ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» сентября 2010 года город Гатчина
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Котов А.В.,
с участием государственного обвинителя Гатчинской городской прокуратуры Дорошенко А.А.,
подсудимой Щекочихиной А.Н.,
защитника Рубцовой Н.В., предоставившего удостоверение № 949 и ордер № 256915,
при секретарях Будянской О.Е., Стринадкиной Т.В.,
а также потерпевшего Д
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела № 1 – 280 в отношении
ЩЕКОЧИХИНОЙ Антонины Николаевны,
* ранее не судимой, -
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
установил:
Щекочихина А.Н. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах.
**.**.**** в период времени с * минут (точное время следствием не установлено) между находившимися в кухне квартиры **, Щекочихиной А.Н. и А после совместного распития спиртных напитков на почве личной неприязни возникла ссора, в ходе которой Щекочихина А.Н.взяла с кухонного стола нож и умышленно, с целью убийства нанесла своему сожителю – А удар в область спины, причинив тому тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, в виде колото-резаного ранения задней поверхности левой половины грудной клетки, проникающего в левую плевральную полость, с повреждением нижней доли левого легкого, левосторонним гемотораксом – скоплением крови в плевральной полости (1750 мл жидкой крови), с кровоизлияниями в мягкие ткани, которое повлекло за собой развитие значительного кровотечения, осложнившегося развитием острой кровопотери, что повлекло смерть потерпевшего на месте происшествия.
Подсудимая Щекочихина А.Н. виновной себя в умышленном причинении смерти А признала частично, поскольку удар ножом тому нанесла в процессе самообороны, а по существу обвинения показала, что **.**.**** в первой половине дня она, А и сын того отмечали прошедший день рождения ее сожителя – выпили коробку вина в квартире сожителя, около * часов продолжили распивать спиртное в ее квартире, около * часов пришла ее дочь и они втроем ушли к ее знакомой – Г, проживающей в этом же подъезде, где в течение вечера и ночи выпивали, она периодически уходила домой, потом возвращалась за сожителем. Ночью между сыном ее сожителя и сожителем Г произошла драка и тех забрали в милицию, а она ушла к себе в квартиру. Через некоторое время пришел сожитель, она дала тому 150 рублей и тот ушел, вернулся около * часов с вином, они спустились в квартиру Г и выпили втроем немного вина, после чего вернулись с сожителем к себе домой, посидели некоторое время на кухне, затем она ушла в свою комнату и легла спать. Через некоторое время в комнату зашел А и стал приставать, чтобы она с ним легла спать, когда она отказалась, тот «озверел», схватил ее за волосы и вытолкнул в коридор, где она упала на колени. Затем сожитель схватил ее опять за волосы и затащил в кухню, они оказались на угловом диванчике в полусидячем положении. Сожитель выражался нецензурной бранью, два раза ударил ее головой об стену, она защищаясь, схватила с кухонного стола какой-то предмет правой рукой и ударила им сожителя в спину «наотмашь», тот стал оседать с диванчика и упал на пол, стал задыхаться. Она стала звать на помощь, закрывала рану рукой, потом вызвала «скорую», сама оставалась в квартире до приезда врачей и сотрудников милиции.
Вина подсудимой Щекочихиной А.Н. в инкриминируемом ей преступлении, помимо частичного признания вины, подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
- Показаниями потерпевшего Д о том, что **.**.**** он с отцом и сожительницей того – Щекочихиной А.Н. распивали спиртные напитки, сначала в поселке **, потом в поселке ** в квартире Щекочихиной А.Н., а вечером пошли к Г, где продолжили выпивать. Ночью он подрался с сожителем Г – И, соседи вызвали сотрудников милиции и их доставили в отделение милиции, где ему стало известно про убийство в **, где проживала Щекочихина А.Н. Когда его отпустили из отделении милиции, о пошел к Щекочихиной А.Н. домой, там дочь той – В рассказала, что ночью слышала крики отца и своей матери, та просила «успокоиться», она вместе с мужем зашла в кухню и увидела, что мать лежит на его отце, плачет, по телефону вызвали скорую помощь. Позже Щекочихина А.Н. рассказала ему, что плохо помнит произошедшее, не поняла, что схватила со стола и ударила отца, когда тот начал «трепать» ее за волосы.
- Из показаний свидетеля Я, оглашенных в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, усматривается, что о событиях, произошедших в квартире К в ночь с **.**.****, ей известно со слов сестры Щекочихиной А.Н., которая рассказала, что у нее с сожителем А на почве распития спиртных напитков произошел конфликт с дракой и она убила ножом А (т. 1 л.д. 239-242).
- Показаниями свидетеля М, оглашенными в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ, о том, что он, как участковый уполномоченный 106 отделения Гатчинского УВД, **.**.**** примерно в * минут, получив сообщение дежурного по отделению милиции о пьяном дебоше и драке в квартире **, прибыл в указанную квартиру, обнаружив там группу граждан в нетрезвом состоянии, при проверке ими оказались: хозяйка квартиры – Г с сожителем И, а также Д, Щекочихина А.Н. и А, последний спал в комнате. Он попросил прекратить шуметь и разойтись, Д и Щекочихина А.Н. ушли, остальные остались, пообещали не шуметь.
Около * часов вновь позвонил дежурный и сообщил, что соседи жалуются на шум и крики, доносящиеся из квартиры Г Вместе с экипажем ГЗ № – Т и О зашли в указанную квартиру, где обнаружил ту же компанию, те вели себя шумно, распивали спиртные напитки. Они задержали самых пьяных: Д и И и доставили в отделение, а А и Щекочихина А.Н. ушли к себе в квартиру **, расположенную в том же подъезде (т. 1 л.д. 244-247).
- Показаниями свидетеля Э о том, что о произошедшем знает со слов сестры, которая позвонила утром по телефону и рассказала, что ночью проснулась от стука об стену и крика мамы «помогите». Когда зашла в кухню, мама уже ударила А ножом и вызвала скорую помощь.
- Из показаний свидетеля К усматривается, что **.**.**** он находился дома. Около * часов пришла его теща – Щекочихина А.Н. со своим сожителем – А и сыном последнего – Д. Все находились в нетрезвом состоянии, продолжали на кухне отмечать день рождения А, он в это время отдыхал в комнате. Через некоторое время те ушли, а около 24 часов пришел пьяный А и лег спать, примерно в * пришли Щекочихина А.Н. и Д, на них ругался участковый за то, что устроили дебош в квартире Г. Проснулся ночью от шума – в кухне спорили Щекочихина А.Н. и А, он из коридора крикнул, чтобы успокоились, стало тихо, и он лег спать. Уже под утро проснулся от громкого шума на кухне, в это время в комнату зашла жена и попросила посмотреть, что там происходит. Когда он зашел в кухню, увидел лежавшего на полу А, тот хрипел, задыхался, в области задней левой лопатки на рубашке разрез. Щекочихина А.Н. находилась рядом с А и вызывала скорую помощь.
- Свидетель В показала, что **.**.**** около * часов она с ребенком пришла домой, на кухне мама с сожителем и сыном того распивали спиртные напитки. Через некоторое время А и Д ушли, позже позвонил сожитель мамы и пригласил к Г, та ушла. Через некоторое время пришел А и лег спать. Примерно около * часов она проснулась от доносившегося из кухни шума – мама с сожителем о чем-то спорили. Она вышла в коридор и сказала, чтобы не шумели, после чего закрыла дверь в кухню и легла спать.
Второй раз проснулась около * часов от стука в стену (более одного, но менее десяти) и голоса мамы «не хватай меня за волосы», потом услышала вскрики А Когда заглянула в кухню, мама стояла у стола, а А лежал на уголке на правом боку, лицом к столу.
Она позвала мужа, тот повернул А, и заметила на спине под левой лопаткой разрез на рубашке и кровь. Мама вызвала скорую помощь, врачи приехали примерно через 8-10 минут, Абыл еще жив – хрипел.
- Из рапорта оперативного дежурного 106 отделения милиции Гатчинского УВД от **.**.**** усматривается, что в * часов поступило сообщение от диспетчера станции скорой помощи о том, что в квартире ** зафиксирована смерть А с признаками насильственной смерти (т. 1 л.д. 25).
- Согласно талона станции скорой помощи смерть А зафиксирована **.**.**** в * до прибытия врачей (т. 1 л.д. 26).
- Из протокола осмотра места происшествия – квартиры **, усматривается, что в помещении кухни на полу обнаружен труп А с признаками насильственной смерти. При осмотре трупа в левой подлопаточной области обнаружена косо-горизонтальная, щелевидная рана, возле левого бока лужа крови, размером 30?40 см. На столе обнаружен нож с ручкой из пластика черного цвета, там же обнаружены еще 6 ножей, в том числе нож с рукояткой из дерева под № 6 (т. 1 л.д. 27-50).
- Согласно заключения эксперта № от **.**.**** при исследовании трупа А обнаружено колото-резаное ранение задней поверхности левой половины грудной клетки, проникающее в левую плевральную полость, с повреждением нижней доли левого легкого, левосторонним гемотораксом – скоплением крови в плевральной полости (1750 мл жидкой крови), с кровоизлияниями в мягкие ткани. Указанное ранение, причинившее тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, повлекло за собой развитие значительного кровотечения, осложнилось развитием острой массивной кровопотери, что явилось причиной смерти потерпевшего, в крови которого обнаружен этиловый спирт (1,5 %), что соответствует алкогольному опьянению, пограничному между легким и средним. Колото-резаное ранение причинено прижизненно, в срок от единичных минут – единичных десятков минут до наступления смерти, острым предметом, имеющим в следообразующей части острый конец.
Направление движения травмирующего предмета – сзади наперед и несколько снаружи внутрь (слева направо), длина раневого канала – не менее 10 см (т. 2 л.д. 28-35).
- Из заключения эксперта от **.**.**** следует, что рентгеноспектральный анализ показал привнесение железа в повреждении на кожном лоскуте спины от трупа А (т. 2 л.д. 41-42).
- Заключением эксперта от **.**.**** установлено, что рана на фрагменте кожи задней поверхности грудной клетки слева от трупа А является колото-резаной и причинена колюще-режущим орудием, имевшим в следообразующей части обух, острие и лезвие (т. 2 л.д. 43-44).
- Согласно заключения эксперта от **.**.**** на предметах, изъятых с места происшествия (одежда А, футболка и брюки Щекочихиной А.Н., покрывало, простынь, смыв из-под трупа, нож) обнаружена кровь, принадлежащая лицу мужского генетического пола (т. 2 л.д. 101-107).
- Из заключения эксперта от **.**.**** следует, что кровь, обнаруженная на изъятых с места происшествия предметах, в том числе на одежде Щекочихиной А.Н. и ноже № 6, произошла от А (т. 2 л.д. 97-100).
- Заключением эксперта от **.**.****, из которого усматривается, что колото-резаное ранение области задней поверхности груди и соответствующие ему повреждения на рубашке и футболке А причинены клинком ножа № 6.
На покрывале обнаружены пятна пропитывания и следы от брызг крови; на простыне – помарки и следы от брызг крови; на левой поверхности клинка ножа № 6 – помарки крови; на одежде А – участки пропитывания, помарки и следы от брызг крови. Направление крови, стекавшей вниз с образованием потеков, свидетельствует о том, что А какое-то время после начавшегося кровотечения из раны находился преимущественно в вертикальном положении. На передней поверхности левой штанины брюк Щекочихиной А.Н. имеются помарки крови. (т. 2 л.д. 117-147).
- Протоколом осмотра предметов, изъятых с места происшествия и признанных по делу вещественными доказательствами, а именно: ножа № 6, одежда А со следами крови и повреждений на рубашке и футболке, брюк Щекочихиной А.Н. со следами крови (т. 2 л.д. 163-167).
- Протоколом явки с повинной Щекочихиной А.Н., из которого следует, что она в ходе конфликта со своим сожителем, когда тот замахнулся кулаком, схватила со стола попавшийся под руку нож с деревянной ручкой с «открывашкой» и ударила им сожителя в грудь (т. 1 л.д. 108-109).
- Протоколами следственного эксперимента и проверки показаний на месте, из которых следует, что Щекочихина А.Н. рассказала и показала на статисте механизм причинения А ножевого ранения, а именно: когда тот удерживал ее за волосы, она взяла со стола нож в правую руку и нанесла А удар в грудь с левой стороны сзади (т.1 л.д. 140-155, 157-161).
- Из дополнительного заключения эксперта от **.**.**** следует, что колото-резаное ранение А могло быть причинено при обстоятельствах, указанных Щекочихиной А.Н. в ходе следственного эксперимента, а именно: при ударе ножом в левую заднебоковую поверхность грудной клетки с направлением удара сзади наперед и несколько снаружи внутрь (т. 2 л.д. 50-52).
С учетом вышеизложенных доказательств суд считает установленным, что преступное деяние имело место **.**.**** в период времени с 4 до 6 часов 30 минут в квартире ** и совершено Щекочихиной А.Н. при установленных судом обстоятельствах.
Оценив исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в совокупности, суд находит их достоверными и достаточными для обоснования виновности подсудимой в содеянном, а именно в умышленном причинении смерти А, а потому квалифицирует ее действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Умышленные действия подсудимой Щекочихиной А.Н., выразившиеся в нанесении удара ножом потерпевшему со значительной силой, о чем свидетельствует длина раневого канала – не менее 10 см, в жизненно важный орган – грудную клетку, свидетельствуют о том, что она осознавала общественную опасность своих действий, предвидела неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желала этого, то есть действовала с прямым умыслом на убийство.
Доводы подсудимой Щекочихиной А.Н. о том, что удар ножом сожителю нанесла в процессе самообороны от нападения того, суд находит несостоятельными, а ее показания в этой части продиктованы желанием смягчить ответственность за совершенное преступление.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между Щекочихиной А.Н. и А на протяжении совместной жизни происходили конфликты, имели место и обоюдные драки с причинением побоев друг другу, однако данных об обращении с заявлением в милицию в материалах уголовного дела не имеется. **.**.**** в ночное время между находившимися в состоянии алкогольного опьянения Щекочихиной А.Н. и А произошел очередной конфликт на почве личных неприязненных отношений. Находившиеся в квартире дочь и зять Щекочихиной А.Н. успокаивали тех, однако, конфликт между Щекочихиной А.Н. и А продолжился, а, когда последний схватил Щекочихину А.Н. за волосы и ударил ту головой об стену, не причинив вреда здоровью, та нанесла удар ножом в грудную клетку, при этом в тот момент реальной опасности для ее жизни и здоровья не было, то есть ее действия были умышленными и направленными на убийство потерпевшего.
Согласно заключения комиссии экспертов психиатров Щекочихина А.Н. каким-либо расстройством психической деятельности не страдает, как и не страдала в период инкриминируемого ей деяния, находилась в состоянии простого алкогольного опьянения, могла в полной мере осознавать общественную опасность и фактический характер своих действий и руководить ими. В указанный период она в состоянии аффекта не находилась.
Выводы экспертов основаны на экспертном исследовании и данных о личности Щекочихиной А.Н., являются объективными и обоснованными. С учетом заключения экспертов суд признает Щекочихину А.Н. вменяемой.
При назначении наказания подсудимой суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, а также ее личность и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на ее исправление и на условия жизни ее семьи.
Смягчающими обстоятельствами суд признает: совершение преступления впервые, частичное признание вины и раскаяние в содеянном, явку с повинной, аморальное и противоправное поведение погибшего, послужившее причиной возникновения конфликта.
Отягчающих обстоятельств суд по делу не усматривает.
Как личность подсудимая, имеющая постоянное место жительства и работы, характеризуется положительно, на учете у нарколога не состояла, к административной ответственности не привлекалась.
С учетом личности подсудимой и тяжести содеянного суд считает необходимым назначить ей наказание в виде реального лишения свободы, при этом применяет ст. 64 УК РФ и назначает наказание ниже низшего предела статьи уголовного закона, по которой она признана виновной. При этом суд приходит к выводу о том, что совокупность смягчающих обстоятельств является исключительными, также суд учитывает поведение подсудимой и конкретные обстоятельства дела, что в совокупности существенно уменьшает степень общественной опасности совершенного ей преступления.
Вещественные доказательства по делу подлежат уничтожению на основании ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ,
приговорил:
Признать ЩЕКОЧИХИНУ Антонину Николаевну виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 64 УК РФ в виде 4 (четырех) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения, подписку о невыезде, изменить на заключение под стражу.
Взять под стражу в зале суда.
Срок отбытия наказания исчислять со дня провозглашения приговора.
Зачесть в срок лишения свободы содержание под стражей с **.**.****.
Вещественные доказательства по делу: покрывало, 3 смыва, срезы ногтевых пластин, фрагмент простыни, нож, брюки, 2 футболки, рубашку, джинсы, носки, полотенце (находятся в камере хранения вещественных доказательств следственного отдела по г. Гатчина СУ СКП РФ по Ленинградской области) после вступления приговора в законную силу – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной, содержащейся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: *ь