о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и вменении обязанности о принятии решения по изменению вида разрешенного использования земельного участка вступ в зак. силу 01.10.2011 года



Дело №2-527-2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гаврилов-Ям 09 сентября 2011 года

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Киселева А.Ф.,

при секретаре Малыгиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Окуневой Натальи Евгеньевны к Администрации Заячье-Холмского сельского поселения о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и вменении обязанности о принятии решения по изменению вида разрешенного использования земельного участка.

У С Т А Н О В И Л :

Окунева Н.Е. обратилась в Гаврилов-Ямский районный суд с заявлением о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязать главу Администрации Заячье-Холмского сельского поселения принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты>., категории земель- земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства пионерского лагеря, расположенного по адресу: <адрес>

Из заявления следует, что в 2010 году ей был приобретен земельный участок общей площадью <данные изъяты>., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства пионерского лагеря, расположенный по адресу: <адрес> (Договор купли-продажи объектов недвижимого имущества с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ.). Учитывая, что разрешенное использование участка не соответствует действительности, пионерский лагерь давно не функционирует, мною ДД.ММ.ГГГГ. было подано заявление в администрацию Заячье-Холмского сельского поселения о смене разрешенного использования указанного земельного участка с «для строительства пионерского лагеря» на «для строительства объектов базы отдыха».

В ответ на заявление был получен отказ в рассмотрении вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка со ссылкой на тот факт, что администрация не уполномочена на решение указанного вопроса.

Хотя в своем же ответе ответчик указывает, что в соответствии с частью 6 статьи 36
Градостроительного кодекса РФ для земель особо охраняемых территорий градостроительные регламенты не устанавливаются. В соответствии с частью 7 статьи 36 использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами исполнительной власти местного самоуправления в соответствии федеральными законами. В соответствии с частью 5 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов, для которых не установлены градостроительные регламенты, на другой вид использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Вопрос порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или на которые градостроительные регламенты не установлены, рассматривался Министерством
экономического развития Российской Федерации (письма от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес>, от
ДД.ММ.ГГГГ.№ <адрес>).

В указанных письмах Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает, что считает, что изменение разрешенного вида использования земельного участка, на который градостроительный регламент не распространяется, осуществляется решением органа местного самоуправления.

Считает возможным принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка именно Главой администрации Заячье-Холмского сельского поселения.

Пунктом 22 статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка (равно как и отказ в рассмотрении заявления) может быть обжалован в судебном порядке.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Департамент охраны окружающей среды и природопользования в Ярославской области, Управление земельных ресурсов Департамента имущественных и земельных отношений в Ярославской области, Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области.

В судебное заседание не явились представители Департамента охраны окружающей среды и природопользования в Ярославской области, Управления земельных ресурсов Департамента имущественных и земельных отношений в Ярославской области, Департамента лесного хозяйства Ярославской области. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц.

Суд, выслушав истца Окуневу Н.Е., представителя истца Декренева К.В., представителя ответчика Мальгина Ю.А., представителя третьего лица Никитина М.В., исследовав материалы дела, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что на данном земельном участке расположенном <адрес>, был расположен пионерский лагерь Гаврилов-Ямского лнокомбината, с введением в действие Земельного кодекса РФ (ст.ст.94, 98 ЗК РФ), органами кадастрового учета указанный земельный участок был отнесен к землям рекреационного назначения с внесением соответствующей записи в кадастровый паспорт земельного участка (земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства пионерского лагеря).

Приобщенными к делу договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права, установлено, что Окунева Н.Е. приобрела в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>., категории земель- земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для строительства пионерского лагеря, расположенный по адресу: <адрес>

Как следует из позиции заявителя данный участок приобретен ей с целью строительства базы отдыха.

Ст. 36 ч.7 Градостроительного кодекса определено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Вместе с тем, действие данной нормы ограничено п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" из содержания которой следует, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. Частью 3 этой же статьи установлено, что в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

Представителем администрации Заячье-Холмского сельского поселения к материалам дела приобщено решение Муниципального Совета Заячье-Холмского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки Заячье-Холмского сельского поселения (далее Правила…), а так же сами Правила и карта (схема) ограничений использования территорий.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что изменение вида разрешенного использования в соответствии со ст. 36 ч.7 Градостроительного кодекса главой местной администрации возможно было лишь до утверждения Правил землепользования и застройки (зонирования территории), которые на момент заключения договора купли-продажи данного участка уже действовали.

Статьей 98. ЗК РФ установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Из приобщенного к делу отзыва Департамента Лесного хозяйства Ярославской области, приобщенных к нему Плана лесонасаждений Гаврилов-Ямского лесничества, приобщенной к делу представителем застройки Заячье-Холмского сельского поселения копии положения о государственном заказнике «Гаврилов-Ямский» следует, что приобретенный Окуневой земельный участок, к лесному фонду не относится и его территория расположена внутри заказника, в плане лесонасаждений участок обозначен литером «Б». Каких либо населенных пунктов, согласно карты территориального планирования (карта (схема) ограничений использования территорий) в непосредственной близости не имеется.

Согласно положения о государственном заказнике утвержденном ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ярославской области п.п.2.2 на территории заказника запрещены любые виды хозяйственной деятельности рекреационного и иного природопользования за исключением базы отдыха ЗАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат», таким образом целевое назначение (использование) данного земельного участка было определено изначально, в т.ч. при организации заказника.

Из ч.4 ст.20 Правил следует, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Частью 5 ст.20 тех же правил установлено, что правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков обладают собственники земельных участков.

Аналогичные нормы закреплены в ст.37 Градостроительного кодекса.

Под "видом разрешенного использования" следует иметь в виду разрешенное использование данного земельного участка согласно градостроительному зонированию (для категории "земли поселений") и целевому назначению земель (для остальных категорий земель), с этой целью применяется классификатор "Вид разрешенного использования" содержащийся в Технических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утвержденный приказом Роснедвижимости от 29.06.07г. (далее Технические рекомендации). Из имеющегося в Технических рекомендациях типового перечня видов разрешенного использования п.8 следует, что по наименованию вида разрешенного использования земельный участок приобретенный Окуневой относится к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, в состав видов разрешенного использования которого входят: Земельные участки домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей; Земельные участки домов рыболовов и охотников; Земельные участки детских туристических станций, туристских парков, учебно- туристических троп, трасс, детских и спортивных лагерей; Земельные участки природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; Земельные участки парков (культуры и отдыха).

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Из анализа выше указанных норм следует, что у суда не имеется оснований к признанию незаконным отказа Главы Заячье-Холмского сельского поселения в изменении вида использования земельного участка с «для строительство пионерского лагеря» на «для строительства базы отдыха», поскольку в силу Федерального закона (ЗК РФ, Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Градостроительного кодекса) Окунева Н.Е. вправе самостоятельно выбрать любой вид использования земельного участка из состава видов разрешенного использования указанного выше в классификатора. При этом суд отмечает, что заявителем не ставится требований об изменении категории земельного участка (предназначенный для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), ее требования заявлены именно на изменение вида использования из числа в ходящих в состав видов разрешенного использования указанных в классификаторе для земель данной категории.

В связи с этим она имеет возможность для реализации своего права в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Доводы представителя заявителя о том, что в на карте (схеме) территориального зонирования спорный земельный участок как рекреационная зона не обозначен, не имеет в данном случае существенного правового значения, поскольку данный вопрос может быть решен во внесудебном порядке путем внесения изменений в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заячье-Холмского сельского поселения, кроме того заявителем каких либо обращений о внесении изменений в схему территориального зонирования к администрации поселения в данной части от заявителя не поступало.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Окуневой Наталье Евгеньевне в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья А.Ф.Киселев