Решение о предоставлении жилого помещения вне очереди. Вступило в законную силу 14.11.2011г.



Дело № 2-500-2011 мотивированное решение изготовлено «14»сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

09 сентября 2011года г.Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Чельцовой Е.В.,

при секретаре Балакиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в интересах Ляшок Елены Васильевны к Администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском в интересах Ляшок Е.В. к администрации Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В исковом заявлении указано, что Ляшок Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители – ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. За Ляшок Е.В. постановлением Главы Гаврилов-Ямского района было закреплено жилое помещение. Но в дальнейшем постановление о закреплении жилого помещения за Ляшок Е.В. решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано противоречащим действующему законодательству. Постановлением Главы администрации Великосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Ляшок Е.В. принята на учет по предоставлению жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Ляшок Е.В. закончила обучение в ПУ и должна быть обеспечена жилым помещением, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, по делу привлечены Правительство Ярославской области, Департамент образования Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района.

В судебном заседании представитель истца Чижова С.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца дополнительно пояснила, что при проведении проверки прокуратурой района было также установлено, что Ляшок Е.В. обращалась в администрацию Великосельского сельского поселения, по месту ранее закрепленного за ней жилого помещения, и по месту выявления её как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Но в администрации Великосельского сельского поселения ей сказали, что свободных жилых помещений нет, и она будет обеспечена жильём только после появления свободного жилого помещения. В настоящее время Ляшок Е.В. родила ребенка, и ей необходимо его зарегистрировать и получить соответствующее социальное пособие.

Соистец Ляшок Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Ляшок Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Великосельского сельского поселения Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, мнения по исковому заявлению не представил.

Представитель ответчика Администрации Гаврилов-Ямского района в судебное заседание также не явился, о дате и времени рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, мнения по исковому заявлению не представил.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Комарова С.Ю., действующая по доверенности, и представляющая интересы Управления образования и Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, в судебном заседании возражала против исковых требований, полагала данные требования излишними и бессмысленными, поскольку вопрос о выделении денежных средств для покупки жилья Ляшок Е.В. уже решается. Пояснила, что поскольку Ляшок Е.В. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и окончившей учебное заведение, органом опеки и попечительства за подписью Главы муниципального района направил в Департамент образования пакет документов в соответствии с порядком предоставления расходов и субсидий. ДД.ММ.ГГГГ весь пакет документов был отвезен в Департамент образования. Вопрос по Ляшок Е.В. уже был рассмотрен, но пока нет денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ ими было направлено письмо в Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района, в котором они просили выделить дополнительные денежные средства для покупки жилья для детей-сирот, в связи со сложившейся ситуацией. У истицы действительно имеется право на получение жилья. Область не отказывает Ляшок Е.В. в выделении денежных средств. В настоящее время ждем поступление денежных средств, после чего жилье истице будет предоставлено.

Представитель третьего лица Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело без участия их представителя, и оставил разрешение данного дела на усмотрение суда. На исковые требования в суд представили отзыв: ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на имущество и жилое помещение: указанные выше категории детей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьей 19 Закона Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения в соответствии с Законом Ярославской области 11.07.2005 № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Таким образом, полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области. На данный момент действующее в Ярославской области законодательство содержит закрытый перечень условий реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Законом Ярославской области от 11.07.2005 № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». Согласно положениям статьи 16.1 вышеназванного Закона предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, осуществляется однократно вне очереди по месту их выявления и первичного устройства в семью в случае: прекращения опеки (попечительства), в том числе окончания пребывания в приемной семье; окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания; окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем, предоставление жилых помещений осуществляется при наличии следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение либо местом регистрации рождения ребенка является Ярославская область; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не имеют закрепленного жилого помещения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель третьего лица Департамента образования Ярославской области в судебное заседание не явился, по исковому заявлению представил отзыв, в котором просил рассмотреть гражданское дело без участия их представителя, оставил разрешение данного дела на усмотрение суда. В представленном отзыве изложил аналогичные доводы, предоставленные Правительством Ярославской области. Дополнительно указав, что Порядком предоставления и расходования субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением Прави­тельства Ярославской области от 22.09.2010 № 721-п «Об утверждении по­рядков предоставления и расходования субвенций местным бюджетам и при­знании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных норма­тивных правовых актов Ярославской области» предусмотрено, что бюджетам муниципальных районов (городских округов) предоставляются целевые средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплен­ного жилого помещения, в соответствии с заявкой органа местного само­управления на финансирование расходов на предоставление жилых помеще­ний детям, оставшимся без попечения родителей. Вместе с заявкой предос­тавляются заверенные копии необходимых документов. В случае подтверждения департаментом обоснованности заявки, органы местного самоуправления размещают муниципальный заказ, заключают му­ниципальный контракт, в соответствии с которым будет предоставлено жилое помещение ребенку. Расходы по оплате жилого помещения финансируются из бюджета Ярославской области в размере заключенного муниципального контракта.

Представитель третьего лица Департамента финансов Ярославской области в судебное заседание также не явился. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело без участия их представителя, и возражал против исковых требований. Возражения мотивированы тем, что Ляшок Е.В. имела закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, поэтому на нее не может распространяться право на внеочередное предоставление жилого помещения. Субвенция областного бюджета имеет целевое назначение и не может быть израсходована на другие цели. Расходование субвенции по другим основаниям приведет к нецелевому использованию средств бюджета. Согласно приложению 19 Закона Ярославской области от 28.12.2010 № 54-з «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на 2011 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Гаврилов-Ямскому муниципальному району предусмотрены средства в размере 5400 000 рублей. Денежные средства предусмотрены к выделению также и на 2012, 2013 годы.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Ляшок Е.В. – ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении дочери Ляшок Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Главы Гаврилов-Ямского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Ляшок Е.В. была направлена в виде исключения сроком до 1 года на полное государственное обеспечение в Учреждение1, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы Гаврилов-Ямского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Ляшок Е.В. направлена на воспитание и обучение с полным государственным содержанием и обеспечением в Учреждение1, а ранее закрепленное жилое помещение было сохранено.

Постановлением Главы Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за Ляшок Е.В. закреплено жилое помещением, расположенное по адресу: <адрес>.

Однако решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановления Главы администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетних в Учреждение1», от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетних в МОУ Учреждение1», от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилплощади за несовершеннолетними» в части закрепления жилья за несовершеннолетними Ляшок Е.В. и ФИО3 были признаны противоречащими действующему законодательству.

В соответствии с решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные постановления в части закрепления жилого помещения по адресу: <адрес> за несовершеннолетней Ляшок Е.В. были отменены.

ДД.ММ.ГГГГ Ляшок Е.В. была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой Отделения Гаврилов-Ямского района отдела УФМС России по Ярославской области в г.Ростове от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в несовершеннолетнем возрасте Ляшок Е.В. осталась без попечения родителей. Следовательно, на возникшие между сторонами правоотношения распространяется Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года «О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Главы Администрации Великосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет по предоставлению жилого помещения опекаемых детей-сирот» воспитанница МОУ Учреждение1 Ляшок Е.В. была принята на учет по предоставлению жилого помещения опекаемых детей-сирот.

ДД.ММ.ГГГГ Ляшок Е.В. закончила курс обучения в Профессиональном училище <адрес> где находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии, в котором была зарегистрирована временно по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Ляшок Е.В. жилого помещения и регистрации не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержится в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на предоставление им жилых помещений как в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так и в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.

Согласно ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья данной категории граждан обусловлено исключительно окончанием их пребывания в учреждениях, обеспечивающих их содержание, и отсутствием закрепленного за данными лицами жилых помещений. А в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, связано с окончанием пребывания в учреждениях, обеспечивающих их содержание, а также признанием данной категории граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При рассмотрении данного дела, суд признает за Ляшок Е.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения, как на основании ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и на основании Жилищного кодекса РФ, поскольку Ляшок Е.В. соответствует требованиям Федерального закона в части прекращения пребывания в образовательном учреждении, а также не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Вместе с тем, согласно ст.ст. 19 и 2 Закона Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области.

Согласно Постановлению Правительства Ярославской области № 721-п от 22.09.2010 года «Об утверждении порядков предоставления и расходования субвенций местным бюджетам и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Ярославской области» бюджетам муниципальных районов (городских округов) предоставляются целевые средства из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а органы местного самоуправления в свою очередь предоставляют приобретенные за счет целевых средств жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно п.6 ст.15, ст.16.1 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» предоставляются однократно детям сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения вне очереди по месту их выявления в случае прекращения опеки (попечительства), а также окончания пребывания в образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 16 Закона Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения на одного человека установлена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения – не менее 21 квадратного метра общей площади.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и требования выше указанных правовых норм, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ляшок Е.В. должна быть возложена непосредственно на Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области, как на орган, наделенный полномочиями по предоставлению жилых помещений лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области предоставить вне очереди Ляшок Елене Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из одного человека жилое помещение на условиях социального найма на территории Великосельского сельского поселения Ярославской области, благоустроенное применительно к условиям данного муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной в муниципальном образовании на день предоставления жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Чельцова