентирована нормативными актами, регулярно проводятся проверки их деятельности вышестоящими органами.

В случае письменного обращения Касаткина В.Р. в 2002 году за назначением пенсии, его заявление подлежало рассмотрению комиссией. Препятствий для написания указанного заявления никто ему не чинил.

Не состоятельны доводы представителя истца об отсутствии у ответчика системы информирования граждан о возникновении права на пенсию.

Судом установлено, что Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17.12.1991 года № 2122-1, Положением об Управлении Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 01.08.2006 года № 196 п, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № м17/19пб от 27.02.2002 г. "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не предусмотрено индивидуальное извещение граждан о праве на обращение за назначением пенсии. Обращение за пенсией носят заявительный характер.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 15.02.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. А также выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статьей 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена ответственность работодателей за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. Работодатели ежегодно, с 01.01.2002г., представляют индивидуальные сведения персонифицированного учета на каждое застрахованное лицо, в том числе на лиц, которые имеют специальный стаж работы.

В соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР от 02.10.1991 № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» определение Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых устанавливается право на льготное пенсионное обеспечение, возлагается на руководителя предприятия и его профсоюзный комитет. Таким образом, определить право работника на досрочное назначение трудовой пенсии, специалистами Управления не представляется возможным только на основании сведений персонифицированного учета.

Как видно из материалов дела, территориальные органы ПФР располагают сведениями только по работодателю, зарегистрированному в определенном территориальном органе. Поэтому, при обращении граждан, которые имеют специальный стаж работы, запрашиваются дополнительные документы, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, с учетом всех исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что доводы истца и его представителя о возникновении права на пенсию с ноября 2002 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях», ст.ст 67, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Касаткина Владимировича Ремовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области об обязании произвести начисление и выплату досрочной пенсии по старости лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд, через Гаврилово-Посадский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения, то есть с 4 августа 2010 года.

Судья Крутикова И.В.