Дело № 2- 3372/2010 15 сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи ГИРЕНКО М.В.
При секретаре ЮДИНОЙ Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новиковой Елены Валерьевны, заинтересованное лицо: Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, о признании незаконным Постановления Администрации Гатчинского муниципального образования № *** от ** ** **** года,
УСТАНОВИЛ:
Новикова Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Администрации Гатчинского муниципального района № *** от ** ** **** года, которым предоставлен Новиковой Е.В. земельный участок площадью *** кв.м. в собственность за плату и предложено оплатить *** рублей *** копеек.
В обоснование заявленных требований заявительница указала, что ей предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью *** кв.м. по адресу: Ленинградская область, ***, кадастровый номер ***. Пунктом 4 указанного постановления стоимость выкупа установлена в размере *** рублей *** копеек. Заявительница не согласна со стоимостью земельного участка. В обоснование ссылается на ст.2 Закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и п.3 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 года № 310, которыми до 01.01.2012 года определено, что лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Заявительнице принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: Ленинградская область, ***. Для ИЖС заявительнице был предоставлен земельный участок площадью *** кв.м. Его кадастровая цена за 1 кв.м. составляет *** рубля. Таким образом, заявительница полагает, что выкупная стоимость её земельного участка должна составлять *** рублей *** коп. Новикова Е.В. считает, что Администрация ГМР неправильно определяет выкупную стоимость земельного участка, исходя из установления выкупной стоимости за *** кв.м. в размере десятикратного размера ставки земельного налога, а *** кв.м., исходя из кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель заявительницы поддержал требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Администрации Гатчинского муниципального района ЛО, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется расписка л.д. 62), в представленном в суд отзыве на заявление Новиковой Е.В. указал, что порядок определения выкупной стоимости земельного участка установлен в соответствии со ст.33 ЗК РФ, Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 года № 310. Согласно постановления установлен порядок выкупной цены за земельный участок в пределах норм отвода, установленных органами местного самоуправления в соответствии со ст.33 ЗК РФ. Выкупная стоимость за площадь земельного участка сверх утвержденных норм органами государственной власти субъектов РФ не установлена. В этом случае применяются п.1.2 ст.36 ЗК РФ, согласно которому до установления органом исполнительной власти субъекта РФ порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявительницы, приходит к следующему:
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено, что Новикова Елена Валерьевна является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, ***. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии *** *** от ** ** **** г. л.д. 8).
Постановлением Главы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ** ** **** г. № *** Новиковой Е.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Ленинградская область, ***; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства л.д. 7). Земельный участок площадью *** кв.м ранее принадлежал Новиковой Е.В. на основании договора субаренды *** от ** ** **** г., заключенного с ЗАО «Петал» л.д.9-14), которому был выделен единый земельный участок площадью *** га для осуществления застройки квартала малоэтажного строительства *** Новикова Е.В. обязана выплатить стоимость земельного участка в сумме *** руб. *** копеек. Согласно акту установления выкупной цены земельного участка, площадь указанного земельного участка размером *** кв.м выкупается по 10-ти кратной ставке земельного налога – 15,9585 руб. за 1 кв.м (общая стоимость *** руб.), площадь участка размером *** кв.м выкупается в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости за 1 кв.м в размере 531,95 руб. (общая стоимость *** руб.). Итого, выкупная цена предоставляемого в собственность Новиковой Е.В. земельного участка составляет *** руб.
В силу ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление указанных земельных участков осуществляется за плату.
Статьей 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Цена указанных земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 г. № 310 "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" установлено, что до 01.01.2010 г. лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право которых возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Указанная норма права воспроизводит положения п.2 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым, до 01.01.2012 года лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право которых возникло после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской федерации цены земельного участка применяются минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Представитель Администрации в обоснование своих возражений ссылался на нормы предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, которые Решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района от ** ** **** г. № *** установлены в пределах от 0,10 га до 0,15 га. Представитель Администрации полагал, что площадь земельного участка, предоставленная свыше указанных норм должна передаваться в собственность за плату из расчета кадастровой стоимости земельного участка.
Данное утверждение, по мнению суда, является ошибочным.
Пунктами 2,3 Постановления Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 года № 310 установлено, что до 01.01.2012 года в Ленинградской области продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Ленобласти от 03.02.2010 N 18)
До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 2 настоящего постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
(в ред. Постановления Правительства Ленобласти от 27.02.2010 N 40)
При этом, ст. 36 ЗК РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и Постановление Правительства Ленинградской области от 11.12.2007 года № 310 не связывают выкупную стоимость предоставляемого земельного участка с его размером и не имеют отсылок к ст.33 ЗК РФ – нормы предоставления земельных участков.
Таким образом, положения о предельных размерах земельных участков к земельному участку, предоставленному в собственность Новиковой Е.В., неприменимы. Из изложенного следует, что расчет выкупной цены части земельного участка *** кв.м, превышающей норму, не может быть рассчитан из кадастровой стоимости земельного участка, а потому Постановление Администрации Гатчинского муниципального района № *** от ** ** **** года в этой части является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным Постановление главы Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ** ** **** года № *** в части установления выкупной цены земельного участка площадью *** кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, ***, кадастровый номер ***, предоставленного Новиковой Елене Валерьевне в собственность за плату, в сумме *** рублей *** копеек.
Решение может быть обжаловано в Ленинградской областной суд в течение 10 дней.
Судья: