Дело № 2-354-2011 Р Е Ш Е Н И Е 08 июня 2011 года г. Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Коломейской Н.В. при секретаре Балакиной О.М. с участием прокурора Корнилова А.Г. рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л : Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском к Администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации в сфере обеспечения пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, указав в исковом заявлении следующее. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверки прокуратурой Гаврилов-Ямского района в Шопшинском сельском поселении установлено, что: в нарушение ст. 68 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. станция Коромыслово не оборудована пожарным водоемом; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в с. Шопша не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в д. Ступкино не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в д. Шалаево не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в с. Шопша отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Ступкино отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Шалаево отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в с. Ильинское-Урусово отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенном пункте д. Ступкино отсутствует переносная пожарная мотопомпа; в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенном пункте д. Шалаево отсутствует переносная пожарная мотопомпа; в нарушение п. 107 ППБ 01-03 за имеющимися пожарными мотопомпами не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности главным государственным инспектором Гаврилов-Ямского района по пожарному надзору Бурениным А.Н. главе Шопшинского сельского поселения Стеценко В.И. внесено предписание об устранении вышеуказанных нарушений норм и правил пожарной безопасности. Срок исполнения предписания истек ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, администрацией Шопшинского сельского поселения до настоящего времени не приняты. Данные нарушения законодательства о пожарной безопасности влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, то есть создают опасность причинения вреда гражданам в будущем. Неустранение выявленных нарушений свидетельствует об игнорировании администрацией Шопшинского сельского поселения требований противопожарного законодательства. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Шопшинского сельского поселения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности путем: оборудования подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша по ул. Новая; оборудования соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий) у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша; на территории сельских населенных пунктов установления средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечения наличия переносной пожарной мотопомпы в д. Ступкино и д. Шалаево; за имеющимися пожарными мотопомпами закрепления мотористов, прошедших специальную подготовку. В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Корнилов А.Г. исковые требования изменил, доводы искового заявления подтвердил. Просил признать незаконным бездействие администрации Шопшинского сельского поселения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности путем: оборудования подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша по ул. Новая; оборудования соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий) у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша; на территории сельских населенных пунктов установления средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечения наличия переносной пожарной мотопомпы в д. Ступкино и д. Шалаево; за имеющимися пожарными мотопомпами закрепления мотористов, прошедших специальную подготовку. Представитель ответчика Администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области Стеценко В.И. измененные исковые требования прокурора признал, пояснил, что все нарушения правил пожарной безопасности администрация будет стараться устранить. Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности по Гаврилов-Ямскому району Главного управления МЧС России по Ярославской области по доверенности Цветков А.Ю. измененные исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что ответчику после проведенной проверки было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Пирсы в Шопшинском поселении имеются, но они не соответствуют размерам, указанным в правилах. Требования пожарной безопасности ранее ответчиком частично выполнялись, ставились средства оповещения, но их украли. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что измененные исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области подлежат удовлетворению. Согласно уставу Шопшинского сельского поселения Ярославской области в состав Шопшинского сельского поселения входят, в том числе, следующие населенные пункты: с. Ильинское-Урусово, д. Ступкино, д. Шалаево, с. Шопша. В соответствии с п.9 ст. 8 устава к вопросам местного значения Шопшинского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На основании ст. 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 Закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. На основании ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. В соответствии со ст. 34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. На основании ст. 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Пунктом 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Пунктом 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании пунктов 90, 94, 95, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003г. за № 313 (далее ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В силу пунктов 8.6 и 9.4 Свода правил. Системы Противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. выявлены нарушения требований пожарной безопасности администрацией Шопшинского сельского поселения, выразившиеся в следующем: в нарушение ст. 68-ФЗ № 123 от 22.07.2008г. станция Коромыслово не оборудована пожарным водоемом; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в с. Шопша не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в д. Ступкино не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарный водоем в д. Шалаево не оборудован подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в с. Шопша отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Ступкино отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Шалаево отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в с. Ильинское-Урусово отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенном пункте д. Ступкино отсутствует переносная пожарная мотопомпа; в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в населенном пункте д. Шалаево отсутствует переносная пожарная мотопомпа; в нарушение п. 107 ППБ 01-03 за имеющимися пожарными мотопомпами, не закреплен моторист прошедший специальную подготовку. ДД.ММ.ГГГГ. главным государственным инспектором Гаврилов-Ямского района по пожарному надзору Бурениным А.Н. Администрации Шопшинского сельского поселения выдавалось предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ., фактически оставшееся неисполненным. На момент рассмотрения дела судом установлено, что выявленные нарушения пожарной безопасности должностными лицами администрацией Шопшинского сельского поселения по-прежнему не устранены. Необходимость устранения указанных нарушений ответчиком не оспаривается. При этом суд учитывает, что отмеченные органом Государственного пожарного надзора и прокурором Гаврилов-Ямского района нарушения пожарной безопасности затрагивают права неопределенного круга лиц, поскольку влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара. Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. С учетом изложенного, измененные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 90, 94, 95, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18 июня 2003 года за № 313, а также пунктов 8.6 и 9.4 Свода правил. Системы Противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, на территории Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Оборудовать подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша по ул. Новая. Оборудовать соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий) у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в д. Ступкино, д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово, с. Шопша. На территории сельских населенных пунктов установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Обеспечить наличие переносной пожарной мотопомпы в д. Ступкино и д. Шалаево. За имеющимися пожарными мотопомпами закрепить мотористов, прошедших специальную подготовку. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней. Судья Н.В. Коломейская