Решение о возложении обязанности по организации водоотведения в г. Гаврилов Посад Ивановской области



Дело № 2-160 / 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Гаврилов Посад 16 июня 2011 года

Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Гурьяновой Ю.В.,

с участием истца - помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Королевой С.Н.,

представителя ответчика администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области Маркова С.В.,

при секретаре Трофимовой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 16 июня 2011 года в г.Гаврилов Посад гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Е.И. Корнилова в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц

к администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области

об обязании профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях г.Гаврилов Посад Ивановской области,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Корнилов Е.И. обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации водоотведения в г.Гаврилов Посад Ивановской области, в обоснование чего привел следующее. Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства по организации водоотведения на территории г.Гаврилов Посад Ивановской области. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по Гаврилово-Посадскому району в адрес директора МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад вынесено постановление о приостановлении деятельности очистных сооружений АООТ «Гаврилов-Посадагрореммаш» в связи с тем, что они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и очистку канализационных стоков не производят. Также руководителю МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад дано указание о необходимости обеспечения своевременной откачки сточных вод специализированным транспортом из здания КНС, обеспечения их очистки, ускорению работы по проектированию и строительству нового канализационного коллектора с очисткой стоков на очистных сооружениях канализации ОАО «Гаврилово-Посадская ткацкая фабрика». Постановление о приостановлении деятельности в отношении МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад своевременно исполнено не было. В настоящее время на территории г.Гаврилов Посад сложилась чрезвычайная санитарно-эпидемиологическая ситуация, поскольку неочищенные сточные воды попадают в реку Ирмес и на рельеф местности. Непринятие мер по утилизации канализационных стоков на территории г.Гаврилов Посад со стороны администрации Гаврилово-Посадского городского поселения свидетельствуют о нарушениях Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водного кодекса РФ. Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно п.4,8,18 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с п.6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. В связи с отсутствием очистки уровень содержания загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые концентрации. Проверка, проведенная Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой, показала, что канализационный коллектор, куда попадают бытовые жидкие отходы от жилого сектора микрорайона «Агрореммаш» находится в нерабочем состоянии. За счет промерзания канализационного коллектора свободный самотек до КНС отсутствует. Откачка жидких бытовых отходов осуществляется из промежуточных колодцев. Из канализационного колодца, расположенного в водоохраной зоне <адрес>, в 3 метрах от уреза берегового склона реки отмечается растекание жидких бытовых отходов на рельеф местности. Отмечается постоянный незамерзающий водоток, уходящий ниже по береговому склону под снежный покров. Таким образом, сброс неочищенных сточных вод в реку Ирмес от микрорайона «Агрореммаш» продолжается до настоящего времени, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Из-за поступления неочищенных сточных вод в реку Ирмес нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Просит суд обязать администрацию Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области организовать водоотведение микрорайона «Агрореммаш» г.Гаврилов Посад.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены МУП «ЖКХ Гаврилово-Посадского района, ОАО «ОГУП ЖКХ» и ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены МУП «ЖКХ Гаврилово-Посадского района» и администрация Гаврилово-Посадского муниципального района.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения на соответчиков МУП «ЖКХ Гаврилово-Посадского района» и администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района обязанности по организации водоотведения прекращено.

В судебном заседании истец - помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Королева С.Н. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, уточнив требования. Просит суд обязать администрацию Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области Марков С.В. исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры не признал, пояснив, что причинами совершения данного правонарушения является состояние объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для сбора, перекачки и очистки сточных вод - канализационной насосной станции на 1-ом Шушинском переулке, городских канализационных сетей, городских очистных сооружений, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ Гаврилово-Посадского района и включены в конкурсную массу. Кроме того, решением конкурсного управляющего указанное имущество передано в аренду ОАО «ОГУП ЖКХ». В адрес этого предприятия администрацией городского поселения направлялись требования о принятии безотлагательных мер по приведению коммунальной инфраструктуры в состояние, обеспечивающее нормативный сброс сочных вод. Владельцами объектов коммунальной инфраструктуры до настоящего времени действенных мер не принято. На основании вышеизложенного, администрация Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области вопрос местного значения в соответствии с п.4 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ об организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом исполняет в полном объеме. В некачественном обслуживании канализации и в дальнейшем за аварийное растекание на рельеф местности жидких бытовых отходов ответственность несет обслуживающая организация ОАО «ОГУП ЖКХ». Если данная организация не способна содержать данные канализационные сети в исправном состоянии, то конкурсный управляющий П.Е.А. вправе расторгнуть с ними договор аренды и заключить с новой организацией. На отношения между конкурсной управляющей и арендаторами администрация Гаврилово-Посадского городского поселения не имеет возможности как-либо повлиять. С 2003 года остро стоит необходимость строительства канализационного коллектора, вызванная закрытием очистных сооружений ОАО «Агрореммаш», куда направлялись стоки от жилых, общественных и производственных зданий, расположенных в юго-западной части г.Гаврилов Посад. Услугами водоотведения пользуются 412 жителей, детский сад на 160 мест и 12 других объектов. Общий годовой объем стоков составляет 47,2 тыс. м3. в настоящее время стоки вывозятся автомобильным транспортом на очистные сооружения канализации на расстояние 6 км. Общие затраты на транспортировку стоков составляют 6576, 4 тыс. рублей в год. Кроме того, транспортировка стоков автотранспортом не всегда надежна, что создает угрозу экологической безопасности на <адрес> с дальнейшей возможностью попадания фекальных стоков в реку Нерль, что, в свою очередь, создает угрозу водозаборам <адрес>. Финансирование проектных работ было из областного бюджета в 2006 году - 1200,0 тысяч рублей. Постановлением главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ рабочий проект «Канализационный коллектор в г.Гаврилов Посад Ивановской <адрес>» был утвержден. В 2007 году очистные сооружения ОАО «Гатекс», куда по проекту канализационного коллектора направляются стоки, в связи с банкротством предприятия были переданы в муниципальную собственность Гаврилово-Посадского района. Комиссия по приемке объектов очистных сооружений констатировала в акте от ДД.ММ.ГГГГ неэффективность их работы и необходимость реконструкции или технического перевооружения. Согласно сводному местному расчету, выполненному ООО «ИВГИППРОВОДХОЗ» техническое перевооружение очистных сооружений требует 35294,29 тыс.руб. в текущих ценах ДД.ММ.ГГГГ. С 2008 года в запрашиваемых администрацией ассигнованиях на капитальные вложения по Гаврилово-Посадскому муниципальному району были мероприятия - «Строительство канализационного коллектора в г.Гаврилов Посад» и «Разработка ПСД на реконструкцию очистных сооружений в г.Гаврилов Посад». Но финансирование не удалось обеспечить. В 2010 году администрация муниципального района просила Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области включить в раздел «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы строительство канализационного коллектора в г.Гаврилов Посад и Департамент государственного контроля Ивановской области - в проект Федеральной целевой программы по развитию водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах по направлению «Строительство комплексов очистных сооружений». Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что областная подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области» долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» сформирована и в настоящее время проходит согласование в Главном правовом управлении Правительства Ивановской области. Но в приоритетном порядке на 2011-2012 годы будут рассматриваться только проекты по модернизации угольных и мазутных котельных. Финансирование строительства канализационного коллектора возможно в рамках Подпрограммы только в 2013-2015 годах при условии наличия ПСД на реализацию данного объекта, заключения экспертизы на ПСД, а также при обязательном условии привлечения средств внебюджетных источников в размере не менее 65%. Администрация Гаврилово-Посадского городского поселения готова к долевому участию в финансировании строительства. В районе отсутствуют внебюджетные источники финансирования, готовые принять участие в реализации проекта. «Разработка ПСД на реконструкцию очистных сооружений в г.Гаврилов Посад» предложена в программу «Чистая вода» по линии партии «Единая Россия». Таким образом, проблема состояния канализационной системы в районе «Сельхозтехника» г.Гаврилов Посад до сих пор не решена. Остается угроза загрязнения <адрес>, подтопления канализационными стоками жилья. Выделение финансовых средств из бюджета области только на проектирование является нерациональным расходованием бюджетных средств, так как сроки заключений экспертизы на ПСД истекли, теперь необходима корректировка проекта и новые заключения экспертизы, чтобы начать строительство коллектора. Реконструкция и восстановление очистных сооружений и КНС является нерентабельным и не исправит сложившуюся ситуацию, поскольку объекты находятся в ненадлежащем техническом состоянии. Пояснил, что необходимость строительства нового городского канализационного коллектора существует давно, при этом финансирование его будет осуществляться следующим образом - 25% - за счет средств областного бюджета, 10% - за счет средств местного бюджета и 65 % - внебюджетные средства, ПСД составляется за счет средств местного бюджета.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» Куликов А.А. не явился, был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании пояснил, что общество как управляющая компания осуществляет прием сточных только до внешней стены домов. За внешней стеной домов обслуживание системы водоотведения не является обязанностью компании. Пояснил, что строительство городского канализационного коллектора является необходимым для г.Гаврилов Посад, поскольку восстановление старых очистных сооружений не поможет в сложившейся ситуации.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО «ОГУП ЖКХ» не явился, был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях г.Гаврилов Посад Ивановской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Гаврилово-Посадского района Ивановской области в муниципальную собственность от АООТ «Агрореммаш» была принята станция биологической очистки сточных вод и канализационная насосная станция, о чем был составлен акт приема-передачи объектов социальной инфраструктуры - очистных сооружений и КНС.

ДД.ММ.ГГГГ на МУП ЖКХ Гаврилово-Посасдкого района введено конкурсное управление. Банкротство МУП ЖКХ Гаврилово-Посадского района было вызвано налоговой инспекцией.

Объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для сбора, перекачки и очистки сточных вод, были закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ Гаврилово-Посадского района» по соответствующему договору. Собственником закрепляемого имущества выступала администрация Гаврилово-Посадского района, т.е. имущество, которое состоит на балансе у МУПа до введения конкурсного производства, являлось муниципальной собственностью района – до ДД.ММ.ГГГГ. На основании введения конкурсного производства названное имущество было исключено из реестра муниципальной собственности Гаврилово-Посадского района.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную экологическую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из принципов охраны хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, является окружающей среды являются обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.

В силу ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п.п.4, 8, 18 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст.ст.8 и 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по Гаврилово-Посадскому району в адрес директора МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад вынесено постановление о приостановлении деятельности очистных сооружений АООТ «Гаврилов-Посадагрореммаш» в связи с тем, что они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и очистку канализационных стоков не производят. Также руководителю МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад дано указание о необходимости обеспечения своевременной откачки сточных вод специализированным транспортом из здания КНС, обеспечения их очистки, ускорению работы по проектированию и строительству нового канализационного коллектора с очисткой стоков на очистных сооружениях канализации ОАО «Гаврилово-Посадская ткацкая фабрика».

Постановление о приостановлении деятельности в отношении МУП ЖКХ г.Гаврилов Посад своевременно исполнено не было.

Согласно заключению руководителя филиала ЦЛАТИ по Ивановской области установлен факт несанкционированного аварийного растекания на рельеф местности, непосредственно в водооохранной зоне <адрес>, жидких бытовых отходов из аварийного канализационного коллектора в районе <адрес>. Сбрасываемые жидкие бытовые отходы скапливаются под снежным покровом в понижениях поймы <адрес> и с наступлением паводкового периода непосредственно в русло водного объекта. Химический анализ жидких бытовых отходов из места их растекания в водоохраной зоне <адрес> показал превышение предельно допустимых концентраций для водных объектов рыбопромышленного значения.

Согласно протоколу количественного химического анализа проб воды от ДД.ММ.ГГГГ была отобрана проба сточных вод при растекании на рельеф местности из колодца канализационного коллектора в 3-х метрах от уреза берегового склона <адрес>.

В представленной на экспертизу пробе сточных вод были обнаружены следующие загрязняющие вещества: аммоний-ионы, фосфаты (по фосфору), ХПК (химическое потребление кислорода), БПК5 (биологическое потребление кислорода), взвешенные вещества, сухой остаток, нефтепродукты, СПАВ анион.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст.3 Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с п.6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В п.1 ст.60 Водного Кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что причиной загрязнения вод является неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений района Агрореммаш г.Гаврилов Посад, в связи с чем они не производят очистку канализационных стоков.

Также судом установлена необходимость строительства городского канализационного коллектора с очисткой стоков на очистных сооружениях канализации ОАО «Гаврилово-Посадская ткацкая фабрика». Данный факт подтверждается постановлением главного государственного санитарного врача о приостановлении деятельности от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указано на необходимость ускорения работы по проектированию и строительству нового канализационного коллектора с очисткой стоков на очистных сооружениях канализации ОАО «Гаврилово-Посадская ткацкая фабрика», перечнем мероприятий по оздоровлению экологической обстановки Гаврилово-Посадского района, где одним из мероприятий указано строительство городского коллектора (район «Сельхозтехника»). Данный факт подтверждается и пояснениями сторон.

Кроме того, в силу указанных положений законодательства на органы местного самоуправления поселений возложены обязанности по организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства о недопустимости сброса неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод.

Из пояснений сторон следует, что организация водоотведения в г.Гаврилов Посад муниципальным образованием – Гаврилово-Посадское городское поселение Гаврилово-Посадского муниципального района – осуществляется следующим образом. Организацией, обслуживающей канализационную систему, является МУП ЖКХ Гаврилово-Посадкого района, в хозяйственном ведении которого она находится. Канализационная система представляет собой канализационные трубы, куда поступают без очистки канализационные стоки от многоквартирных жилых домов, организаций и предприятий г.Гаврилов Посада. Далее канализационные стоки поступают в КНС, откуда подаются на очистные сооружения. Однако канализационный коллектор, куда попадают бытовые жидкие отходы от жилого сектора микрорайона «Агрореммаш» находится в нерабочем состоянии. За счет промерзания канализационного коллектора свободный самотек до КНС отсутствует. Откачка жидких бытовых отходов осуществляется из промежуточных колодцев автомобильным транспортом. Из канализационного колодца, расположенного в водоохраной зоне <адрес>, в 3-х метрах от уреза берегового склона реки отмечается растекание жидких бытовых отходов на рельеф местности. Отмечается постоянный незамерзающий водоток, уходящий ниже по береговому склону под снежный покров.

Кроме того, стороны пояснили, что восстановление имеющихся канализационных сетей и очистных сооружений никаких ожидаемых результатов не принесет и является более трудоемким и дорогостоящим, чем строительство нового городского канализационного коллектора.

Таким образом, сброс неочищенных сточных вод в реку Ирмес от микрорайона «Агрореммаш» продолжается до настоящего времени, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Из-за поступления неочищенных сточных вод в реку Ирмес нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Суд отвергает доводы представителя ответчика о надлежащей организации им водоотведения в г.Гаврилов Посад, поскольку обслуживание канализации осуществляет ОАО «ОГУП ЖКХ», которое и ответственно за некачественное обслуживание канализации и, как следствие, аварийное растекание на рельеф местности бытовых отходов, по следующим основаниям.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , водоотведение – это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения.

В связи с тем, что на территории Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района имеются лишь очистные сооружения, принадлежащие МУП «ЖКХ Гаврилово-Посадского района» на праве хозяйственного ведения без оформления права собственности на них, деятельность по эксплуатации которых не обеспечивает нормативной очистки сточных вод, суд считает организацию водоотведения ненадлежащей.

Таким образом, прием сточных вод абонентов с передачей их на очистные сооружения, не обеспечивающие нормативной очистки сточных вод и допускающие растекание жидких бытовых отходов на рельеф местности, не может считаться осуществлением водоотведения в соответствии с требованиями законодательства.

Судом установлено, что до настоящего времени администрацией Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района не принято должных мер по предотвращению сброса неочищенных сточных вод с территории района Агрореммаш в реку Ирмес, и тем самым по надлежащей организации водоотведения. При этом суд учитывает, что администрация Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района не обращалась в полномочные органы с просьбой об оказании финансовой поддержки для решения вопроса о восстановлении либо строительстве очистных сооружений в г.Гаврилов Посад. Кроме того, суд отмечает, что обращение главы администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района Маркова С.В. к генеральному директору ОАО «ОГУП ЖКХ» К.Ю.А. и конкурсному управляющему МУП «ЖКХ Гаврилово Посадского района» П.Е.А. с требованием о принятии незамедлительных мер по ликвидации несанкционированного аварийного растекания на рельеф местности имело место соответственно лишь 31 марта и ДД.ММ.ГГГГ, то есть после обращения в суд Межрайонного природоохранного прокурора с настоящим иском.

Суд приходит к выводу, что неприятие администрацией Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района мер по предотвращению загрязнения почв и водного объекта противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах единственно возможным способом организации водоотведения на территории поселения является строительство городского канализационного коллектора.

Из пояснения ответчика следует, что городской канализационный коллектор представляет собой канализационные трубы от жилых многоквартирных домов г.Гаврилов Посада, вновь построенной КНС с напорной веткой, врезка которой будет сделана в коллектор очистных сооружений, расположенных в районе «Гатекс».

Финансирование строительства городского канализационного коллектора должно быть осуществлено администрацией Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадкого муниципального района с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях, расположенных по адресу: <адрес>. При этом финансирование строительства канализационного коллектора может осуществляться администрацией Гаврилово-Посадского городского поселения как за счет средств местного бюджета, так и за счет привлекаемых средств.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения необходимых денежных средств на строительство городского канализационного коллектора, как не основанными на законе. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В связи с чем, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию водоотведения не освобождает его от решения вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах, исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Корнилова Е.И. в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях г.Гаврилов Посад Ивановской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При возложении на ответчика обязанности по финансированию строительства городского канализационного коллектора в г.Гаврилов Посад, суд находит необходимым определить срок для исполнения названного действия. При этом суд учитывает объем работ, подлежащих выполнению, финансовые и временные затраты на их проведение и находит необходимым определить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок, исходя из обстоятельств дела, суд находит достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Е.И. Корнилова в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях г.Гаврилов Посад Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Гаврилово-Посадского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать строительство городского канализационного коллектора с целью обеспечения водоотведения от района Агрореммаш г.Гаврилов Посад и утилизации канализационных стоков на очистных сооружениях, расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области в течение 10 суток.

Судья Ю.В.Гурьянова