ОБ ОБЯЗАНИИ ОСУЩЕСТВИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ



Дело № *** ** ** **** года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дубовской Е.Г.

с участием прокурора Волницкого М.В.

при секретаре Фондуковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» об обязании осуществления мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны

у с т а н о в и л:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании осуществления мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено в ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» не разработаны санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не имеется проекта по обоснованию расчетного размера санитарно- эпидемиологического заключения установленного образца.

В судебном заседании прокурор требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным основаниям.

Представитель ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» в судебном заседании признав исковые требования, пояснил, что в настоящее время ведутся работы по разработке санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями закона, в том числе заключен договор с организацией по разработке проекта.

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.1.1 и п.1.2 Устава ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде л.д.18-43).

Согласно письму Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе на территории Гатчинского муниципального района расположено 114 объектов, требующих организацию санитарно-защитных зон, с приложением перечня организаций, не имеющих разработанных и согласованных в установленном порядке проектов л.д.44).

Под № *** Перечня объектов, требующих организации санитарно-защитных зон и принятых мер по ТО за период с 2009 года по 2010 год указан ОАО «Гатчинапассажиравтотранс», расположенный по адресу: ***, ***, ***, *** л.д.45-53).

Таким образом, установлено, что у ответчика отсутствует проект по обоснованию расчетного размера санитарно-защитной зоны при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на производственную площадку по адресу: ***, *** ***, полученной в 2009 году.

В силу ч.1,2 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что деятельность ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» связана с производством, оказывающим влияние на окружающую природную среду и, в случае невыполнения требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В силу п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Статья 30 ФЗ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в данной области предусмотрены ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в ред. Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, указанные в иске нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ОАО «Гатчинапассажиравтотранс» осуществить мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ** ** **** года.

Судья: