Решение о возложении обязанности устранить нарушения безопасности дорожного движения в части уличного освещения. Вступило в законную силу 23.08.2011г.



Дело № 2-457-2011 Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коломейской Н.В.

при секретаре Балакиной О.М.

с участием прокурора Корнилова А.Г.

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области о признании незаконным бездействия администрации в сфере безопасности дорожного движения в части обеспечения наружного освещения автомобильных дорог на территории городского поселения Гаврилов-Ям, возложении обязанности устранить нарушения безопасности дорожного движения, указав в исковом заявлении следующее. В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации городского поселения прокуратурой Гаврилов-Ямского района установлено, что согласно графику включения и отключения уличного освещения в городском поселении Гаврилов-Ям на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному Главой поселения, включение уличного освещения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вообще не осуществлялось. Кроме того, согласно этому же графику, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уличное освещение отключалось в 1 час 40 минут. Аналогичным образом планировалась организация уличного освещения на весь ДД.ММ.ГГГГ год. Также было установлено, что полностью отсутствовало уличное освещение на улицах <данные изъяты> городского поселения.

По результатам проверки прокурором района в адрес Главы администрации было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Представление было рассмотрено, в прокуратуру района представлена информация о том, что при формировании бюджета городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год будут учтены расходы на работы по проектированию системы уличного освещения и частично затраты на реконструкцию сетей уличного освещения.

Вместе с тем, в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки установлено, что утвержденный график включения и отключения уличного освещения на ДД.ММ.ГГГГ год не предусматривает включение освещения в ночное время в июне, июле, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, организация освещения улиц в ночное время в иное время также противоречит требованиям законодательства.

Отсутствие освещения улиц городского поселения в ночное время существенно влияет на безопасность дорожного движения, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Неустранение выявленных нарушений свидетельствует об игнорировании администрацией требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Гаврилов-Ям в сфере безопасности дорожного движения в части обеспечения наружного освещения автомобильных дорог на территории городского поселения Гаврилов-Ям. Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 4.6.1, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на территории городского поселения Гаврилов-Ям и обеспечить организацию уличного освещения на территории городского поселения в соответствии с указанными нормами.

В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Корнилов А.Г. исковые требования уточнил, доводы искового заявления подтвердил. Просил признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Гаврилов-Ям в сфере безопасности дорожного движения в части обеспечения наружного освещения автомобильных дорог на территории городского поселения Гаврилов-Ям. Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на территории городского поселения Гаврилов-Ям следующим образом:

- осуществлять включение наружных осветительных установок в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 люксов, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 люксов;

- обеспечить наличие доли действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах не менее 95% от общего количества, при этом, не допуская расположение неработающих светильников подряд, один за другим;

- частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время осуществлять в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 человек в час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц в час.

Дополнительно пояснил, что Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассматривались обращения начальника Гаврилов-Ямского РОВД о том, что территория городского поселения Гаврилов-Ям в ночное время не освещается полностью. Недостаточное освещение проезжей части улиц города приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий. По сообщению ГИБДД часть дорожно-транспортных происшествий, которые повлекли за собой человеческие жертвы, стала возможной, потому что не все улицы города освещаются в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы городского поселения прокурором района выносились представления о необходимости устранения нарушений законодательства, в частности о необходимости соблюдения требований ГОСТа к автомобильной дороге, но до настоящего времени мер по устранению нарушений предпринято не было.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области по доверенности Придари И.В. уточненные исковые требования прокурора в части необходимости соблюдения требований ГОСТ 50597-93 признала. С требованиями о признании незаконным бездействия администрации в сфере безопасности дорожного движения и в части сроков устранения выявленных нарушений была не согласна. Пояснила, что согласно Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В целях указанного полномочия администрация городского поселения ежегодно заключала муниципальные контракты с подрядными организациями на проведении работ по освещению улиц города. Ежегодно утверждался график включения-выключения электрического освещения, возмещались расходы на электроэнергию и проведенные работы. Из бюджета города в ДД.ММ.ГГГГ году было выделено на данные цели 3496000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году - 2900000 рублей. Помимо заключения муниципальных контрактов, ежегодно разрабатывались и утверждались на собрании муниципального совета графики освещения улиц. Было установлено, что освещение улиц города в ночное время нецелесообразно, ведет к увеличению расходов из бюджета города на 1800000 рублей. На муниципальном собрании было принято решение освещать улицы города на 50%. Был сделан расчет, согласно которому необходимо для проведения работ понести расходов на 750000 рублей. Но данные средства на ДД.ММ.ГГГГ год не были запланированы в бюджете, поэтому в этом году выполнить данные работы невозможно. Ранее в бюджет была заложена замена светильников на светодиодные, энергосберегающие на сумму 27000000 рублей. В связи с этими обстоятельствами администрация не бездействовала, она пыталась решать вопрос с освещением. В тоже время полагала, что в течение четырех месяцев требования прокурора реально исполнены быть не могут, интенсивность движения позволяет работать согласно утвержденному графику освещения, который составлялся с учетом мнения депутатов городского совета.

Представитель третьего лица Отдела внутренних дел по Гаврилов-Ямскому муниципальному району по доверенности Ненилин Е.С. уточненные исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что ГИБДД была инициатором обращения в прокуратуру района по вопросу уличного освещения. Улицы городского поседения освещаются недостаточно, что неоднократно приводило к возникновению дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами. Например, в ДД.ММ.ГГГГ году произошло два ДТП, где один человек погиб, и один пострадал. ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 40 мин. на перекрестке <адрес> и <адрес>, водитель скутера не справился с управлением и совершил ДТП. В ходе проверки было установлено, что освещение на улице города было недостаточным. ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 05 мин. на <адрес> автомобиль совершил столкновение с мопедом, при этом водитель мопеда пострадал, а пассажир мопеда погиб.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 21 ст. 8 Устава к вопросам местного значения городского поселения Гаврилов-Ям относится, кроме прочего, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

На основании ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Требования к организации уличного освещения сформулированы в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221.

Согласно п.п. 4.6.1, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Согласно представлению прокурора Гаврилов-Ямского района об устранении нарушений законодательства об организации уличного освещения и безопасности дорожного движения на территории городского поселения Гаврилов-Ям от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 4.6.1, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившиеся в следующем: согласно графику включения и отключения уличного освещения в городском поселении Гаврилов-Ям на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденному Главой поселения, включение уличного освещения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вообще не осуществлялось. Кроме того, согласно этому же графику, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уличное освещение отключалось в 1 час 40 минут. Аналогичным образом планировалась организация уличного освещения на весь ДД.ММ.ГГГГ год. Также полностью отсутствовало уличное освещение на улицах <данные изъяты> городского поселения.

По результатам рассмотрения данного представления в прокуратуру района Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям представлена информация о том, что при формировании бюджета городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год будут учтены расходы на работы по проектированию системы уличного освещения и частично затраты на реконструкцию сетей уличного освещения.

Вместе с тем, из имеющегося в материалах дела графика включения и отключения уличного освещения на ДД.ММ.ГГГГ год следует, что включение освещения в ночное время ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городском поселении не предусмотрено, организация освещения улиц в ночное время в иное время также противоречит требованиям законодательства.

На момент рассмотрения дела судом выявленные нарушения законодательства об организации уличного освещения и безопасности дорожного движения должностными лицами Администрации городского поселения Гаврилов-Ям не устранены. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не было опровергнуто.

В судебном заседании ответчиком оспаривались сроки устранения выявленных нарушений законодательства об организации уличного освещения и безопасности дорожного движения, а также бездействие администрации в данной сфере. Вместе с тем, по мнению суда, бездействие Администрации городского поселения в сфере безопасности дорожного движения имело место, так как на протяжении ДД.ММ.ГГГГ годов прокуратура района регулярно выявляла нарушения требований законодательства об организации уличного освещения и безопасности дорожного движения со стороны Администрации городского поселения, но до настоящего времени меры по устранению нарушений не предприняты. Данные обстоятельства подтверждаются представлениями прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, графиком включения и отключения уличного освещения в городском поселении Гаврилов-Ям на ДД.ММ.ГГГГ год, актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки наружного освещения улично-дорожной сети г. Гаврилов-Ям от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку все требования истца основаны на законе, то они подлежат удовлетворению. Предложенный истцом четырехмесячный срок для устранения выявленных нарушений, по мнению суда, является разумным, так как установление более длительного срока приведет к необоснованному затягиванию устранения нарушений. При этом суд учитывает, что отмеченные прокурором Гаврилов-Ямского района нарушения безопасности дорожного движения в части обеспечения наружного освещения автомобильных дорог затрагивают права неопределенного круга лиц, поскольку препятствуют предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, ставят в незащищенное состояние личность и имущество неопределенного круга лиц. Данные обстоятельства подтверждены анализом дорожно-транспортных происшествий за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года и карточками ДТП, предоставленным ДПС ОГИБДД Гаврилов-Ямского РОВД, из которых следует, что в городском поселении имели место случаи совершения ДТП из-за недостаточного освещения.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в сфере безопасности дорожного движения в части обеспечения наружного освещения автомобильных дорог на территории городского поселения Гаврилов-Ям.

Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на территории городского поселения Гаврилов-Ям следующим образом:

- осуществлять включение наружных осветительных установок в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 люксов, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 люксов;

- обеспечить наличие доли действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах не менее 95% от общего количества, при этом, не допуская расположение неработающих светильников подряд, один за другим;

- частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время осуществлять в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 человек в час и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 единиц в час.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Н.В. Коломейская