Дело №2-369-2011 Р Е Ш Е Н И Е г.Гаврилов-Ям 13 июля 2011года Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселева А.Ф, при секретаре Уколицкой О.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Ивана Сергеевича к Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, Администрации городского поселения Гаврилов-Ям, Правительству Ярославской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Попов И.С. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Правительство Ярославской области предоставить Администрации городского поселения Гаврилов-Ям целевые денежные средства областного бюджета в размере, достаточном для приобретения жилого помещения соответствующего по площади требованиям предоставления жилого помещения, санитарным и техническим требованиям предоставления жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Гаврилов-Ям; обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям приобрести на предоставленные целевые денежные средства областного бюджета жилое помещение, соответствующее по площади требованиям предоставления жилого помещения, санитарным и техническим требованиям предоставления жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Гаврилов-Ям; обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям предоставить по договору социального найма вне очереди Попову Ивану Сергеевичу приобретенное на средства областного бюджета жилое помещение соответствующего по площади требованиям предоставления жилого помещения, санитарным и техническим требованиям предоставления жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города после его завершения обучения в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ. у истца умер отец ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО3 В связи с чем постановлением Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено попечительство, назначено пособие. Тем же постановлением за ним была закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>. Таким образом, он был отнесен к категории детей-сирот. С ДД.ММ.ГГГГ он проживал вместе со своим опекуном – сестрой ФИО1 в <адрес>, где закончил техникум и получил диплом ДД.ММ.ГГГГ. Так как в это время был уже совершеннолетним вернулся в г.Гаврилов-Ям. Закрепленный за ним дом по <адрес> был не пригоден для постоянного проживания. По этим причинам он поступил на очное отделение в <данные изъяты>, где ему было предоставлено общежитие в <адрес> и полное государственное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ он заканчивает обучение в колледже и ему необходимо решить вопрос о дальнейшем месте его проживания. Он обратился в администрацию городского поселения Гаврилов-Ям с заявлением об обследовании дома на предмет пригодности для проживания. По его заявлению комиссией и был составлен акт обследования. По результатам которого дом № по <адрес> признан непригодным для проживания. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания пребывания в образовательном учреждении он должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент образования Ярославской области и Департамент финансов Ярославской области. В судебном заседании истец Попов И.С. заявленные исковые требования поддержал и подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснил, что еще при жизни отец пытался отремонтировать дом, поднять его, но не смог, т.к. из-за трухлявости бревен дом начал складываться. В настоящее время ему безразлично по каким из имеющихся оснований ему должно быть выделено жилье, он настаивает лишь на его выделении. Ответчик Администрация Гаврилов-Ямского района в судебное заседание не явилась, извещены надлежащим образом. От Департамента финансов Ярославской области, Правительства Ярославской области, Департамента образования Ярославской области, поступили письменные отзывы на иск и ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии. Судом определено рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков. Департамент финансов Ярославской области в своем отзыве требования Попова не признал и указал, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г.№159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.19 Закона Ярославской области от 16.12.2009г. №70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Осуществление переданных полномочий реализуется ОМС за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, объем которых определяется соответствующим законом об областном бюджете. оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст.16.1 Закона Ярославской области от 11.07.05г. №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» предоставление жилых помещений вышеуказанным лицам осуществляется при наличии следующих условий: 1) местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение либо местом рождения ребенка является Ярославская область; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеют закрепленного жилого помещения; 3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Попов И.С. имеет закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>. Таким образом на него не может распространяться право на внеочередное предоставление жилого помещения по рассмотренным основаниям. Субвенция областного бюджета имеет целевое назначение и не может быть израсходована на другие цели. Правительство Ярославской области в своем отзыве заявленные Поповым требования не признало и по существу указало на доводы аналогичные изложенным Департаментом финансов Ярославской области. Дополнительно указав, что в случае невозможности вселения в закрепленное жилое помещение в связи с признанием межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания Попов И.С. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди органами местного самоуправления и в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ при наличии соответствующего заключения межведомственной комиссии. Департамент образования Ярославской области в отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований Попова И.С., т.к. в соответствии со ст.19 Закона Ярославской области от 16.12.2009г.№70-з и постановления Правительства Ярославской области от 22.09.2010г.№721-п «Об утверждении порядков предоставления и расходования субвенций местным бюджетам и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Ярославской области» предусмотрено, что бюджетам муниципальных районов(городских округов) предоставляются целевые средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем бюджетных средств является департамент образования Ярославской области. Попов И.С. имеет закрепленное за ним жилое помещение, в деле отсутствует информация о признании его нуждающимся в жилом помещении, пребывание в образовательном учреждении закончится ДД.ММ.ГГГГ. В случае невозможности вселения в закрепленное жилое помещение при признании его непригодным для проживания Попов И.СМ. должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди органами местного самоуправления в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ. В этом случае предусмотрен иной механизм обеспечения и иной источник финансирования. Администрация городского поселения Гаврилов-Ям в судебном заседании в лице представителя Придари И.В. исковые требования признала и пояснила, что Попов И.С. обращался на предмет обследования жилого помещения и был составлен акт, согласно которому износ дома составляет 66%. Дом на сегодняшний день не отвечает требованиям для жилых помещений. Истцу было предложено написать заявление о постановке на очередь. Администрация готова рассмотреть его заявление и признать нуждающимся для внеочередного предоставления жилого помещения. Считает, что в настоящее время нет оснований для удовлетворения требований, т.к. заявлено об их исполнении ДД.ММ.ГГГГ после окончания обучения в техникуме. В своем отзыве на исковое заявление сообщила, что Попов И.С. не стоит на учете при администрации городского поселения Гаврилов-Ям по предоставлению вне очереди жилого помещения как лицо, из числа детей-сирот. За Поповым И.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. По представленным материалам строение не пригодно для проживания. Таким образом, на сегодняшний день Попов И.С. фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Поэтому считает, что ответчиком по делу должно быть Правительство Ярославской области в части финансирования, администрация городского поселения Гаврилов-Ям в части предоставления жилого помещения на момент окончания обучения. Представитель 3-го лица-Управления образования администрации Гаврилов-Ямского района Хлесткова Л.В. в судебном заседании исковые требования Попова И.С. не признала и пояснила, что за Поповым И.С. ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где ему принадлежит <данные изъяты> часть дома и <данные изъяты> часть его сестре, которая была назначена опекуном. Бремя содержания жилого помещения лежит на собственнике жилого помещения. В доме длительное время проживали квартиранты, которые выехали из дома за несколько месяцев до возвращения истца из <адрес>. Приобщенные к делу Акты обследования дома органами опеки составлялись без привлечения специалистов-строителей. На моменты обследования дом был пригоден для проживания. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 – отец истца, ДД.ММ.ГГГГ. умерла ФИО3,- мать истца, в связи с чем постановлением Главы Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетним» было установлено попечительство ФИО1 над Поповым И.С., назначено пособие и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Таким образом, местом выявления несовершеннолетнего Попова И.С. и отнесение его к категории детей-сирот является г.Гаврилов-Ям. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. он проживал вместе с опекуном в <адрес>, обучался в техникуме. В закрепленном за ним жилом доме, с целью сохранения жилого помещения с согласия опекуна проживали квартиранты. Согласно приобщенных к делу органами опеки и попечительства Гаврилов-Ямского района актов обследования претензий к содержанию жилого помещения не было. Из материалов инвентарного дела предоставленного в суд по запросу центром технической инвентаризации видно, что на момент закрепления за истцом жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. его износ составлял 57%. По окончании обучения в <адрес> истец вернулся в г.Гаврилов-Ям для постоянного проживания. Квартиранты покинули дом за 3 мес. до его возвращения. Прибыв в закрепленное жилое помещение Попов пытался привести помещение в пригодное для проживания состояние, но не смог и вынужден был поступить на обучение в <данные изъяты>, где ему было предоставлено общежитие. Из материалов инвентарного дела (технического паспорта) процент износа дома по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. составил 66%. Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения комиссии по градостроительной политике Городского поселения Гаврилов-Ям дом признан не пригодным для проживания, не отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В результате обследования установлено: крошение и оседание фундамента; гниль, деформация стен и их наружной отделки; гниль и перекосы чердачных и подвальных перекрытий; гниль, прогибы и ветхость крыши; щели, перекосы и уклоны пола; деформация и отставание внутренней отделки стен; дымление и трещины печи; электропроводка повреждена. В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодным для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Стоимость жилого дома с учетом износа согласно инвентарного дела составляет 63879 руб. Стоимость восстановительного ремонта с учетом устранения указанных выше дефектов по мнению суда значительно превысит фактическую стоимость дома. Поэтому суд считает не целесообразным проведение капитального ремонта жилого дома. Изложенное указывает, что за истцом ДД.ММ.ГГГГ. фактически было закреплено жилое помещение в состоянии близком к аварийному, которое в последующем вследствие естественного износа к ДД.ММ.ГГГГ пришло в состояние не пригодное к проживанию. По существу по окончании обучения в техникуме <адрес> и достижении совершеннолетнего вернулся для постоянного проживания в г.Гаврилов-Ям., являясь сиротой оставшемся без попечения родителей фактически не имел закрепленного жилого помещения в силу его естественного физического износа. Соответственно имеющееся жилое помещение не может влиять на право истца предоставленное ст.8 ФЗ №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании образовательного учреждения. Указанной нормой установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъекта РФ. Данное требование закона распространяется на лиц, указанной категории и после достижения совершеннолетия. Исходя из позиции истца высказанной в прениях, он не связывает свое право на внеочередное предоставление жилого помещения с наступлением каких либо событий в будущем, по существу он полагает, что уже имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма и желает реализовать его. Согласно п.6 ст.15, ст.16.1 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» предоставляются однократно детям сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения вне очереди по месту их выявления в случае прекращения опеки (попечительства), а также окончания пребывания в образовательных учреждениях. В соответствии со ст.19 Закона Ярославской области от 16.12.2009г. №70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и Постановлением Правительства Ярославской области от 27.02.2008г. №66-п «Об утверждении порядков предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области» предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставляются целевые средства областного бюджета для обеспечения жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области полномочия в области жилищных прав граждан и обеспечения их жилыми помещениями переданы городскому поселению Гаврилов-Ям и администрациям сельских поселений. Истец Попов И.С. не состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но представитель Администрации городского поселения Гаврилов-Ям в судебном заседании пояснил, что они готовы поставить его на такой учет, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Дом пришел в непригодное для постоянного проживания состояние во время нахождения его под опекой, когда Попов И.С. в силу своего возраста, жизненного опыта не имел реальной возможности принять меры к сохранению жилища, встать на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилья. Порядок выделения средств, бюджет, полномочия органов субъекта РФ определены в исследованных судом нормах, в связи с чем суд полагает излишним вменение указанных обязанностей судебным решением. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области предоставить Попову Ивану Сергеевичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение соответствующее уровню благоустройства г.Гаврилов-Ям Ярославской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья А.Ф.Киселев
Именем Российской Федерации