Дело № 2-353-2011 Р Е Ш Е Н И Е 07 июля 2011 года г. Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Коломейской Н.В. при секретаре Беловой Ю.Н. с участием прокурора Корнилова А.Г. рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л : Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском к Администрации Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации в сфере обеспечения пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности, указав в исковом заявлении следующее. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки прокуратурой Гаврилов-Ямского района в Заячье-Холмском сельском поселении установлено, что: в нарушение ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994г. не произведена расчистка и углубление противопожарного водоема в с. Заячий-Холм; Ставотино; Унимерь; пос. Заря в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарные водоемы в с. Заячий-Холм, Ставотино, Унимерь и Заря не оборудованы подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;, в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у выше перечисленных пожарных водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов не установлены средства сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п. 95 ППБ 01-03 водонапорная башня в с. Унимерь не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности главным государственным инспектором Гаврилов-Ямского района по пожарному надзору ФИО1 главе Заячье-Холмского сельского поселения Кузьмину М.С. внесено предписание об устранении вышеуказанных нарушений норм и правил пожарной безопасности. Срок исполнения предписания истек ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, администрацией Заячье-Холмского сельского поселения до настоящего времени не приняты. Данные нарушения законодательства о пожарной безопасности влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, то есть создают опасность причинения вреда гражданам в будущем. Неустранение выявленных нарушений свидетельствует об игнорировании администрацией Заячье-Холмского сельского поселения требований противопожарного законодательства. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Заячье-Холмского сельского поселения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского района в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности путем: произведения расчистки и углубления пожарного водоема в с. Унимерь; оборудования подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в с. Заячий-Холм, с. Ставотино, с. Унимерь, пос. Заря; оборудования соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий) у пожарного водоема, а также по направлению движения к нему в с. Заячий-Холм, с. Ставотино, с. Унимерь, пос. Заряу в д. Ступкино, д. Шалаевония пожарного водоема в с. в любое время года.ктов не установлены средства сигнализации для опов; на территории сельских населенных пунктов установления средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; приспособления водонапорной башни в с. Унимерь для отбора воды пожарной техникой в любое время года. В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Корнилов А.Г., в связи с добровольным исполнением ответчиком части требований, изложенных в иске, исковые требования изменил, доводы искового заявления подтвердил. Просил признать незаконным бездействие администрации Заячье-Холмского сельского поселения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003г. за № 313, а также пунктов 8.6 и 9.4 Свода правил. Системы Противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 178, на территории Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Произвести расчистку пожарного водоема в с. Ставотино; оборудовать подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в с. Заячий-Холм, с. Ставотино, с. Унимерь, пос. Заря; водонапорную башню в с. Унимерь приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Представитель ответчика Администрации Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области Кузьмин М.С. ни первоначальные, ни измененные исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в сельское поселение с внеплановой проверкой приезжал главный инспектор по пожарному надзору ФИО1. По результатам проверки было вынесено предписание. На момент проверки уже были готовы указатели направлений проезда к пожарным водоемам и средства оповещения, но из-за погодных условий они не были установлены, так как зима была снежная. По результатам проверки администрацию приглашали на рассмотрение административного материала в мировой суд, где было вынесено устное замечание. Полагает, что нет смысла углублять пожарные водоемы, так как они были вырыты недавно. Водоем в с. Ставотино углубили, пруд там заросший, но имеется определенная длина стрелы крана. Пруд вычистили на длину стрелы. Теперь глубина пруда в с. Ставотино составляет 4 метра. Глубина водоема в с. Унимерь составляет 2,5-3 метра. Какой должна быть глубина пожарного водоема никто не знает. Считает излишним требование об оборудовании подъездов к пожарным водоемам, так как все водоемы находятся рядом с дорогой, также ему не понятно, что из себя должно представлять «твердое покрытие» подъездной площадки (пирса). Указатели направления, осветители и средства оповещения сделали во всех больших населенных пунктах. Всего установили 12 указателей. Водонапорная башня в с. Унимерь не оборудована кранами, но это сделать невозможно, так как труба из башни идет под землей. Машина пожарная там не подъедет, поскольку земли там частного владения и находятся в собственности «<данные изъяты>». Кроме того, выполнение всех требований повлечет большие финансовые затраты, своих денежных средств сельскому поселению на устранение нарушений не хватит. Полагает, что администрация не бездействовала, а выполняла требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, которые остались неисполненными, выполнить нереально. Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности по Гаврилов-Ямскому району Главного управления МЧС России по Ярославской области по доверенности Цветков А.Ю. измененные исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что совместно с прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в целях пожарной безопасности в населенных пунктах. Главе сельского поселения было выдано предписание, где указано на недостатки и нарушения, а также сроки исполнения. Кроме того, глава администрации Заячье-Холмского сельского поселения привлекался к административной ответственности по ч.1ст. 19.5 КоАП РФ. Поскольку предписание не было исполнено, в прокуратуру района направлялось информационное письмо о нарушениях в области пожарной безопасности администрацией Заячье-Холмского сельского поселения. Глубина пожарных водоемов не регламентируется. Считает, что должны быть оборудованы подъездные площадки с твердым покрытием размером 12 х 12 метров к пожарным водоемам, поскольку в сырую погоду проезд к ним затруднителен. Водонапорные башни по правилам должны быть оборудованы пожарными кранами. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что измененные исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области подлежат удовлетворению. Согласно Уставу Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области в состав Заячье-Холмского сельского поселения входят, в том числе, следующие населенные пункты: с. Заячий-Холм, с. Ставотино, с. Унимерь, пос. Заря. В соответствии с п.п. 9, 10 ст. 8 Устава к вопросам местного значения Заячье-Холмского сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. На основании ст. 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 Закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. На основании ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. В соответствии со ст. 34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. На основании ст. 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Пунктом 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Пунктом 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании пунктов 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003г. за № 313 (далее ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. В силу пункта 9.4 Свода правил. Системы Противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 178, водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. выявлены нарушения требований пожарной безопасности администрацией Заячье-Холмского сельского поселения, выразившиеся в следующем: в нарушение ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994г. не произведена расчистка и углубление противопожарного водоема в с. Заячий-Холм; Ставотино, Унимерь, Заря. в нарушение п. 94 ППБ 01-03, п.9.4 СП 8.13130.2009 пожарные водоемы в с. Заячий-Холм, Ставотино, Унимерь и Заря не оборудованы подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;, в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п.8.6 СП 8.13130.2009 у пожарных водоемов, а также по направлению движения к ним в с. Заячий-Холм, Ставотино, Унимерь, Заря отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в нарушение ст. 19 ФЗ № 69 от 21.12.1994г. не организована деятельность добровольной пожарной охраны. Не установлен график несения службы добровольных пожарных, утвержденный органом местного самоуправления. Не установлен список предельной численности добровольных пожарных, утвержденный органами местного самоуправления; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов не установлены средства сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п. 95 ППБ 01-03 водонапорная башня в с. Унимерь не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года. ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Гаврилов-Ямского района по пожарному надзору ФИО1 Администрации Заячье-Холмского сельского поселения выдавалось предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ На момент рассмотрения дела судом установлено, что выявленные нарушения пожарной безопасности должностными лицами администрации Заячье-Холмского сельского поселения устранены частично. У водоемов, а также по направлению к ним установлены соответствующие указатели, на территории сельских населенных пунктов установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Остальные выявленные нарушения пожарной безопасности ответчиком по-прежнему не устранены. В судебном заседании ответчиком оспаривалась необходимость устранения нарушений пожарной безопасности, вместе с тем объективных причин для не устранения нарушений суду со стороны ответчика представлено не было. Отсутствие финансовой возможности для устранения нарушений пожарной безопасности не служит основанием к освобождению от выполнения предписаний органа Государственного пожарного надзора. Суд полагает, что бездействие администрации Заячье-Холмского сельского поселения в сфере обеспечения пожарной безопасности имело место, так как ответчиком была устранена только незначительная часть нарушений требований пожарной безопасности. Большая часть нарушений требований пожарной безопасности устранена не была, необходимость их устранения администрацией Заячье-Холмского сельского поселения в судебном заседании оспаривалась, из чего можно сделать вывод, что ответчик устранять данные нарушения не собирался. Вместе с тем все требования истца основаны на законе, поэтому они подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что отмеченные органом Государственного пожарного надзора и прокурором Гаврилов-Ямского района нарушения пожарной безопасности затрагивают права неопределенного круга лиц, поскольку влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, ставят в незащищенное состояние личность и имущество неопределенного круга лиц, которые могут находиться на территории сельского поселения в момент возникновения пожара. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. С учетом изложенного, измененные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в сфере обеспечения пожарной безопасности. Обязать администрацию Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности», пунктов 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (01-03), утвержденных Приказом МЧС от 18 июня 2003 года за № 313, а также пунктов 8.6 и 9.4 Свода правил. Системы Противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009, утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, на территории Заячье-Холмского сельского поселения Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Произвести расчистку пожарного водоема в с. Ставотино Заячье-Холмского сельского поселения. Оборудовать подъездной площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года пожарные водоемы в с. Заячий-Холм, с. Ставотино, с. Унимерь, пос. Заря. Водонапорную башню в с. Унимерь приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья Н.В. Коломейская