Дело №2-386-2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Гаврилов-Ям 17 июля 2012 года Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселева А.Ф., при секретаре Малыгиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челышевой Валентины Алексеевны к администрации городского поселения Гаврилов-Ям, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района о признании распоряжения Главы Гаврилов-Ямского района Ярославской области о закреплении за истцом жилого помещения недействительным и вменении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Челышева В.А. обратилась в Гаврилов-Ямский районный суд с иском к администрации Гаврилов-Ямского муниципального района и администрации городского поселения Гаврилов-Ям о признании распоряжения Главы администрации Гаврилов-Ямского района от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении жилплощади за несовершеннолетними недействительным; обязать администрацию городского поселения Гаврилов-Ям и оставить её состоящей на учете в улучшении жилищных условий как лицо, оставшееся без попечения родителей; обязать администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района приобрести и предоставить ей жилое помещение, соответствующее по площади требованиям предоставления жилого помещения санитарным и техническим требованиям предоставления жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Гаврилов-Ям. Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением Гаврилов-Ямского районного суда её мать ФИО1, была лишена родительских прав, таким образом, она была отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления Главы Гаврилов-Ямского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении несовершеннолетних в детский дом-школу <адрес>» она была направлена в детский дом-школу <адрес>. Тем же постановлением за ней не было закрепления жилого помещения. Согласно справке Управления образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района она является воспитанницей МОУ Гаврилов-Ямский детский дом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитанницей МОУ <данные изъяты> детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ. она обучалась в <данные изъяты> медицинском колледже. Срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в органы опеки и попечительства для выяснения вопроса по обеспечению её жильем на момент окончания обучения. Ей было рекомендовано обратиться в администрацию для постановки на учет, что она и сделала. При подаче заявления с её запросили документы, подтверждающие статус лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлением администрации городского поселения Гаврилов-Ям от ДД.ММ.ГГГГ № она признана нуждающейся и принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в качестве лица, оставшегося без попечения родителей. При решении вопроса по предоставлению ей жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. руководством колледжа было обращение в орган опеки и попечительства, в администрацию города и в прокуратуру. При проведении проверки прокуратурой было выявлено нарушение в деятельности администрации, что якобы повлекло за собой неопределенность её статуса и повлияло на решение вопроса о выделении ей жилого помещения. В адрес администрации было направлено представление об устранении нарушения. Ей было объяснено, что за ней было закрепление жилого помещения и поэтому она неправомерно поставлена на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей. При сборе документов для постановки на учет данного документа о закреплении жилой площади не было и ей он не был представлен. Считает, что это нарушает её права, т.к. совместное проживание с лицом, лишенным родительских прав, противозаконно. В настоящее время указанное жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии, там постоянно находятся лица, ведущие аморальный образ жизни. Другого жилья она не имеет. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ ИО дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании Челышева В.А, исковые требования поддержала и дала пояснения аналогичные обстоятельствам изложенным в исковом заявлении. Представители ответчиков- администрации Гаврилов-Ямского муниципального района и администрации городского поселения Гаврилов-Ям в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представители третьих лиц- Правительства Ярославской области и Департамент образования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы, просили рассмотреть дело в их отсутствии, возражали против удовлетворения заявленных истцом требований. Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Толстобровая Ю.В. в судебном заседании не поддержала требования заявленные истицей, подтвердив доводы изложенные в отзыве на иск. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд соглашается с мнением Правительства Ярославской области и Департамента здравоохранения Ярославской области, изложенными в отзыве на исковое заявление и полагает требования Челышевой В.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Решением Гаврилов-Ямского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы ФИО1 была лишена родительских прав и распоряжением Главы администрации Гаврилов-Ямского района от ДД.ММ.ГГГГ за № за Челышевой В.А.- воспитанницей Дома детства-школы <адрес> была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> В соответствии с п.3 ч.1 ст. 60 ЖК РСФСР, ст. 306 ГК РСФСР, действовавшими на момент приобретения Челышевой В.А, статуса сироты, жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: Выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы содержатся в ст.71, 148, 149 СК РФ. В соответствии со ст.120 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливались исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). В соответствии со ст.121 КоБС РСФСР опека устанавливалась над детьми, не достигшими пятнадцати лет. (статья 15 Гражданского кодекса РСФСР). В соответствии Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г. N919 Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленною жилого помещения, после окончании пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с указанной нормой Законом Ярославской области от 07.12.2004 (с изменениями вступившими в законную силу с 01.01.2009г.) №48-з «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и согласно п.6 статьи 15, ст.16.1 Закона Ярославской области от 11.06.2005г. №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется предоставление жилого помещения при наличии определенных условий, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют закрепленного жилого помещения; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанным лицам жилые помещения предоставляются по договору социального найма по месту их выявления и первичного устройства в случае окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа. В соответствии со ст.19 Закона Ярославской области от 16.12.2009г. №70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения в соответствии с Законом Ярославской области «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 22.09.2010г.№721-п «Об утверждении порядков предоставления и расходования субвенций местным бюджетам и признании утратившим силу и частично утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Ярославской области» предусмотрено, что бюджетам муниципальных районов (городских округов) предоставляются целевые средства областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент образования Ярославской области. Челышева В.А. проживала с матерью и была зарегистрирована по указанному адресу, приобрела право пользования указанным жилым помещением. Согласно ст.71, 148, 149 СК РФ за детьми, оставшимися без попечения родителей, при направлении их в воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты сохраняются право собственности или право пользования жилым помещением. При установлении указанной гарантии законодательством не предусматриваются какие-либо условия закрепления жилого помещения. Право на жилое помещение сохраняется независимо от его состояния, вида жилищного фонда к которому оно относится, размера занимаемой жилой площади. Поэтому ссылка истицы на невозможность проживания с лицом, лишенным родительских прав, не состоятельна. В соответствии с законом Российской Федерации от 28.08.1995г.№154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» ст.19 органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, предусмотренной Уставом муниципального образования, обоснованно вынесли распоряжение о закреплении жилого помещения. Препятствий для реализации права вселения истца в закрепленное жилое помещение для проживания не усматривается. Таким образом истица имеет закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <адрес>, которое в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания. Поэтому на истицу не распространяется порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств бюджета Ярославской области. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Челышевой Валентине Алексеевне в удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Судья А.Ф.Киселев
"Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей"
Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью осуществляются органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.