Дело № 2-485-2011 мотивированное решение изготовлено 08.08.2011 Р Е Ш Е Н И Е 02 августа 2011 года г. Гаврилов-Ям Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Чельцовой Е.В., при секретаре Беловой Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болнокиной Наталии Александровны о признании незаконным и отмене решения руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области, установил: В Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области обратилась Болнокина Н.А. с заявлением о признании незаконным и отмене решения руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области. В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в управление Пенсионного Фонда РФ в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области о распоряжении материнским капиталом с целью улучшения жилищных условий. Она намеревалась осуществить реконструкцию принадлежащего ей и ее несовершеннолетним детям жилого дома для улучшения жилищных условий для увеличения жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ решением руководителя данного государственного учреждения ей было отказано в удовлетворении заявления. Она не согласна с решением, нарушающим ее право на распоряжение материнским капиталом, считает его незаконным. Из мотивировочной части решение следует, что правовым основанием отказа является несоответствие заявления п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Указанная норма предусматривает нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении. Какое именно нарушение было ею допущено, в решении не указано. Устно ей разъяснялось, что она не может расходовать средства материнского капитала на реконструкцию жилого дома, так как он находится в общей долевой собственности. По этому признаку он не может быть отнесен к категории объектов индивидуального жилищного строительства. При этом истец указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. При этом закон не только не устанавливает каких-либо ограничений в части объема прав лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства, но прямо предусматривает возможность общей долевой собственности. В соответствии со ст.16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а так же помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданам бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. По данным технического учета и в соответствии с регистрационными записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним принадлежащее ей и детям жилое помещение является индивидуальным жилым домом. Объект находится в общей долевой собственности двух семей. Жилые помещения не являются квартирами двухквартирного дома. Ею в установленном порядке было получено разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома. При данных обстоятельствах считает, что руководителем государственного учреждения неправильно истолкованным соответствующие нормы права и необоснован отказ в распоряжении материнским капиталом. В судебном заседании Болнокина Н.А. подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснила, что ее семья проживает в жилом доме в селе <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился второй ребёнок. Она получила сертификат на материнский капитал и обратилась с заявлением в Пенсионный Фонд о направлении материнского капитала на улучшение наших жилищных условий. В этом ей было отказано. Пенсионный фонд в своём отказе ссылается на градостроительный кодекс Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области по доверенности Фатеева Е.А. против удовлетворения заявления возражала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ заявительнице был выдан сертификат на материнский капитал в связи с рождением второго ребёнка. ДД.ММ.ГГГГ Болнокина обратилась в пенсионный фонд с заявлением на распоряжение средствами материнского капитала и приложила ряд документов. Заявительнице было отказано, так как в соответствии с градостроительным кодексом объектом индивидуального жилищного строительства признаётся отдельно стоящие жилые дома, количеством этажей не более чем 3, предназначенных для проживания одной семьи. В данном случае заявительница проживает в <адрес>, соответственно её жилое помещение уже не подходит по закону и средства материнского капитала не могут быть направлены на улучшение данного жилого помещения. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области по доверенности Рыжова Ю.В. против удовлетворения заявления возражала и пояснила, что согласно закона должны быть предоставлены определённые документы. В данном случае заявитель не представила документов, дающих право на распоряжение материнским капиталом в том направлении, в котором хочет. Не представлено свидетельства о государственной регистрации права на весь дом, которого у неё нет. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. В соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии № Болнокина Н.А. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в размере 267500 рублей. Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заявитель Болнокина, зарегистрированная по адресу по месту жительства: <адрес>, обратилась лично с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: оплату реконструкции индивидуального жилого дома собственными силами. ДД.ММ.ГГГГ руководителем территориального органа ПФР - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области было вынесено Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Отказ вынесен на основании п. 2 части 2 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении. Порядок подачи заявления установлен Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденными Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2008 г. № 779н (в ред.приказом от 17.08.2010 № 673н, от 24.02.2011 № 148н, от 31.05.2011 № 443н), далее по тексту – Правила подачи заявления, а так же Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862. Судом установлено и не оспаривается представителями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области, что заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подано Болнокиной в территориальный орган Пенсионного фонда по форме с указанием необходимых сведений и обстоятельств, в сроки, способом, установленными Правилами подачи заявления и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Согласно пункту 6 Правил подачи заявления Заявление о распоряжении подается с предъявлением следующих документов: а) сертификат (его дубликат); б) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат; в) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат; г) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя лица, получившего сертификат, - в случае подачи заявления о распоряжении через представителя лица, получившего сертификат. Подпунктом «в» пункта 7 Правил подачи заявления установлено, что к заявлению о распоряжении в случае направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий прилагаются документы (их копии, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), указанные в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, далее по тексту - Правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (пункт 6) предусмотрено, что заявление подается в письменной форме с предъявлением следующих документов: а) подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата); б) основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания; в) основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя; г) основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат; д) свидетельство о браке - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат. Пунктом 10 (1) указанных правил установлено, что для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления, лицо, получившее сертификат, одновременно с указанными документами, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства; копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства - в случае если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на его реконструкцию; письменное обязательство лица (лиц), на которое оформлено разрешение на строительство, в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Лицо, получившее сертификат, представляет также документ, подтверждающий наличие у него банковского счета с указанием реквизитов этого счета. В случае если в соответствии с пунктами 6, 8 - 13 Правил к заявлению прилагаются копии документов и верность этих копий не засвидетельствована в установленном законодательством Российской Федерации порядке, одновременно представляются их оригиналы (пункт 7 Правил). Из письменного отзыва, представленного Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области, судом установлено, что одновременно с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Болнокина Н.А. представила следующие документы: государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Болнокиной Н.А.; паспорт гражданина РФ Болнокиной Н.А.; свидетельство о государственной регистрации права на дом, расположенный по адресу: <адрес> (общая долевая собственность, доля в праве <данные изъяты>); свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (общая долевая собственность, доля в праве <данные изъяты>); обязательство; Разрешение на строительство (реконструкцию) <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ; справку о наличии банковского счета Болнокиной Н.А., страховое свидетельство Болнокиной Н.А. Указанные обстоятельства подтверждаются заявителем. Таким образом, суд приходит к выводу, что Болнокиной Н.А. представлены все документы, предусмотренные Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденными Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2008 г. № 779н (в ред.приказом от 17.08.2010 № 673н, от 24.02.2011 № 148н, от 31.05.2011 № 443н) и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862. При этом, при подаче заявления Болнокина Н.А. обращалась первоначально и испрашивала средства в порядке и в размере, установленном подпунктом «а» пункта 10 (1) Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Суд не соглашается с доводами представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области Рыжовой Ю.В. о том, что заявитель не представила документов, дающих право на распоряжение материнским капиталом в том направлении, в котором хочет: ею не представлено свидетельство о государственной регистрации права на весь дом, а представлено свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности на дом. Указанные доводы не принимаются судом, поскольку заявителю Болнокиной Н.А. принадлежит только доля в праве собственности на дом, о чем у нее имеется соответствующее свидетельство, которое и представлено в территориальный орган Пенсионного фонда, заявительница не может представить свидетельство праве собственности на весь дом, поскольку ей принадлежит только доля в нем. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а так же Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не содержат требований о необходимости нахождения жилого помещения (жилого дома) только в собственности лица, получившего сертификат, следовательно, указанные средства могут быть направлены на улучшение жилищных условий - реконструкцию объекта находящегося в общей долевой собственности нескольких лиц. При таких обстоятельствах нарушение Болнокиной Н.А. порядка подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не нашло своего подтверждения. При этом из отзыва Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области и пояснений представителей Пенсионного фонда следует, что фактически Болнокиной Н.А. было отказано в связи с тем, что из «представленных заявителем документов, приложенных к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ прослеживается, что реконструируемый дом, расположенный по адресу: <адрес> является многоквартирным домом, предназначенным для проживания более чем одной семьи и не может быть отнесен к объекту индивидуального жилищного строительства». Однако суд не принимает указанные доводы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области, поскольку ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ разъясняет понятие индивидуального жилищного строительства в целях осуществления необходимости подготовки проектной документации, а именно в указанной норме говорится, что: «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства». Таким образом, применение указанной нормы к правоотношениям сторон, возникшим в связи с реализацией гражданами прав, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", не соответствует целям, предусмотренным указанным федеральным законом. Согласно представленным в материалы дела техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о государственной регистрации права №, разрешению на строительство № по адресу: <адрес>, Стогинский сельский округ, <адрес>, находится жилой дом. В связи с тем, что заявитель Болнокина Н.А. не имеет другого жилья, кроме как того, на оплату реконструкции которого она испрашивала средства, суд считает, что материнский (семейный) капитал может быть направлен на улучшение жилищных условий – реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес> Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области не доказано, что Болнокина Наталья Александровна нарушила порядок обращения за материнским капиталом, хотя именно по этому основанию ей было отказано. Судом установлено, что материнский капитал используется Болнокиной Н.А. для целей, указанных в законе. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. Решение состоялось в пользу Болнокиной Н.А., на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению ей судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей. Данные расходы подтверждены квитанцией. Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК, суд РЕШИЛ: Заявление Болнокиной Наталии Александровны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Болнокиной Наталии Александровне в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Гаврилов-Ямском муниципальном районе Ярославской области в пользу Болнокиной Наталии Александровны 200 рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме. Судья Е.В.Чельцова