ОБ ОБЯЗАНИИ ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Дело № 2-2336/2010

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Гатчина 13 сентября 2010 г.

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

с участием прокурора Ивановой Е.Ф.,

при секретаре Шаркевич Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», 3 лица: администрация Гатчинского муниципального района, Комитет образования Гатчинского муниципального района, Управление Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,

у с т а н о в и л:

Гатчинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки в детском саду № 8 комбинированного вида было установлено, что в детском дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет, однако лицензия на медицинскую деятельность не получена в нарушение требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.07 г.

В судебном заседании прокурор требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнила исковые требования, и просила установить срок, в течение которого должна быть получена детским садом лицензия, с учетом принципов разумности и справедливости не позднее 01.01.2012 г.

Представитель МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Зуева Г.П. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что работа по получению лицензии проводится. К настоящему моменту не получены все необходимые согласования, но до 01.01.2012 г. лицензия детским учреждением будет получена, т.к. никаких препятствий к этому не имеется.

Представители 3 лиц - Комитета образования Гатчинского муниципального района, Управления Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о рассмотрении дела, в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие.

Представитель администрации Гатчинского муниципального района Федорова А.В. указала, что процедура оформления лицензии достаточно длительная, т.к. государственные органы до настоящего времени не определили окончательный перечень документов, необходимый для получения данной лицензии. Детским садам необходимо выполнить большой объем работ, в связи с чем просила установить как можно более длительный срок исполнения решения.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Из ответа заместителя главы администрации Гатчинского муниципального района от 06.05.2010 г. № 1074-19 следует, что в 46 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях оборудованы медицинские кабинеты в соответствии с санитарными нормами и правилами. Медицинское обслуживание осуществляется в полном объеме штатными медицинскими сотрудниками дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время в Уставы дошкольных образовательных учреждений вносятся необходимые изменения, и идет сбор документов для прохождения лицензирования медицинской деятельностью л.д.4).

Согласно п. 1.2.1, п. 1.22 Устава от 2008 г. МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», медицинское обслуживание в учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом. Учреждение вправе выполнять медицинские услуги после получения соответствующей лицензии. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения; медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала ДОУ оказываются бесплатно.

Однако, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что у ответчика отсутствует лицензия на оказание медицинских услуг, в то время как медицинские услуги оказывались.

На основании трудового договора № 110 от 29.10.2009 г. Иванова О.М. принята на работу в МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» на должность старшей медицинской сестры. Согласно экспертному заключению Роспотребнадзора по Гатчинскому району № 289 от 05.04.2010 г. медицинская деятельность (доврачебная медицинская помощь – сестринское дело в педиатрии) МДОУ № 8 соответствует требованиям санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Как указано в ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензируемым видом деятельности понимается деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 4 указанного Закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

П. 96 ч.1 ст. 17 данного Закона предусмотрено, что лицензированию подлежит, в том числе, медицинская деятельность. В силу п. 4 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.07 г., медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 49 ч. 1 и ч. 3 ГК РФ).

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).

Установлено, что МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» осуществлял медицинскую деятельность при отсутствии лицензии на нее. Данного обстоятельства представитель ответчика не отрицала в судебных заседаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что осуществление без лицензии указанного вида медицинской деятельности, влечет риск нанесения ущерба здоровью воспитанников детского сада, не обеспечения безопасности труда медицинских работников учреждения, нарушения прав граждан на получение дошкольного образования в безопасных условиях, что затрагивает права неопределенного круга лиц, и обращение прокурора в суд в их защиту в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является обоснованным.

Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия указанные в решении суда могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Отсутствие в вышеуказанных актах конкретного срока позволяет суду сделать вывод о том, что применение данных актов является обязательным с момента их официального опубликования и вступления в законную силу, в связи с чем проведение соответствующих работ должно быть выполнено ответчиками в разумные сроки, т.е. в течение следующего за текущим финансового года не позднее 01.01.2012 г.

Без указания конкретного срока решение суда является неисполнимым.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга лиц, и прежде всего детей школьного возраста, проходящих обучение в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, устранение возможной угрозы для их жизни и здоровья, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

Прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что указанные медицинские услуги необходимы неопределенному кругу лиц, оказание данного вида услуг должно отвечать санитарным нормам и правилам (лицензия выдается только после выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность по данному виду услуг), а воспитанники детского сада нуждаются в указанном виде услуг.

Исходя из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, указанные в иске нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности в срок не позднее 01 января 2012 г.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда.

Судья: Е.В. Лобанев