Решение о возложении обязанностей по предоставлении информации. Вступило в законную силу 08.07.2010



Дело № 2-125-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2010 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коломейской Н.В.,

с участием прокурора Хохловой И.В.

при секретаре Балакиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Ярославля, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ЗАО ТД «Ярославский колорит» о возложении обязанности по предоставлению в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля информации о наличии вакантных рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кировского района г. Ярославля обратился в суд с иском к ЗАО ТД «Ярославский колорит» о возложении обязанности по предоставлению в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля была проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости в деятельности ЗАО ТД «Ярославский колорит» по информации ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля. В ходе проверки установлено, что ответчик не исполняет обязанности по предоставлению сведений о наличии вакантных рабочих мест, что может повлечь за собой непредставление данных рабочих мест для соискателей, а, следовательно, нарушение права граждан на труд, предусмотренного ст. 37 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Хохлова И.В. поддержала заявленные требования. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством организации обязаны представлять сведения о наличии вакантных рабочих мест в центры занятости населения. В ходе проведенной проверки было установлено, что ЗАО ТД «Ярославский колорит» имеет обособленное подразделение, находящееся по адресу: ..., ..., .... Согласно представленному штатному расписанию в подразделении, осуществляющем деятельность по данному адресу, имеется 15,2 ставок. В нарушение законодательства в 2009 году данной организацией такая информация в Центр занятости населения г. Ярославля не предоставлялась. Поскольку обособленное подразделение общества осуществляет свою деятельность на территории г. Ярославль и там же находятся рабочие места, то информация о наличии вакантных мест должна предоставляться ответчиком в службу занятости, осуществляющую деятельность на территории г. Ярославль, т.е. в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля.

Представитель ответчика ЗАО ТД «Ярославский колорит» по доверенности Белоусов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что их организация занимается реализацией лакокрасочной продукции. ЗАО ТД «Ярославский колорит» зарегистрирован на территории г. Гаврилов-Ям по адресу: ..., ..., но в г. Ярославле имеется обособленное отделение. Согласно п.3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию о наличии вакантных мест. Однако, ни сам Закон о занятости населения, ни Трудовой кодекс, ни иные федеральные законы и нормативно правовые акты не содержат определения «вакантной должности». В соответствии со ст. 7.1 Закона РФ к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, содействии гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. В отзыве на иск ответчиком приведены примеры, где во исполнение переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации определен порядок предоставления сведений о свободных рабочих местах, имеются правовые акты, регламентирующие порядок предоставления такой информации в службу занятости населения. В Ярославской области сведений о таких правовых актах не имеется, порядок исполнения обязанности работодателя означенной законом обязанности не определен. Закон о предоставлении информации имеется, но порядок предоставления сведений и формы не разработаны. Ответчик обращался в ЦЗН с просьбой разъяснить, в какой форме необходимо предоставлять информацию. Им был предоставлен бланк «Сведений о требовании в работниках», но этот бланк относится к административным документам ЦЗН. Также ответчику непонятно, что такое «вакансия», почему вообще должны предоставлять информацию при отсутствии вакантных рабочих мест. Представители центра занятости населения г. Ярославля обращались к ответчику за предоставлением сведений о вакансиях, им направлялся ответ, что вакантных рабочих мест в организации не имеется. Ответчик по данному вопросу давал объяснения в прокуратуре. Ранее из центра занятости направляли к ответчику соискателей, но они не были заинтересованы в трудоустройстве, ни один соискатель не был трудоустроен. В 2009 году центр занятости обращался к ответчику за предоставлением сведений письменно один раз. Вакансий на момент поступления данного запроса в организации не было. Они предоставляли штатное расписание, ставок свободных там нет. Все ставки у них по одной. Но не все работники работают на полную ставку, кто-то устроен по совместительству. ЦЗН, видимо, решил, что у них имеются вакансии на основании анализа вакансий, размещенных в Интернете. В Интернете ответчик размещает информацию, т.к. у них такая кадровая политика и имеется положение о кадровом резерве. Они смотрят, что имеется у них в организации и что им может предложить рынок вакансий. Если видят, что имеется что-то лучше, чем у них, то берут работника на рабочее место. Другого работника, ранее занимавшего данное место, они переводят на другое место или могут уволить по согласию сторон. Все работники у них работают по трудовым договорам, с трудовыми книжками. Организацию проверяли по данному вопросу, и замечаний не было. Ответчик не отказывается предоставлять информацию, но порядка предоставления сведений нет. Их обязывают предоставлять информацию, но не разъясняют каким образом это делать. Суд может обязать ответчика предоставлять информацию в ЦЗН, но порядок предоставления не разработан, и суд определить его не может.

Третье лицо ГУ ЯО Центр занятости населения г. Ярославля в суд не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. От него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя центра.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что требования прокуратуры подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля по информации, поступившей из ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля, была проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости в деятельности ЗАО ТД «Ярославский колорит», зарегистрированном по адресу: ..., ..., ..., .... В ходе проверки установлено, что данная организация имеет обособленное подразделение, расположенное по адресу: ..., ..., .... Из штатной расстановки организации следует, что в подразделении, осуществляющему деятельность по данному адресу, имеется 15,2 ставок.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Однако, в нарушение указанных требований законодательства в 2009 году информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля ответчиком не представлялась. Согласно справке, предоставленной ГУ ЯО ЦЗН г. Ярославля, по состоянию на 02.02.2010 года ЗАО ТД «Ярославский колорит» в Центре занятости населения г. Ярославля не зарегистрировано, вакансии для трудоустройства граждан не предоставляет.

Доводы ответчика о не предоставлении в ЦЗН сведений о наличии вакантных рабочих мест, в связи с отсутствием в Ярославской области правовых актов, регламентирующих порядок предоставления такой информации в службу занятости населения, суд полагает неубедительными, поскольку разработка данных правовых актов является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест определены Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 года № 513.

В силу ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст. 8 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

В соответствии с п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 года № 458, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест.

Неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению сведений о наличии вакантных рабочих мест может повлечь за собой непредставление данных рабочих мест для соискателей, а, следовательно, нарушение права граждан на труд, предусмотренного ст. 37 Конституции РФ. Поскольку обособленное подразделение ЗАО ТД «Ярославский колорит» осуществляет деятельность на территории г. Ярославля по адресу: ..., ..., и там же находятся рабочие места, информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) должна предоставляться ответчиком в службу занятости, осуществляющую деятельность на территории г. Ярославля – т.е. в Государственное учреждение Ярославской области Центр занятости населения г. Ярославля.

Учитывая изложенное, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст. 333.19 и п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ЗАО ТД «Ярославский колорит» представлять в Государственное учреждение Ярославской области Центр занятости населения г. Ярославля информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.

Взыскать с ЗАО ТД «Ярославский колорит» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Коломейская