Решение о признании непреднамеренного ухудшения жилищных условий, признании незаконным постановления, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вступило в законную силу 17.05.2011г.



Дело № 2-242-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коломейской Н.В.

при секретаре Балакиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бахаревой Серафимы Васильевны к Администрации Шопшинского сельского поселения о признании непреднамеренного ухудшения жилищных условий, признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

В суд обратилась Бахарева С.В. с исковым заявлением с требованием о признании незаконным постановления администрации Шопшинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны и возложении на администрацию обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица Бахарева С.В. исковые требования уточнила, просила признать ее непреднамеренно ухудшившей жилищные условия, постановление администрации Шопшинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны признать незаконным и возложить на администрацию обязанность по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пояснила, что ее умерший муж ФИО1 являлся участником Великой Отечественной войны. Они с мужем были собственниками жилого дома по адресу: <адрес>. Дом щитовой, длительное время находился в эксплуатации, в нем проживали в течение 46 лет. В доме отсутствуют удобства, нет водопровода, колодец находится на большом расстоянии от дома, самой ей воду не принести. Со временем дом пришел в непригодное для проживания состояние, стал худой. В связи с этим она ДД.ММ.ГГГГ продала дом своему племяннику ФИО2. Он имел намерение восстановить жилье. Еще за пять лет до продажи дома она переехала жить к племяннице, так как находиться дома одна не могла. Племянница ее зарегистрировала к себе по адресу: <адрес>. Дом у племянницы состоит из трех комнат, кроме нее там зарегистрирован муж, пятеро детей, внуки. Об Указе Президента об обеспечении ветеранов жильем она узнала уже после продажи дома. При обращении с заявлением о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий в Администрацию Шопшинского сельского поселения, в постановке ей было отказано.

Представитель ответчика Администрация Шопшинского сельского поселения Ярославской области Кокарева О.В. в судебном заседании разрешение заявленных исковых требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что она работает в Администрации, занимается постановкой на учет ветеранов. ДД.ММ.ГГГГ к ней обратилась Бахарева с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. У истицы был в собственности дом, который она продала ДД.ММ.ГГГГ По заявлению Бахаревой было заседание комиссии, ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на учет, так как не прошло пяти лет со дня продажи дома. Было вынесено постановление об отказе в постановке на учет. Впоследствии в прокуратуре им указали, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ неправильно указаны основания для отказа в постановке. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было вынесено новое постановление об отказе в постановке Бахаревой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В качестве оснований для отказа указали намеренное ухудшение жилищных условий. Дом, где истица жила, очень плохой, худой, шифер раскрошился, пол качается, там холодно. До колодца ходить очень далеко, самой Бахаревой до колодца не дойти. Этот дом истица продала племяннику за символическую плату. Данный дом был признан непригодным для проживания. Считает, что Бахарева непреднамеренно ухудшила жилищные условия.

Свидетель ФИО3 показала, что Бахарева с мужем жили по адресу: <адрес>. Муж истицы умер 14 лет назад, Бахарева осталась одна. Когда у истицы отнялись ноги, она забрала ее к себе и зарегистрировала в своем доме. Примерно два года назад она оформила опеку над истицей. В доме, где раньше жила Бахарева, было очень холодно, жить там было невозможно. Истица продала дом племяннику, чтобы жилье окончательно не развалилось. О законе об обеспечении ветеранов жильем они узнали уже после продажи дома от племянника. Они обратились в Администрацию Шопшинского сельского поселения с заявлением о постановке Бахаревой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В постановке на учет было отказано. Бахарева непреднамеренно ухудшила жилищные условия.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам участников Великой Отечественной войны гарантировано право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с указанными положениями Федерального закона Бахарева С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Шопшинского сельского поселения Ярославской области с заявлением о принятии ее на учет как нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации Шопшинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Бахаревой С.В. в принятии на учет, как вдовы участника Великой Отечественной войны ФИО1, было отказано по тому основанию, что не истек срок пяти лет со дня совершения сделки, в последствии намеренного ухудшения своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В ходе судебного заседания установлено, что Бахарева С.В. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Постройка жилого дома имела место ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Бахарева С.В. указанный жилой дом продала по договору купли-продажи племяннику ФИО2

На момент продажи жилого дома он находился в непригодном для проживания состоянии. Указанные обстоятельства судом установлены на основании следующего: в соответствии с сообщением Гаврилов-Ямского филиала ГУП ТИУН по Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома составлял 50%; согласно акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания. Представитель ответчика Кокарева О.В. в судебном заседании также подтвердила, что дом № в <адрес> находится в непригодном для проживания состоянии.

Из пояснений Бахаревой С.В., свидетеля ФИО3, оснований не доверять которым у суда не имеется, следует, что причиной переезда истицы к племяннице и продажи жилого дома, стала его непригодность для проживания, а также ухудшение состояния здоровья Бахаревой. В соответствии с сообщением Гаврилов-Ямской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Бахарева С.В. страдает цереброваскулярной болезнью с гипертоническим синдромом ДЭП-1, распространенным остеохондрозом позвоночника с корешковым синдромом.

Таким образом, продажей жилого дома, фактически не пригодного для проживания, требующего значительного капитального ремонта при отсутствии у Бахаревой денежных средств на эти цели, истица не ухудшила свои жилищные условия. Кроме того, и Бахарева, и свидетель ФИО3 пояснили, что о законе об обеспечении ветеранов ВОВ жильем истица узнала уже после продажи дома.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Кокарева О.В. пояснила, что Бахарева продала дом племяннику за символическую плату. Низкая продажная стоимость жилого дома также подтверждает его непригодность для проживания без применения значительных затрат на капитальный ремонт данного дома или его реконструкцию.

Вселение в дом, принадлежащий ФИО4, по адресу: <адрес> также не повлекло улучшения жилищных условий Бахаревой С.В., поскольку, помимо собственника, право пользования данным жилым помещением имеют еще восемь членов семьи ФИО4, а общая площадь жилого помещения составляет 64,9 кв.м.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает в действиях Бахаревой С.В. ухудшения жилищных условий с намерением быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Наличие в ее собственности жилого дома по адресу: <адрес>, в силу непригодности для проживания, не свидетельствовало бы об обеспеченности Бахаревой С.В. жилым помещением. При указанных обстоятельствах требования Бахаревой С.В. о признании непреднамеренного ухудшения жилищных условий, признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Бахаревой Серафимы Васильевны удовлетворить.

Признать, что сделкой по отчуждению жилого дома по адресу: <адрес>, заключенной ДД.ММ.ГГГГ, Бахаревой Серафимой Васильевной не совершено преднамеренного ухудшения своих жилищных условий.

Признать незаконным постановление администрации Шопшинского сельского поселения Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны».

Обязать администрацию Шопшинского сельского поселения Ярославской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Бахареву Серафиму Васильевну.

Кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области.

Судья Н.В. Коломейская