Дело № 2- 2779/2010 18 августа 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
При секретаре Юдиной Т. В.,
С участием прокурора Станкевича А. В.,
Представителя ответчика ООО «Славянка-М» Гребенева М. В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Славянка-М» об обязании осуществить мероприятия по организации санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании осуществить мероприятия по организации санитарно-защитной зоны. В обосновании своих требований указал, что Гатчинской городской прокуратурой в целях осуществления надзора за соблюдением законодательства об охране природы проведена проверка наличия у организаций, расположенных на территории Гатчинского района, разработанных и согласованных в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон, а также соблюдение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999г. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Славянка-М» не разработаны санитарно-защитные зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не имеется проекта по обоснованию расчетного размера санитарно-защитной зоны, а также не имеется санитарно-эпидемиологического заключения установленного образца. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Славянка-М» требования действующего законодательства не исполняются, что подтверждается ответом директора ООО «Славянка-М» *** от ** ** ****г. на запрос Гатчинской городской прокуратуры *** от ** ** ****г. Таким образом, бездействие ООО «Славянка-М» нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Истец руководствуясь ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 2, ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2, п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 просит обязать ООО «Славянка-М» осуществить мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Впоследствии истцом исковые требования были уточнены и он просил обязать ООО «Славянка-М» осуществить мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 вокруг территории животноводческой фермы «Пудомяги» ООО «Славянка-М» и вокруг гаражей ООО «Славянка-М».
Представитель истца прокурор Станкевич А. В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Гребенев М. В. иск не признал и пояснил, что для оформления санитарного паспорта у предприятия отсутствуют средства, в ближайшие 2 года они не смогут организовать санитарно-защитные зоны. Полагает, что никакого вреда населенному пункту предприятие не приносит. Агропромышленный комплекс ООО «Славянка-М» расположен в 1 км от д. ***. Совхоз находится в *** метрах от жилой зоны, между поселком и совхозом также находится еще предприятие «Водоканал».
Суд, выслушав пояснения сторон, заключение специалиста ТО ТУ Роспотребнадзора по ЛО в Гатчинском районе Тихачева В. А., изучив материалы дела, находит требования истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно материалам дела ООО «Славянка-М» специализируется на производстве молока, мяса, картофеля, зерновых культур и овощей. Агропромышленный комплекс ООО «Славянка-М» включает в себя растениеводческий комплекс, а также животноводческий комплекс и вспомогательное производство в виде мастерских машинно-тракторного парка, транспортного цеха и гаража. (л. д. 6). ООО «Славянка-М» является промышленным объектом и производством третьего класса, где должна быть организовано санитарно-защитная зона на расстоянии *** метров. Тогда как у ООО «Славянка-М» санитарно-защитная зона отсутствует, отсутствует разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны. (л. д. 28 – 37).
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Тихачев В. А. пояснил, что по санитарным нормам существует 5 классов для промышленных объектов и производств, предприятия, отнесенные к третьему классу обязаны разработать проект санитарно-защитной зоны и организовать ее в дальнейшем.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В соответствии с разделом 2 п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с разделом 7 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. В соответствии с подразделом 7.1.11 «Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства» п. 2, 9 ООО «Славянка-М» как ферма крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), а также как предприятие имеющее гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей сельскохозяйственной техники является предприятием 3 класса и санитарно-защитная зона составляет 300 метров.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Славянка-М» в силу закона обязано осуществить мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, требования истца основаны на законе и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств не основаны на законе и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Славянка-М» осуществить мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 вокруг территории животноводческой фермы «Пудомяги» ООО «Славянка-М» и вокруг гаражей ООО «Славянка-М».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья: